Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:56, реферат
Остановимся кратко на применении наших подходов к обучению школьников искусству (на примере изобразительного искусства).
С психологической точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и полимодальные (например, театр).
Независимо от выбранной программы обучения изобразительному искусству, все еще встречаются случаи, когда учитель дает задание детям, например, предлагая нарисовать натюрморт, без каких-либо объяснений того, как именно следует это делать. В этом случае целенаправленный педагогический процесс отсутствует, дети заняты самообразованием, и лишь немногие из них способны успешно выполнить поставленную задачу. Отчасти это объясняется тем, что многие педагоги изобразительного искусства не являются специалистами данной области. Но, к сожалению, подобная ситуация встречается и с учителями, которые имеют художественно-графическое образование. Это указывает на то, что часть педагогов не владеет в должной мере способами управления учебной деятельностью.
Анализ
практики обучения изобразительному искусству
показывает, что есть еще более
глубокая причина такого положения
дел — система убеждений
Большинство педагогов не верят, что в рамках учебных часов школьной программы можно научить детей хорошо рисовать, любить искусство, глубоко воспринимать и ценить выдающиеся произведения культуры. Так как чаще всего их собственный путь к искусству был связан с профессиональными занятиями в студии изобразительного искусства или художественной школе, а затем продолжительным опытом обучения в художественном училище или на соответствующем факультете института.
Также среди учителей распространено убеждение, что творческие способности даны от природы лишь немногим, а поэтому формируется точка зрения, что их возможно развить лишь незначительно. При такой вере в способности ученика учитель будет в большей степени стремиться просвещать детей, предлагая им познакомиться с различными образцами искусства, и обучать простейшим навыкам обращения с карандашом, кистью, красками и т.д., нежели чем творить.
Велик риск того, что ни одна из разработанных программ не будет в достаточной степени реализована из-за отсутствия веры в силы ученика!
Воззрения педагогов на развитие творческих способностей школьников объясняются тем, что в педагогической психологии на операциональном уровне слабо разработаны пути развития способностей. Педагог недостаточно знаком с психологическими механизмами их развития, четко не представляет своих действий, направленных на их формирование, не владеет системой приемов оказания помощи ученику в том случае, если он испытывает затруднения в организации собственного творческого процесса.
Во
многом это связано еще и с
тем, что в области
Таким
образом, обучившись преимущественно
по модели «мастер – подмастерье»
(в упрощенном смысле), педагог непроизвольно
является носителем такой
Изобразительное
искусство и психологические
механизмы овладения им должны быть
тесно взаимосвязаны в
В
нашей образовательной
Связь логических уровней и педагогических средств в обучении изобразительному искусству
Уровень в структуре личностного опыта | Педагогические средства |
Личностное своеобразие, я-концепция |
Создание образовательной
ситуации для присвоения и проявления
ролей: художник (живописец, график, скульптор,
дизайнер и т.д.), автор, зритель, критик,
экскурсовод, искусствовед и т.д. Использование только позитивного обращения к личностному своеобразию(формирование позитивной я-концепции). Создание
ситуации для проявления своейличностной
позиции. «Встреча
с личностью»: Мастером, Художником,
Автором. Обеспечение адресного выполнен Проведение персональной
выставки юного автора. Публичная защита авторской концепции/проекта. |
Мотивация, цели, ценности, убеждения |
Вера в способности
и талантливость ученика!
Выявление индивидуальных
интересов и ожиданий от урока, совместное
целеполагание, использованиемотивирующих
метафор, сказок, легенд и историй. Использование
особо эмоциональных
высказываний выдающихся деятелей мировой
культуры. Индивидуальное
планирование результатов
продвижения в освоении творческой деятельности.
