Коммуникативные упражнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

Для осмысления устноязычной коммуникации большое значение имеет понятие коммуникативной общности. Это специфические информационные связи между собеседниками, возникшие в результате их совместного общения в прошлом, а также опоры на общедоступные в языковом коллективе сведения , касающиеся повседневной жизни и быта людей, общественных мероприятий, природных явлений и т.д. Коммуникативная общность определяет выбор тематики разговора, степень развернутости языковых средств, их специфический отбор. Она определяет лаконичность речевого контакта .

Работа содержит 1 файл

коммуникативные упражнения.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

  Описание  статистических  сюжетов.  Более сложные задачи ставятся  перед учащимися при описании  сюжетов , которые даны в одном изображении , статично. Предназначенные для данного вида   работы  произведения обычно содержат большое количество информационных единиц, умелое  их декодирование  для создания  сюжета представляет известные трудности. Для данного вида  работы пригодны карикатуры , юмористические    рисунки, репродукции  произведений художников , картинки  , специально  разработанные  для учебных целей.  

  Более   сложным  материалом   для  описания  представляются   произведения  художников. В картинах  обычно  много   моментов, отвлекающих   внимание  учащихся . Это детализация  обстановки, игра  света, своеобразная  техника, широкая  , часто неоднозначная гамма эмоций   и т.д.  Описанию  художественного произведения должно предшествовать его подробное толкование , осмысление  его сюжетного и идейно-художественного содержания. Это достигается как кратким информированием учеников об авторе  и его творчестве., так и с помощью вопросно-ответной  беседы по конкретному произведению.

   Описание реальных  объектов    Это особая разновидность описательных   упражнений, во многих  отношениях  смыкающаяся с устной  композицией. Объектом описательного  сочинения  могут  служить  самые  обычные , встречающиеся  в повседневном обиходе  предметы, такие , как например , коробка спичек , настольная  лампа , шариковая ручка , портфель , очки ,пенал ,стул, часы, проигрыватель и т.д. Учащихся  следует обучить  общей схеме  описания  реальных предметов , которую можно  свести к следующим  пунктам: 1) назначение  предмета, 2)  его внешний  вид, 3) материал, из которого  он изготовлен 4) его функционирование 5) замечания  по его  эксплуатации, 6) разновидность , 7) из истории предмета, 8 ) вопросы его приобретения. 9) другие замечания.

     Успешное  применение  описательных  упражнений  на уроке  зависит   от ряда условий:  владения  учителем  соответствующими  приемами, наличия интересного, яркого , образного и простого  по структуре материала, подготовленности  учащихся.  (  с. 82)

 

    1. Дискутивные упражнения

   К дискутивным   упражнениям   относятся учебную дискуссию  и  комментирование . Они могут  быть успешны на уроке  лишь  при условии  владения учителями  их использования ,тщательности  подготовки  к их применению.

    Учебная   дискуссия.  В структуре учебной дискуссии выделяют  тему, экспозицию ,речевой стимул, направляющие   вопросы,  ключевые слова,  речевую реакцию говорящих.  Тематика учебных дискуссий чрезвычайно  разнообразна.   Экспозиция  -этот тот фактический материал, та информация  и связанная с ней проблематика, которые служат  основой любого обсуждения.   В зависимости от того, выражены  ли в экспозиции  выделяются :

  • Экспозиция, являющаяся  изложением как материала , так и проблематики  обсуждения. Учащимся прелагается  короткое сообщение , некоторый случай, эпизод , происшедший  с тем или иным  лицом, афоризм, в связи с которым  ставится проблема. Например:  When  the sound cinema  came into  being  , a famous  producer said, “ Now  , that  the cinema  has got  the  power  of speech,  I’m  sure  the  theatre  will  die  in the nearest  future. “ Do you think  the producer  was right ?  Is  the cinema  the theatre’s rival?
  • Экспозиция с невыраженной   проблематикой.  Учащимся  предлагается  некоторый  материал  для обсуждения  , причем  само  его содержание такового , что как правило , освобождает учителя  от необходимости  специальной постановки  проблемы. К числу  экспозиций  рассматриваемого  вида  можно отнести, например:  .кинофильм, рассказ,  театральную постановку , материалы прессы , случаи из жизни.
  • Экспозиция  с заданной проблематикой , но невыраженным   материалом обсуждения. Это в сущности  опора на жизненный  опыт и знания  учащихся , на их способности   к воображению. Так , обсуждение  проблемы  «Что делает  человека  известным?» базируется   на знании  фактов,  исторических  примеров,  событий в общественной жизни , в сфере науки, культуры и т.д.

