Компетентный учитель – компетентный ученик

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:16, лекция

Описание работы

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.
Задачи:
Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.
Разработать показатели оценки базовых профессиональных компетенций педагогов.

Работа содержит 1 файл

проф компетен.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

-использовать чёткий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

Профессиональные  компетенции учителя

О них поведет  речь следующий выступающий. Скажу только, что базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции.

И еще одна составляющая компетентностной модели современного учителя – это педагогические методы, способы и технологии

Используются  все  возможные методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них прежде всего:

      • Технология критического мышления
      • Проектно-исследовательский метод
      • Организация разнообразных форм диалога и дискуссий
      • Методы формирования понятий

Все указанные методы отражают принципиально новый подход к обучению, который получил название  конструктивистская дидактика.

В настоящее время  в школе идет процесс изучения данной проблемы выбора своей модели реализации компетентностного подхода.

На сегодняшний день ясно: переход на новую ступень  нельзя осуществить путем «скоропостижных» административных действий. Нам  предстоит глубокая разведка и модернизация теоретических оснований конструирования образовательной системы внутри школы  в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирования нового педагогического мышления у наших педагогов.

 

5.2.Педагогические компетенции как средство оценки и развития педагогического мастерства

Только компетентный педагог способен готовить  успешных выпускников, в будущем квалифицированных специалистов, которые в условиях конкуренции могут быстро адаптироваться к самостоятельной деятельности, проявляя свои знания. Умения и навыки в эффективной и качественной работе. Но существует парадокс: с одной стороны, профессионализм виден интуитивно невооруженным глазом, с другой – его трудно измерить, дать исчерпывающее определение. Профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется в виду его осуществление на высоком уровне.

Профессионализм раскрывается через компетентность, сочетание  психологических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и обладание человеком способностью выполнять определенные трудовые функции.

Профессионализм – это:

  • система устремлений;
  • мотивированность действий, направленных на дело;
  • способность к достижению высоких производственных показателей;
  • творческая активность;
  • способность продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры;
  • систематическое повышение квалификации.

Это в полной мере относится  и к педагогической деятельности. Для того чтобы измерить и оценить  профессионализм  педагога, надо иметь  систему компетенций и инструмент их оценки.

С позиции системно - целевого к организации образовательного процесса. В соответствии с имеющимися в педагогическойлитературе данными, можно выделить пять основных блоков компетенций, без которых невозможна реализация педагогических задач:

  1. Базовые компетенции
  2. Специальные компетенции
  3. Духовно-нравственные компетенции
  4. Личностные компетенции
  5. Ключевые компетенции

Уровень сформированности педагогических компетенций можно  оценить согласно шкале:

1 балл – знаю, но  не владею,

2 балла – умею частично;

3 балла – владею.

Используя данную методику, результаты исследования показали, что можно выделить 3 уровня:

- преподаватель 2 категории: обладает специальными компетенциями по своему предмету, не владеет полным набором педагогических компетенций (от 1 до 2 баллов, или 75-80%);

- преподаватель 1 категории: владеет большинством педагогических компетенций, демонстрирует стабильно высокие результаты (от 2.0  до 2.7 баллов, или 81-94%);

- преподаватель высшей категории: достиг профессиональных вершин (выше 2.8 баллов, или более 95%).

В конце педсовета каждому будет предложен подобный инструментарий для проведения самооценки уровня сформированности педагогических компетенций.

 Базовые  компетенции

  1. Использовать основные законно-дательные акты в области образования в педагогической деятельности.
  2. Использовать теоретические знания в области педагогики, общей и частной методик в образовательном процессе.
  3. Строить образовательный процесс на основе системно-деятельностного подхода.
  4. Профессионально использовать теоретические знания и практические умения в рамках государственного образовательного стандарта.
  5. Использовать ТК РФ, правила и нормы охраны труда, технической безопасности и противопожарной защиты в организации образовательного процесса.
  6. Применять в образовательном процессе разные формы и методы, в том числе инновационные.
  7. Организовывать образовательный процесс с учетом физиологических и психологических особенностей обучающихся.
  8. Управлять образовательным процессом (планировать, руководить, организовывать, контролировать, анализировать, корректировать).
  9. Согласно нормам строить межличностные отношения, работать в команде.


2. Специальные  компетенции (профессиональные)

          1. Знать содержание, средства и методы практической деятельности по специальности.

2. Планировать, отбирать необходимое содержание обучения в целом.

3. Проектировать учебный процесс по дисциплине, отбирать соответствующие средства и методы.

4. Переводить содержание учебного процесса в педагогическую и личностно значимую для обучающихся  задачу.

5. Формировать профессиональную любознательность, творческий интерес к содержанию обучения, организовывать учебную деятельность.

6. Контролировать, корректировать и оценивать знания обучающихся.

7. Анализировать, корректировать содержание, средства и методы обучения, систему отношений между студентами и педагогом.

8. Понимать педагогические «пробелы», принимать конструктивную критику, корректировать педагогическую деятельность, повышать свой профессиональный уровень.

9. Обобщать педагогический опыт через создание методических разработок, учебных пособий, выступления на педагогических семинарах, конференциях в учебном заведении и за его пределами.

 

3.Духовно-нравственные  компетенции

1.        Знать духовно-нравственные принципы развития общества, личности.

2. Отбирать содержание духовно-нравственного образовательного процесса.

3. Формировать соответствующее целям духовно-нравственное образовательное пространство.

