Концепции построения развивающей среды в современном ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е.В. Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Роль предметной развивающей среды в формировании детей дошкольного возраста……………………………………........5
Условия и принципы, учет которых необходим при построении развивающей среды в ДОУ……………………………………11
Обоснование основных требований к организации предметной развивающей среды в младшей дошкольной группе и разработка на их основе рекомендаций………………………13

Заключение……………………………………………………………………..18

Срисок литературы……………………………………………………….........20

Работа содержит 1 файл

Концепции построения развивающей среды в современном ДОУ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого  их них.

     Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями этой модели.

     Организация предметно-развивающей среды в  детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

     Исключительное  значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

     Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой  площади, которые давали бы простор  изобретательству, открытиям.

     Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Например, для возраста 2-3 лет развивающая предметная среда должна строится с учетом таких новообразований данной категории детей, как активное овладение речью и накопление словарного запаса, формирование основных мыслительных процессов, сенсорное развитие, изменения в характере игровой деятельности. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
  2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
  3. Боровикова Е.Н. Влияние предметно-развивающей среды на развитие внимания и воображения старших дошкольников: Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. – М.: МГППУ, 2006.
  4. Введение в психологию / под ред. В.А. Петровского. – М., 1995.
  5. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. – М., 1978.
  6. Веракса Н.Е. О раннем обучении и развитии детей / Н.Е. Веракса, Н.С. Варенцова // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 2.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2007.
  8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
  9. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 2004.
  10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. – М., 2006.
  11. Игра дошкольника / Под ред.С.Л. Новоселовой. – М., 2005.
  12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2004.
  13. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. – 2006. - №1.
  14. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2005.
  15. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005.
  16. Немов Р.С. Психология. Т. 2. – М., 2007.
  17. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
  18. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.
  19. Петровский. А.В. Психология личности. – М.: Просвещение, 1995. С. 38.
  20. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. – М.: Педагогика, 2003.
  21. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Ерофеевой Т.И. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Информация о работе Концепции построения развивающей среды в современном ДОУ