Обеспечение
обоснованного личностного
выбора в обучении (индивидуальной или
групповой работы, формы и вида деятельности,
темы, художественных средств, сложности
работы, индивидуальной или групповой
деятельности, формы домашнего задания
и т.д.). Ведение «блокнотов
успеха». Периодическое обсуждения
конкретных вариантов использования резуль Реализация
собственной оценки учеником результатов
творческой деятельности. Отбор «лучшей
работы» для участия в творческих
конкурсах. Награждение по итогам обучения. |
Способности и стратегии |
Моделирование
урока на основе следующих стратегий:
Проведение
уроков с учетом полной
модели Т.О.Т.Е. Создание
системы позитивной и качественной обратной
связи по результатам и процессу творческой
деятельности. Реализация технологии ЦРПС, игровой, исследовательской и проектной деятельности. |
Поведение и деятельность |
Организация художественно- Восприятие
и анализ произведений искусства:
созерцание, разглядывание, высказывание
собственного мнения, создание отзыва,
написание рецензии и т.д. Беседы
по теории искусства. Организация бесед и дискуссий Организация сюжетно-ролевых
игр. Организация творческих
проектов. Организация выставок детских работ, школьной галереи. |
Образовательное пространство, окружение |
Особая организация пространств Эстетическое оформление
класса, дизайн. Наличие выставки
детских работ. Система методического
оснащения, ТСО. Обеспечение участия в различных выставках и галереях, музеях изобразительного искусства. |
Таким
образом, в основе нашей концепции
обучения изобразительному искусству лежат следующие
принципы:
В целом мы предлагаем строить содержание школьных программ по изобразительному искусству с учетом следующих компонентов:
· Развитие кругозора и предметной эрудиции.
· Развитие умений и навыков изобразительной и творческой деятельности.
· Развитие познавательных способов и стратегий.
· Самоопределение и самореализация личности.
· Самоорганизация и саморегуляция.
При этом первые два компонента отвечают традиционному знаниевому подходу, при котором образовательный процесс нацелен больше на знакомство с различными видами, стилями и образцами искусства в сочетании с развитием определенных умений и навыков учебной деятельности.
Реализация последующих компонентов слабо представлена в практике работы современного образования. Вместе с тем изобразительное искусство как школьный предмет несет в себе значительный потенциал для их реализации. В течение урока, за небольшой промежуток времени, важно обеспечить творческую самореализацию личности и необходимо научить ребенка эффективно организовывать свою деятельность: организация своего творческого пространства, планирование, подготовка, реализация, анализ и коррекция, подведение итогов творческой деятельности.
Урок для каждого ученика должен представлять собой полностью завершенный цикл управления собственными действиями. Именно на уроках изобразительного искусства этому следует осознанно учить школьников, так как изобразительная деятельность на начальном этапе является достаточно простой по своему составу, содержит множество отдельных внешних действий. Полученный ребенком опыт самоорганизации может быть легко перенесен в другие учебные и жизненные контексты. Это особенно важно для последующего обучения в целом и, прежде всего, интеллектуальной деятельности, где не так легко привести ребенка к осознанию структуры учебных действий.
Относительно развития навыков саморегуляции изобразительное искусство позволяет организовать диагностику эмоционального состояния ребенка и затем в ходе творческой деятельности (особенно в работе с цветом) трансформировать различные негативные переживания, таким образом, ребёнок обучается управлять своим настроением.
Развитие
самоорганизации и
Разработанная нами ЦРПС-технология в общем виде предполагает следующие этапы организации урока:
· Организационный момент и введение в урок.
· Совместное целеполагание.
· Эвристическая беседа/создание игрового контекста.
· Спонтанное самовыражение в процессе творческой деятельности.
· Диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
· Планирование творческой деятельности.
· Реализация творческой деятельности.
· Анализ достигнутых результатов (работа с листом анализа познавательной стратегии).
· Планирование коррекции собственной деятельности на последующих уроках.
· Защита своей творческой работы.
· Подведение итогов.
Технология
организации обучения исходит из
имеющегося личностного опыта ребенка
(познавательных предпочтений и сложившихся
навыков рисования), постоянно задавая
и поддерживая авторскую
В 3 – 4 классах следует постепенно расширять количество теоретических знаний об искусстве, показывать образцы мировой художественной культуры, организовывать обмен эффективными стратегиями. На этом этапе уже становится развитой их рефлексия на основе «листа анализа стратегии».