4. Диагностировать степень сформированности и развития духовных и нравственных качеств обучающихся.

5. В соответствии с полученными данными корректировать содержание духовно-нравственного образовательного процесса.



6.  Предусмотреть в  образовательном процессе формирование  духовно-нравственных качеств личности.

7. Научить обучающихся  осознавать собственные этические «пробелы», корректировать свои морально-нравственные качества.

8. Анализировать, обобщать результаты развития учащихся, стимулируя их духовно-нравственный личностный рост.

9.    Обобщать  и распространять опыт формирования  духовно-нравственных качеств учеников.

 

4. Личностные  компетенции

 

1.         Понимать общечеловеческие ценности, обладать культурой поведения.

2. Оценивать интеллектуальные, духовно-нравственные качества личности, коллектива, общества.

3. Соотносить личностные ценности, ценности коллектива с общечеловеческими.

4. Адаптироваться в коллективе и способствовать адаптации себя и других людей к ценностям коллектива.

5. Проявлять позитивную направленность, уверенное поведение, эмоциональную устойчивость и адекватную самооценку.

6. Проявлять самоорганизованность и активную личную позицию.

7. Анализировать и корректировать личные качества, поведение исходя из целей коллектива.

8. Управлять саморазвитием, самоактуализацией, способствовать развитию коллектива.



9.         Рефлексировать личную и коллективную деятельность.

 

6.Ключевые  компетентности

 

6.1. Методическая  компетентность

  1. Систематизировать содержание обучения.
  2. Проектировать учебную деятельность в соответствии с системно-деятельностным подходом.
  3. Строить учебный процесс в соответствии с целями, содержанием, средствами и методами обучения.
  4. Организовывать осознание обучающимися собственных потребностей и перевод их в цели.
  5. Корректировать ход учебного процесса с учетом складывающейся ситуацией.
  6. Устанавливать степень понимания учениками учебного материала и овладения практическими навыками.
  7. Оценивать качество усвоения учебного материала и степень сформированности профессиональных навыков.
  8. Анализировать, интерпретировать и рефлексировать педагогическую информацию, планировать собственную педагогическую деятельность.

 

6.2. Информационная  компетентность

 

1. Владеть различными информационно-поисковыми технологиями.

2.Систематизировать необходимую для работы информацию, выстраивать процесс или алгоритм действий.

3. Переводить информацию в математическую или другую понятную модель.

4. Моделировать ЭУП и презентации и т.д.

5. Отбирать соответствующие программе обучения методические разработки занятия с презентациями.

6. Программировать учебное занятие с помощью инновационных педагогических средств.

7. Организовывать учебное занятие с помощью интерактивных технологий.

8. Обобщать и распространять опыт применения инновационных технологий в образовательном процессе.

9. Готовить обучающихся к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.

 

6.3. Управленческая (организационная) компетентность

 

1.Знать структуру управления образовательным процессом, ее показатели.

2. Анализировать состояние организационно - управленческой системы образования школы.

3. Устанавливать ключевые приоритеты, определять цели, ставить управленческие задачи.

4. Разрабатывать программу действий (проект).

5. Выбирать средства и методы решения проблемы.

6. Организовывать деятельность.

7. Определить критерии эффективности деятельности и выявления погрешностей.

8. Организовать устранение погрешностей.

9. Организовать рефлексию и определять последующую траекторию развития.

 

6.4. Коммуникативная компетентность

1.  Пользоваться личностно и социально ориентированными типами коммуникативной деятельности.

2. Пользоваться методами монологического, диалогического, ролевого, личностного общения.

3. Слушать и проявлять уважение и интерес к мнениям (позициям) других, организовывать дискуссию, конструктивную критику.

4. Корректировать свои представления об обсуждаемой проблеме, выражать мысли научным, понятным современным языком.

5. Поддерживать внимание, мыследействие собеседника через разные стили и интонацию общения.

6. Моделировать цели и технологию общения с учетом потребностей собеседника, профессионально-речевой культуры и понятийного аппарата.

7. Корректировать представления собеседника о явлении, процессе, событии в соответствии с нравственными, научными и другими нормами.

8. Оказывать помощь в формировании новой научно обоснованной точки зрения на события, явления и морально-психологическое состояние собеседника.

 

6.5. Психолого-педагогическая  компетентность

1.         Проектировать эталонную модель личности ученика и класса.

2. Определять характерные особенности личности и класса в целом, выявлять лидеров.

3. Сравнивать особенности личности с идеальной моделью.

4. Организовывать разработку планов саморазвития личности и класса.

5. Создавать благоприятный социально-психологический климат на занятиях.

6. Создавать условия для познавательной мотивации, саморазвития учащихся и класса в целом.

7. Решать коллегиально и конструктивно возникающие проблемные ситуации.

8. Находить индивидуальный педагогический подход к ученикам, помогать в коррекции личностных качеств.

9. Использовать для коррекции негативных личностных качеств влияние класса, авторитет родителей и лидеров группы.

 

6.6. Социально-педагогическая  компетентность

1. Выделять основные образовательные приоритеты государства, знать основополагающие традиции учебного заведения.

2. Определять цели, содержание и способы педагогической деятельности.

3. Находить свое место в коллективе, в системе отношений с преподавателями, учениками.

4. Выделять главные цели учебного заведения, активно участвовать в их реализации.

5. Проводить морально-нравственную оценку событий и явлений социальной действительности в учебном заведении, стране.

Информация о работе Компетентный учитель – компетентный ученик