Компетентный учитель – компетентный ученик

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:16, лекция

Описание работы

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.
Задачи:
Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.
Разработать показатели оценки базовых профессиональных компетенций педагогов.

Работа содержит 1 файл

проф компетен.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

 

Базовые компетентности педагога

(требования  профессионального стандарта)

п/п

Базовые компетентности

педагога

Характеристики 

компетентностей

Показатели оценки

компетентности

1. Личностные  качества

1.1

Вера в силы

и возможности 

обучающихся

Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся.

 

1.2

Интерес

к внутреннему миру

обучающихся

Интерес к внутреннему  миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности.

 

1.3

Открытость 

к принятию других

позиций, точек зрения

(неидеологизированное  мышление педагога)

Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.

 

1.4

Общая культура

Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся.

 

1.5

Эмоциональная

устойчивость

Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом.

 

1.6

Позитивная 

направленность 

на педагогическую

деятельность.

Уверенность в себе

В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.

 

2. Постановка  целей и задач педагогической деятельности

2.1

Умение перевести 

тему урока 

в педагогическую

задачу

Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию «субъект-субъектного» подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности.

 

2.2

Умение ставить 

педагогические цели

и задачи сообразно 

возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью.

 

3. Мотивация  учебной деятельности

3.1

Умение обеспечить

успех в деятельности

Компетентность, позволяющая  обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения.

 

3.2

Компетентность 

в педагогическом

оценивании

Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания  обучающимся своих достижений и  недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании.

 

3.3

Умение превращать

учебную задачу

в личностно значимую

Это одна из важнейших  компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности.

 

4. Информационная  компетентность

4.1

Компетентность 

в предмете

преподавания

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения.

 

4.2

Компетентность 

в методах 

преподавания

Обеспечивает возможность  эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности.

 

4.3

Компетентность 

в субъективных

условиях деятельности

(знание учеников 

и учебных 

коллективов)

Позволяет осуществить  индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности.

 

4.4

Умение вести 

самостоятельный поиск 

информации

Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.

Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск.

 

5. Разработка  программ педагогической деятельности  и принятие педагогических решений

5.1

Умение разработать 

образовательную

программу, выбрать 

учебники и учебные 

комплекты

Умение разработать  образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций.

Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.

Обоснованный выбор  учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся.

 

5.2

Умение принимать 

решение в различных 

педагогических 

ситуациях

Педагогу приходится постоянно принимать решения:

– как установить дисциплину,

– как мотивировать академическую активность,

– как вызвать интерес  у конкретного ученика,

– как обеспечить понимание  и т. д.

Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.

При решении проблем  могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные.

 

6. Компетенции  в организации учебной деятельности

6.1

Компетентность 

в установлении

субъект-субъектных

отношений

Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога.

 

6.2

Компетентность 

в обеспечении 

понимания педагогической задачи и способах

деятельности

Добиться понимания  учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала.

 

6.3

Компетентность 

в педагогическом

оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке.

Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога.

 

6.4

Компетентность 

в организации 

информационной 

основы деятельности

обучающегося

Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или организовать поиск необходимой для ученика информации.

 

6.5

Компетентность 

в использовании 

современных средств 

и систем организации 

учебно-воспитатель-

ного процесса

Обеспечивает эффективность  учебно-воспитательного процесса

 

6.6

Компетентность 

в способах

умственной 

деятельности

Характеризует уровень  владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций

 



 

 

      Выступления групп по итогам работы. Редакционная комиссия после педсовета анализирует наработанные материалы и собирает их в единое целое, представляет методическим объединениям для обсуждения окончательного варианта и использования в работе.

7.. Подведение итогов педсовета.   Принятие решения.                  

Заключение.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках  возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

8.Рефлекия. Все  в твоих руках.

  • Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
  • Большой – для меня было важным и интересным…
  • Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
  • Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
  • Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • Мизинец – для меня было недостаточно

 

Использованные ресурсы

       1. Методист—2008, №7, 2010, №6

       2.   Преподавание  истории и обществ. в школе – 2005, №9

       3.  Директор школы -2002, №6

  4. Стандарты и мониторинг в образовании -2004, №2

       5.  Иванов Д. Компетенции учителя –М.:Чистые пруды, 2008

       6.  Завуч.-2008-№1

       7. http://inf.1september.ru/2006/07/03.htm

       8. http://www.uchportal.ru/load/131-1-0-16328


Информация о работе Компетентный учитель – компетентный ученик