    Стимул  в учебной дискуссии всегда носит естественный характер.  Стимул  вызывает  речевую реакцию. Стимул зависит от качества экспозиции. Стимул   может  возникать  из речевой реакции  учащихся , которые  дают  различные  точки зрения по обсуждаемой проблеме.

    Направляющие вопросы . При подготовке  учебной дискуссии учитель должен  продумать , наряду с экспозицией , также вопросы , с помощью которых   он  намерен «развернуть» проблематику  дискуссии и дать  ей нужное  направление, тем самым поддерживая речевой стимул учащихся. Однако   ряд удачно  поставленных вопросов  учителя,  детализирующих ее, может оказаться плодотворным  и вызвать живое обсуждение. Например:  Does  man’s  appearance play any  role  in his life?  Can a person’s  appearance  be changed  at will? Which makes  a young  person’s  on the  person’s  mood?  Has  the general  culture  of man  anything to do  with  his looks? Can we guess  the person’s  profession  (occupation)  by his  appearance?

       В плане подготовки  учащихся  к ведению учебной дискуссии  могут быть предложены  следующие приемы работы  : выбор  одного из контрастирующих  подходов  к проблеме  и высказывания   по поводу  серии  дискуссионных  вопросов. Первый вид работы  направлен  на развитие  такой формы  речевой  реакции  учащихся , в которой  проявляется критичность  их  суждения.  На первых  порах  это могут  быть несложные  по структуре вопросы , содержащие некоторую альтернативу. Например  : Which is  better, to be highly  enthusiastic about  one  subject  or to play   equal attention  to all  of them?  Which is better , to  know  several foreign languages  a little  or one  language, but well?  Where   do you  think is the  weather  better , in  the north  or in the   south?    Which  is more convenient,  to borrow books  from  the public library    or to  have  a library of one’s  own?

      Последующим  видом  работы  является  высказывание  по поводу  целой  серии  дискуссионных  вопросов, задаваемых  сразу.  Предлагая   учащимся вопросы  , преподаватель   не только  стимулирует   их  желание  высказываться , но  одновременно дает направление  их мысли. Серия дискуссионных вопросов  не должна  выходить  за пределы языковых возможностей  учащихся.

        Комментирование . Сущность комментирования заключается в том, что говорящий, получив некоторую информацию, высказывает    к ней свое  отношение , а также  возникающие  в связи  с этим  суждения  сравнительного, обобщающего   или оценочного  характера, эмоции и пр.  В реальных  условиях коммуникации    комментирование  как вид сообщения нередко совмещается с рассказом или пересказом, когда собеседник  , излагая   факты действительности (рассказ) или полученную им в речевой  форме  информацию  ( пересказ) , сопровождает   из собственными  рассуждениями. Особенность  данного упражнения   как средства развития  коммуникативной речи  состоит  в том,  что в процессе  комментирования , требующего  определенной  мобилизации мыслительной деятельности для выдачи  собственной информации , учащийся вместе с  тем опирается  на предоставленный  ему материал.

       В плане  подготовки учащихся к комментированию  как упражнению можно использовать те же виды работы, что и при  подготовке дискуссии.  При организации  комментирования  на уроке  следует  иметь  в виду основные схемы: 1) учитель дает  ученикам  один  материал для всех  -опрашивает  одного –двух;2) над одним  и тем же  материалом все ученики сначала работают  в парах, затем учитель   опрашивает одного-трех 3)  каждой паре выдается  отдельный материал, учитель  подключается  к каждой  работающей паре; 4)  каждая пара  комментирует  свой материал  перед классом.  Комментирование  как упражнение предназначено для развития  монологической речи учащихся  , поэтому  не следует  в ходе   работы над ним требовать  от учеников  изложения  материала в виде парного, «дробного» диалога.  Например: Discuss  or comment  on these  newspaper reports:  Telephone  Has  Memory. London. A new telephone  apparatus  was  designed  by one  of the British firms. The apparatus  can keep  in its  memory about 30  telephone  numbers  which its  owner uses most  often.  If  the person wants   to speak with  somebody  , he needn’t dial a number . He  just presses the button and the  connection is done  automatically.

      

    1. Композиционные  упражнения
 

            Устное сочинение на иностранном  языке –одно из  самых  трудных  упражнений, успешное  проведение  которого возможно лишь  на  достаточно высоком уровне  развития  устноречевых  умений. Устная композиция  различается в зависимости  от подготовленности речи,  а также  от материала или опоры, лежащих  в ее основе.

