Компетентный учитель – компетентный ученик

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:16, лекция

Описание работы

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.
Задачи:
Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.
Разработать показатели оценки базовых профессиональных компетенций педагогов.

Работа содержит 1 файл

проф компетен.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Педсовет

Тема «Компетентный  учитель – компетентный ученик»

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.

Задачи:

    1. Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.
    2. Разработать показатели оценки базовых профессиональных компетенций педагогов.
    3. Углубление процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, способствующего самосовершенствованию, личностному росту.

Порядок проведения педсовета

1.Выборы секретаря

2.Сообщение темы и задач педсовета, повестки дня, утверждение регламента.

3.Введение в тему  п/с. Игра «Качества»

4.Актуализация . Работа в группах. Как мы понимаем понятия «компетентность» и  «компетенция»? Итоги работы групп.

5.Выступления по теме

5.1.Компетентность и компетенции. Понятие профессиональной компетентности педагога. Виды компетентностей. – Выступление с презентацией: Косихина Н.М.

5.2.Педагогические компетенции  как средство оценки и развития  педагогического мастерства. – Выступление с презентацией: Барабанова О.В.

5.3.Компетентностный урок. – Выступление: Крылова М.Б.

6.Практическая работа  в группах. Разработка показателей оценки базовых компетенций педагогов. Обсуждение итогов работы.

7.Выработка проекта  решения. Подведение итогов педсовета. Рефлексия.

 

Ход педсовета

     1.Выборы секретаря педсовета.

     2.Сообщение темы и задач педсовета.

3.Введение в тему педсовета. Игра «Качества».

Каждому из педагогов  необходимо выбрать  три качества,  которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Предлагается написать каждое качество  на отдельной бумажке. Далее  педагоги делятся на 6 групп, садятся кругом. Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы в свой. В каждой группе ведущий предлагает одному их участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого  оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

Это была первая попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность проверить себя.

4.Работа в группах.

Задания группам (написаны на листочках):

     Дайте определения  понятий «компетентность» и «компетенция»  педагога.

     Итоги работы групп.

    5.Выступления.

      5.1.Компетентность и компетенции. Понятие профессиональной компетентности. Компетентностный подход.

Система Российского  образования на современном этапе  развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним новыми стандартами образования задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма.

Начнем с раскрытия  содержаний основных понятий, ибо, как  говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Но сначала обратимся к двум понятиям, с которых начался наш педсовет: компетентность и компетенция.

Сразу следует заметить, что до сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания понятий «компетентность» и «компетенция».

Итак, компетенция – это: 1)круг полномочий какого –либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Иными словами, компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность). Компетентность  - это способность действовать в ситуации неопределённости; комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.   Еще одно определение этого слова. Компетентность – это характеристика, даваемая человеку  в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Т.е., компетентность – это характеристика человека, а компетенция – то, чем он уже владеет (способность, умение).        Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности тоже весьма различны. Существуют на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».

Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев, 2000].В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [Чошанов, 1996].

Профессиональная  компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности : специальную, социальную, личностную индивидуальную:

1.      Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

2.      Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3.      Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4.      Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

В качестве одной из важнейших  составляющих профкомпетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Считаем возможным использовать приведенные виды профкомпетентности к задачам оценки профессионализма педагога. 

Далее будем говорить о компетентностном подходе в образовании. Что же такое компетентностный подход, о котором так много сейчас говорится и на основе которого построены новые стандарты образования?

            Компетентностный подход в сфере общего образования – новое явление для отечественной дидактики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общеобразовательная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта.  
            Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации, предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

Компетентностный  подход в образовании основывается на следующих принципах:

-образование для жизни,  для успешной социализации в  обществе и личностного развития;

-оценивание для обеспечения  возможности учащемуся самому  планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;

-разнообразные формы  организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат;

-делегирование полномочий  в управлении, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности.

Для реализации в учебном  процессе компетентностного подхода учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы по сравнению с теми, какие были достаточны для преподавания учебных предметов, а самое главное – придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учащимися.

Компетентностную  модель современного учителя можно представить в виде состава входящих элементов:

-ценности, принципы и  цели;

-профессиональные качества;

-ключевые компетенции;

-педагогические методы, способы и технологии;

-профессиональные позиции.

Ценности (сюда относятся те суждения, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

-свобода учащегося  быть самим собой;

-каждый человек обладает  своим «совершенством»;

-помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;

-индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;

-чтобы быть успешным  в современном обществе, выпускник  должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;

-приобщение учащихся  к той культурной традиции, которая  в максимальной степени может способствовать его развитию.

Цели:

В процессе обучения помочь учащимся овладеть ключевыми  компетенциями, владение которыми позволяет быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни.

Из них наиболее значимыми  компетенциями являются:

-умение учиться;

-коммуникативные;

-личностные (знание своих  сильных и слабых сторон, принятие  своего «я»);

-компьютерные технологии (сюда может входить и умение  читать, писать и считать).

Профессиональные  качества:

-доброжелательно и  заинтересованно относиться к  учащимся;

-быть готовым принимать  конструктивную критику от коллег  и учащихся, осуществляя коррективы своей деятельности;

-иметь собственный  взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися;

-иметь развитую способность  к критике и рефлексии;

-воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;

-быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;

-спокойно реагировать  на едкие замечания в свой  адрес;

-иметь собственную  позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;

-уметь делиться с  учащимися своими мыслями и  чувствами;

-демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.;

-демонстрировать увлеченность  своим предметом;

Информация о работе Компетентный учитель – компетентный ученик