Концепции построения развивающей среды в современном ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е.В. Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Роль предметной развивающей среды в формировании детей дошкольного возраста……………………………………........5
Условия и принципы, учет которых необходим при построении развивающей среды в ДОУ……………………………………11
Обоснование основных требований к организации предметной развивающей среды в младшей дошкольной группе и разработка на их основе рекомендаций………………………13

Заключение……………………………………………………………………..18

Срисок литературы……………………………………………………….........20

Работа содержит 1 файл

Концепции построения развивающей среды в современном ДОУ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     План: 

Введение………………………………………………………………………..3

    1. Роль предметной развивающей среды в формировании детей дошкольного возраста……………………………………........5
    2. Условия и принципы, учет которых необходим при построении развивающей среды в ДОУ……………………………………11
    3. Обоснование основных требований к организации предметной развивающей среды в младшей дошкольной группе и разработка на их основе рекомендаций………………………13

Заключение……………………………………………………………………..18

Срисок литературы……………………………………………………….........20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Исследования  предметной среды ведутся уже  давно. Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е.В. Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой и др.

     Процесс преобразования содержания педагогического  процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой  он должен воплощаться. Главное требование к организации предметно-развивающей среды – ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

     Решение задач личностно-ориентированного образования невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

     Основополагающие  идеи построения развивающей среды  в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под  ред. В.А. Петровского (1993г.).

     Именно  в ДОУ возможна организация такой  среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» (Р.Б. Стеркина) всех ее компонентов, которая способствует развитию личности дошкольника. При этом окружающая среда, в которой живет и воспитывается ребенок, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной – отсюда возникает предположение, что ее правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности педагогического процесса.

     В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и  обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

     Одной из важнейших задач является создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему  возможность проявить себя. Поэтому целью нашей работы является определение роли предметной развивающей среды в педагогическом процессе ДОУ для детей раннего дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Роль предметной развивающей среды в формировании детей дошкольного возраста 

     Термин  «развивающая среда» довольно давно стал очень популярен и используется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. Понятие «развивающая среда», как правило, может трактоваться в широком и в узком смысле.

     В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение1.

     Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка»2.

     В данном случае понятие «предметная  среда» выступает в более узком  смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир.

     Предметно-пространственная среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства.

     Исходя  из анализа работ ученых психологов, можно выделить

несколько компонентов  развивающей среды, среди которых предметно-пространственный компонент занимает центральное место:

  1. Социальный компонент.

     На  основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:

  • Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;
  • Преобладающее позитивное настроение;
  • Авторитетность руководителей;
  • Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
  • Сплоченность;
  • Продуктивность взаимоотношений.
  1. Пространственно-предметный компонент.

     В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:

  • Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
  • Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;
  • Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
  1. Психодидактический компонент.

     Педагогическое  обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная  организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.

     Позже на основе анализа исследований В.В. Давыдова и В.А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды.

     Итак, среда является основным средством  развития личности ребенка и является источником его знаний и социального  опыта.

     Для того, чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть  знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие – коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Л. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований.

     Предметно-развивающая  среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда – это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

     Окружающая  среда рассматривается нами как  возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

     Из  положений работ А.И. Леонтьева3, А.В. Запорожец4, разрабатывавших тему дошкольного детства, вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:

  • содержательности и эстетической значимости этой среды;
  • целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
  • активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

     Процесс преобразования содержания педагогического  процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Главное требование к организации предметно-развивающей среды – ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

     Организуя развивающую предметно-пространственную среду в средней группе ДОУ, педагоги должны руководствоваться возрастными  и психологическими особенностями  дошкольников в раннем возрасте 2-3 лет, поскольку здесь имеется ряд  важных моментов, на которые педагог обязан обращать внимание. Это так называемые новообразования возраста5.

     Прежде  всего, следует учесть, что ранний возраст – этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития6:

  • формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;
  • развивается ситуативно-деловое общение с взрослыми и общение со сверстниками;
  • формируются когнитивные процессы;
  • происходит овладение пассивной и активной речью;
  • становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.

     Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость  от наглядной ситуации; психическое  отражение функционирует в неразрывной  связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно-манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения со взрослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.

     В дальнейшем формируются: учебная деятельность, трудовая деятельность, в которой  отрабатываются сложные по своей  структуре навыки; продуктивная деятельность, являющейся существенным фактором развития познавательных процессов; и изобразительная деятельность, в которой происходит соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов7.

     В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков  и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

     Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство  женщин обладает более развитым, чем  у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии8.

     Половые различия в поведении детей обусловлены  не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального  общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

     Так, к трем годам у детей того и  другого пола складываются следующие  новообразования возраста: начатки  самосознания, развитие Я – концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития9. А, следовательно, и правильная организация предметно-развивающей среды в этом возрасте не менее важна, она должна основываться на определенных принципах и отвечать особым требованиям.

Информация о работе Концепции построения развивающей среды в современном ДОУ