Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:16, лекция
Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.
Задачи:
Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.
Разработать показатели оценки базовых профессиональных компетенций педагогов.
-использовать чёткий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.
Профессиональные компетенции учителя
О них поведет речь следующий выступающий. Скажу только, что базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции.
И еще одна составляющая компетентностной модели современного учителя – это педагогические методы, способы и технологии
Используются все возможные методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них прежде всего:
Все указанные методы отражают принципиально новый подход к обучению, который получил название конструктивистская дидактика.
В настоящее время в школе идет процесс изучения данной проблемы выбора своей модели реализации компетентностного подхода.
На сегодняшний день ясно: переход на новую ступень нельзя осуществить путем «скоропостижных» административных действий. Нам предстоит глубокая разведка и модернизация теоретических оснований конструирования образовательной системы внутри школы в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирования нового педагогического мышления у наших педагогов.
5.2.Педагогические компетенции как средство оценки и развития педагогического мастерства
Только компетентный педагог способен готовить успешных выпускников, в будущем квалифицированных специалистов, которые в условиях конкуренции могут быстро адаптироваться к самостоятельной деятельности, проявляя свои знания. Умения и навыки в эффективной и качественной работе. Но существует парадокс: с одной стороны, профессионализм виден интуитивно невооруженным глазом, с другой – его трудно измерить, дать исчерпывающее определение. Профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.
Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется в виду его осуществление на высоком уровне.
Профессионализм раскрывается через компетентность, сочетание психологических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и обладание человеком способностью выполнять определенные трудовые функции.
Профессионализм – это:
Это в полной мере относится и к педагогической деятельности. Для того чтобы измерить и оценить профессионализм педагога, надо иметь систему компетенций и инструмент их оценки.
С позиции системно - целевого к организации образовательного процесса. В соответствии с имеющимися в педагогическойлитературе данными, можно выделить пять основных блоков компетенций, без которых невозможна реализация педагогических задач:
Уровень сформированности педагогических компетенций можно оценить согласно шкале:
1 балл – знаю, но не владею,
2 балла – умею частично;
3 балла – владею.
Используя данную методику, результаты исследования показали, что можно выделить 3 уровня:
- преподаватель 2 категории: обладает специальными компетенциями по своему предмету, не владеет полным набором педагогических компетенций (от 1 до 2 баллов, или 75-80%);
- преподаватель 1 категории: владеет большинством педагогических компетенций, демонстрирует стабильно высокие результаты (от 2.0 до 2.7 баллов, или 81-94%);
- преподаватель высшей категории: достиг профессиональных вершин (выше 2.8 баллов, или более 95%).
В конце педсовета каждому будет предложен подобный инструментарий для проведения самооценки уровня сформированности педагогических компетенций.
Базовые компетенции
2. Специальные компетенции (профессиональные)
1. Знать содержание, средства и методы практической деятельности по специальности.
2. Планировать, отбирать необходимое содержание обучения в целом.
3. Проектировать учебный процесс по дисциплине, отбирать соответствующие средства и методы.
4. Переводить содержание учебного процесса в педагогическую и личностно значимую для обучающихся задачу.
5. Формировать профессиональную любознательность, творческий интерес к содержанию обучения, организовывать учебную деятельность.
6. Контролировать, корректировать и оценивать знания обучающихся.
7. Анализировать, корректировать содержание, средства и методы обучения, систему отношений между студентами и педагогом.
8. Понимать педагогические «пробелы», принимать конструктивную критику, корректировать педагогическую деятельность, повышать свой профессиональный уровень.
9. Обобщать педагогический опыт через создание методических разработок, учебных пособий, выступления на педагогических семинарах, конференциях в учебном заведении и за его пределами.
3.Духовно-нравственные компетенции
1. Знать духовно-нравственные принципы развития общества, личности.
2. Отбирать содержание духовно-нравственного образовательного процесса.
3. Формировать соответствующее целям духовно-нравственное образовательное пространство.
4. Диагностировать степень сформированности и развития духовных и нравственных качеств обучающихся.
5. В соответствии с полученными данными корректировать содержание духовно-нравственного образовательного процесса.
6. Предусмотреть в
образовательном процессе
7. Научить обучающихся осознавать собственные этические «пробелы», корректировать свои морально-нравственные качества.
