Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:16, лекция
Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.
Задачи:
Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.
Разработать показатели оценки базовых профессиональных компетенций педагогов.
Педсовет
Тема «Компетентный учитель – компетентный ученик»
Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.
Задачи:
Порядок проведения педсовета
1.Выборы секретаря
2.Сообщение темы и задач педсовета, повестки дня, утверждение регламента.
3.Введение в тему п/с. Игра «Качества»
4.Актуализация . Работа в группах. Как мы понимаем понятия «компетентность» и «компетенция»? Итоги работы групп.
5.Выступления по теме
5.1.Компетентность и компетенции. Понятие профессиональной компетентности педагога. Виды компетентностей. – Выступление с презентацией: Косихина Н.М.
5.2.Педагогические
5.3.Компетентностный урок. – Выступление: Крылова М.Б.
6.Практическая работа в группах. Разработка показателей оценки базовых компетенций педагогов. Обсуждение итогов работы.
7.Выработка проекта
решения. Подведение итогов
Ход педсовета
1.Выборы секретаря педсовета.
2.Сообщение темы и задач
3.Введение в тему педсовета. Игра «Качества».
Каждому из педагогов необходимо выбрать три качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество на отдельной бумажке. Далее педагоги делятся на 6 групп, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы в свой. В каждой группе ведущий предлагает одному их участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.
Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.
4.Работа в группах.
Задания группам (написаны на листочках):
Дайте определения
понятий «компетентность» и «
Итоги работы групп.
5.Выступления.
5.1.Компетентность и компетенции. Понятие профессиональной компетентности. Компетентностный подход.
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним новыми стандартами образования задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма.
Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Но сначала обратимся к двум понятиям, с которых начался наш педсовет: компетентность и компетенция.
Сразу следует заметить, что до сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания понятий «компетентность» и «компетенция».
Итак, компетенция – это: 1)круг полномочий какого –либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Иными словами, компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность). Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределённости; комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций. Еще одно определение этого слова. Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Т.е., компетентность – это характеристика человека, а компетенция – то, чем он уже владеет (способность, умение). Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности тоже весьма различны. Существуют на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».
Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев, 2000].В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [Чошанов, 1996].
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности : специальную, социальную, личностную индивидуальную:
1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Считаем возможным использовать приведенные виды профкомпетентности к задачам оценки профессионализма педагога.
Далее будем говорить о компетентностном подходе в образовании. Что же такое компетентностный подход, о котором так много сейчас говорится и на основе которого построены новые стандарты образования?
Компетентностный подход в сфере общего
образования – новое явление для отечественной
дидактики. В отличие от профессиональной
компетентности, имеющей нормированную
сферу приложения, сложившиеся образцы
результатов деятельности и требования
к их качеству, ключевая (общеобразовательная)
компетентность проявляется как определенный
уровень функциональной грамотности.
Эти два вида компетентности объединяют
опыт, не сводимый к набору знаний и умений,
целостность и конкретность восприятия
ситуации, готовность к получению нового
продукта.
Компетентностный подход
в образовании в противоположность концепции
«усвоения знаний», а на самом деле
суммы информации, предполагает освоение учащимися
различного рода умений, позволяющих им
в будущем действовать эффективно в ситуациях
профессиональной, личной и общественной
жизни. Причем особое значение придается
умениям, позволяющим действовать в новых,
неопределенных, проблемных ситуациях,
для которых заранее нельзя наработать
соответствующих средств. Их нужно
находить в процессе решения подобных
ситуаций и достигать требуемых результатов.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).
Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
-образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития;
-оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;
-разнообразные формы
организации самостоятельной,
-делегирование полномочий
в управлении, привлечение родителей, учащихс
Для реализации в учебном процессе компетентностного подхода учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы по сравнению с теми, какие были достаточны для преподавания учебных предметов, а самое главное – придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учащимися.
Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих элементов:
-ценности, принципы и цели;
-профессиональные качества;
-ключевые компетенции;
-педагогические методы, способы и технологии;
-профессиональные позиции.
Ценности (сюда относятся те суждения, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):
-свобода учащегося быть самим собой;
-каждый человек обладает своим «совершенством»;
-помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
-индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
-чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
-приобщение учащихся к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Цели:
В процессе обучения помочь учащимся овладеть ключевыми компетенциями, владение которыми позволяет быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни.
Из них наиболее значимыми компетенциями являются:
-умение учиться;
-коммуникативные;
-личностные (знание своих сильных и слабых сторон, принятие своего «я»);
-компьютерные технологии (сюда может входить и умение читать, писать и считать).
Профессиональные качества:
-доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
-быть готовым принимать
конструктивную критику от
-иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися;
-иметь развитую способность к критике и рефлексии;
-воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
-быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;
-спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;
-иметь собственную
позицию и свою манеру
-уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
-демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.;
-демонстрировать увлеченность своим предметом;
Информация о работе Компетентный учитель – компетентный ученик