Концепции построения развивающей среды в современном ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е.В. Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Роль предметной развивающей среды в формировании детей дошкольного возраста……………………………………........5
Условия и принципы, учет которых необходим при построении развивающей среды в ДОУ……………………………………11
Обоснование основных требований к организации предметной развивающей среды в младшей дошкольной группе и разработка на их основе рекомендаций………………………13

Заключение……………………………………………………………………..18

Срисок литературы……………………………………………………….........20

Работа содержит 1 файл

Концепции построения развивающей среды в современном ДОУ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

 

      2. Условия и принципы, учет которых необходим при построении развивающей среды в ДОУ 

     Основополагающие  идеи построения развивающей среды  в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под  редакцией В.А. Петровского, о которой мы уже упоминали в нашей работе. Здесь применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды:

  • принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в спортивном и музыкальном зале, бассейне, в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», спортивный;
  • принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • принцип эмоциогенности среды – предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отлик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий;
  • индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – если и тем и другим комфортно в предметной деятельности, то она естественно сбудет способствовать развитию детей;
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организация среды – следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, необычных элементов образного декора;
  • принцип открытости-закрытости – развивающая предметная сфера позволяет добавлять в себя различные элементы, а также по мере необходимости убирать уже ненужные;
  • принцип учета половых и возрастных различий детей – реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, т.е содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков, в настоящее время наблюдается дисбаланс в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, поэтому, как мы уже отмечали выше зачатки работы с детьми с учетом их полоролевой специфики нужно начинать уже с 2-3 лет.

     Кроме того, отметим, что учет возрастных особенностей детей также важен  при построении предметно-развивающей  среды, в связи с чем мы можем также выделить принцип учета возрастных особенностей дошкольников. Дети младших групп, например, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность.

     3. Обоснование основных требований к организации предметной развивающей среды в младшей дошкольной группе и разработка на их основе рекомендаций

     развивающий дошкольный образовательный психолог

     Все изменения в психологическом  содержании деятельности соотносимы с  возрастом.

     Таким образом, развивающая среда младшей  группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

     Но  С.Л. Новоселова подчеркивает, что при  создании предметной среды необходимо исходить не только из возрастных, но и из личностных, т.е. эргономических, антропометрических, физиологических особенностей детей.

     В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:

  • Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
  • Эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • Интеллектуальное развитие;
  • Создание условий для развития личности;
  • Приобщении детей к общечеловеческим ценностям;
  • Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.

     Педагогическое  обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная  организация системы связей между  всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития10.

     Для создания предметно-развивающей среды  исследователи (Н.Я. Михайленко, Е.Л. Зворыгина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Новоселова, Н.Т. Гринявичене и т.д.) рекомендуют косвенное воспитательное воздействие, осуществляемое через игрушки и другие системы кодирования и передачи информации от одного человека к другому, косвенное воздействие на ребенка может быть сколько угодно разносторонним и длительным.

     По  мнению С.Л. Новоселовой11, предметная среда должна:

  • быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения, а также требованиям проектной культуры;
  • инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
  • учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т. е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е. обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития. Иначе говоря, способствовать решению задачи создания «зоны ближайшего развития»12 через организацию предметной среды;
  • обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;
  • иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней;
  • обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз–рука»), его росту и предметному миру взрослых.

     С опорой на реализацию названных принципов  и с учетом разных условий работы ДОУ педагоги могут выстроить  вариативные развивающие среды.

     Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования как деятельности. Немаловажную роль в этом играет организация предметно-игровой среды.

     По мнению педагогов-практиков Боровиковой Н.Е.13, Новоселовой С.Л.14, Запорожец А.В.15, Монтессори М.16, организация предметно-развивающей среды для детей 2-3 лет в ДОУ может быть реализована в форме сенсорного кабинета:

     1) башенки (пирамидки) – одноцветные, окрашенные в цвета спектра;

     2) пирамидки из шести-десяти толстых колец, окрашенных в цвета спектра;

     3) мисочки-вкладыши (из 10 штук);

     4) матрешки 2-3-4 – местные;

     5) наборы мелких деревянных и  пластмассовых игрушек, одноцветных,  основных цветов спектра и их оттенков;

     6) мячи трех-четырех размеров;

     7) наборы песочных формочек для  игр с водой.

     Все эти игрушки хранятся на полках или в шкафчиках, к которым ребенок может иметь свободный доступ, он может брать их в любое время, отведенное для игр и свободной деятельности. Материал по грамоте представлен предметными картинками, дидактическими играми.

     В мастерской располагается материал по конструированию. Важно, чтобы он был расклассифицирован по форме и размеру и хранился в специально отведенных для него шкафах в открытых коробках.

     Строительный  материал – уникальные настольные наборы, основу которых составляют детали простой эталонной формы (кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трехгранные призмы) двух-трех размеров.

     Напольный строительный материал размещается  в той части мастерской, в которой  дети занимаются только конструированием. Для обыгрывания готовых построек из разного типа строительного материала хорошо иметь наборы разных мелких игрушек (куклы, зверюшки, елочки, грибки, машины разной величины).

     Для изостудии, если нет отдельного помещения, то можно использовать другие, временно свободные (в частности раздевалку, коридор, зал и др.). В изостудии должны быть специальные столики, кисточки разных размеров, бумага разного формата, губки из поролона, тряпочки для рук и кистей, баночки для красок, фартуки, пластилин.

     Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр располагается недалеко друг от друга. Ниши, ширмы могут помочь в организации этих пространств. В театре располагаются театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок; театр сделанный самими детьми и воспитателями; а также материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, кисточки, краски, ножницы и т.п.).

     В театре-драматизации можно использовать и самодельные костюмы, маски  для разыгрывания сказок; условные заместители (круги разных цветов, полоски разной длины и т.п.) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры. Здесь же располагаются полка с книгами (пять-шесть прочитанных, одна-две незнакомые детям).

     Все материалы периодически обновляются. Новые книги появляются в соответствии с программой по чтению. Изменения вносит воспитатель, но можно спрашивать детей, что им нужно.

     В соответствии с сюжетообразующими  функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек)17:

     «Предметы оперирования»  – это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.);

     «Игрушки – персонажи»  – это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.;

     «Маркеры  (знаки) игрового пространства» – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.). С трёх лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи.

     Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов  детской деятельности. Предметная среда  должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.

     Заключение 

     В связи с изменениями в современном  обществе, экономическими и социальными  реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. В связи с этим, основная задача педагогических работников в ДОУ теперь состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

     Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Информация о работе Концепции построения развивающей среды в современном ДОУ