8. Анализировать, обобщать результаты развития учащихся, стимулируя их духовно-нравственный личностный рост.
9. Обобщать
и распространять опыт
4. Личностные компетенции
1. Понимать общечеловеческие ценности, обладать культурой поведения.
2. Оценивать интеллектуальные, духовно-нравственные качества личности, коллектива, общества.
3. Соотносить личностные ценности, ценности коллектива с общечеловеческими.
4. Адаптироваться в коллективе и способствовать адаптации себя и других людей к ценностям коллектива.
5. Проявлять позитивную направленность, уверенное поведение, эмоциональную устойчивость и адекватную самооценку.
6. Проявлять самоорганизованность и активную личную позицию.
7. Анализировать и корректировать личные качества, поведение исходя из целей коллектива.
8. Управлять саморазвитием, самоактуализацией, способствовать развитию коллектива.
9. Рефлексировать личную и коллективную деятельность.
6.Ключевые компетентности
6.1. Методическая компетентность
6.2. Информационная компетентность
1. Владеть различными информационно-поисковыми технологиями.
2.Систематизировать необходимую для работы информацию, выстраивать процесс или алгоритм действий.
3. Переводить информацию в математическую или другую понятную модель.
4. Моделировать ЭУП и презентации и т.д.
5. Отбирать соответствующие программе обучения методические разработки занятия с презентациями.
6. Программировать учебное занятие с помощью инновационных педагогических средств.
7. Организовывать учебное занятие с помощью интерактивных технологий.
8. Обобщать и распространять опыт применения инновационных технологий в образовательном процессе.
9. Готовить обучающихся к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.
6.3. Управленческая
(организационная)
1.Знать структуру управления образовательным процессом, ее показатели.
2. Анализировать состояние организационно - управленческой системы образования школы.
3. Устанавливать ключевые приоритеты, определять цели, ставить управленческие задачи.
4. Разрабатывать программу действий (проект).
5. Выбирать средства и методы решения проблемы.
6. Организовывать деятельность.
7. Определить критерии эффективности деятельности и выявления погрешностей.
8. Организовать устранение погрешностей.
9. Организовать рефлексию и определять последующую траекторию развития.
6.4. Коммуникативная компетентность
1. Пользоваться личностно и социально ориентированными типами коммуникативной деятельности.
2. Пользоваться методами монологического, диалогического, ролевого, личностного общения.
3. Слушать и проявлять уважение и интерес к мнениям (позициям) других, организовывать дискуссию, конструктивную критику.
4. Корректировать свои представления об обсуждаемой проблеме, выражать мысли научным, понятным современным языком.
5. Поддерживать внимание, мыследействие собеседника через разные стили и интонацию общения.
6. Моделировать цели и технологию общения с учетом потребностей собеседника, профессионально-речевой культуры и понятийного аппарата.
7. Корректировать представления собеседника о явлении, процессе, событии в соответствии с нравственными, научными и другими нормами.
8. Оказывать помощь в формировании новой научно обоснованной точки зрения на события, явления и морально-психологическое состояние собеседника.
6.5. Психолого-педагогическая компетентность
1. Проектировать эталонную модель личности ученика и класса.
2. Определять характерные особенности личности и класса в целом, выявлять лидеров.
3. Сравнивать особенности личности с идеальной моделью.
4. Организовывать разработку планов саморазвития личности и класса.
5. Создавать благоприятный социально-психологический климат на занятиях.
6. Создавать условия для познавательной мотивации, саморазвития учащихся и класса в целом.
7. Решать коллегиально и конструктивно возникающие проблемные ситуации.
8. Находить индивидуальный педагогический подход к ученикам, помогать в коррекции личностных качеств.
9. Использовать для коррекции негативных личностных качеств влияние класса, авторитет родителей и лидеров группы.
6.6. Социально-педагогическая компетентность
1. Выделять основные образовательные приоритеты государства, знать основополагающие традиции учебного заведения.
2. Определять цели, содержание и способы педагогической деятельности.
3. Находить свое место в коллективе, в системе отношений с преподавателями, учениками.
4. Выделять главные цели учебного заведения, активно участвовать в их реализации.
5. Проводить морально-нравственную оценку событий и явлений социальной действительности в учебном заведении, стране.
Информация о работе Компетентный учитель – компетентный ученик