     Устное  рассказ  представляет  собой самостоятельное   развернутое высказывание (монолог), с помощью которого говорящий что-либо сообщает  или описывает , о чем –либо повествует или что-либо анализирует. В плане подготовленной речи устный  рассказ может принять форму доклада.  (   с. 105)

    В зависимости  от степени   опоры учащихся  на процесс   собственного  творчества выделяются    следующие виды  устного рассказа: 1) по готовому сюжету, 2)  по предложенной теме,3)по пословице  или крылатой  фразе, 4) по собственной  теме ученика.

Рассказ  по предложенной теме.    Несложные темы обиходно- повседневного плана могут быть даны  учащимся в виде конкретных заданий на изучаемом или родном языке. Задача  сочинения учащимся  устного рассказа может быть существенна  облегчена , если   попытаться раскрыть  предложенную  тему  списком ключевых  слов  и выражений, «заготовками» фраз  и.д. являющимися  своеобразными опорами, смысловыми  вехами, пунктами плана будущего  высказывания. Эти слова заранее  записываются на доске.  Так, тема  « О моем друге»может  быть раскрыта  с помощью следующих лексических элементов: same class as I ;  met  … years ago; because her ( his) family  moved to our district , studies well, ready to help  others,  good at maths  ( languages , ets)  , has  a sister, hobby,  sports, father,  worker.

  Рассказ  по предложенным  пословицам  и крылатым выражениям.   Использование пословиц  в качестве  отправного пункта  для монологической  композиции  предъявляет  повышенные требования  к способностям  учащихся  к абстрактному и ассоциативному  мышлению, фантазированию. Поэтому  работа с пословицами  и поговорками  может быть успешной  только в очень подготовленном классе. Если  учитель чувствует , что ученики  не могут  говорить  по данным высказываниям, следует отказаться  от этого  вида работы и переключиться  на другие  упражнения , которые принесут  больше пользы. Лишь немногие  пословицы  и поговорки  могут служить  готовым материалом  для устного  спонтанного  выступления. Поэтому  необходим их  тщательный отбор. Они должны  не только  иметь  воспитательное значение, но и быть  простыми по языку и употребительными , а главное  -дающими повод к говорению.

   Рассказ по собственной   теме учащегося   .  Устное сочинение этого рода  может показаться  самым сложным и трудным видом работы,  поскольку процесс творчества как бы протекает полностью   самостоятельно, без помощи учителя, к тому же спонтанно , без подготовки. Рассказ  по собственной теме  учащегося  как упражнение  в развитии  неподготовленной речи  не всегда эффективен  и может быть  скорее  всего  рекомендован  как домашнее задание.

 
    1. Инициативные  упражнения.
 
 

  К  композиционным  логически примыкают  упражнения  , развивающие  такое ценное качество , как инициативность. Обучившийся  иностранному языку  должен  уметь привлечь  внимание  собеседника, начать  разговор,  предложить  тему,  заинтересовать  партнера  по общению,  т.е. достичь   своей реальной  коммуникативной цели. Инициативная   речь  формируется   с помощью  целого ряда средств , включая  как модификацию   различных  вопросно-ответных  и репликовых  упражнений,  так и специальные  формы работы. К таким  упражнениям  относятся: инициативные   вопросы  учащихся,  пресс-конференция,  композиция  диалогов  с упором  на инициативные реплики, интервью , некоторые приемы  работы , формирующие    определенную спонтанность  речевого акта.

Пресс-конференция  . Здесь фронтальная постановка  вопросов одним лицом, однако  должны быть четко определены социально- коммуникативная роль и позиция  участвующих  в беседе учащихся , охарактеризована  ситуация общения , тематика.

Композиция  диалогов  с упором  на инициативные реплики.   Перед учащимся  ставится  задача  « завязать  разговор» . Дюбат можно облегчить , дав учащимся  общие характеристики обстановки ( например:  Вы  на улице,  Вы  в театре. Вы  на выставке  изобразительного искусства. Вы  на школьном вечере  ) Диалоги могут разыгрываться   учащимся в парах. Результаты  своей работы  одна из пар  демонстрирует  перед классом.

Интервью  можно рассматривать как пресс-конференцию индивидуального общения. Его наиболее  рационально проводить в парах.

   При  работе с инициативными упражнениями, речевой материал  которых  в значительной степени  состоит  из различного  рода вопросов, полезно  вывешивать плакат  с вопросительными  местоимениями  и выражениями.

   Таким образом,  коммуникативные  упражнения  различны по содержанию  и  их  необходимо  включать   в структуру урока. 
 

Информация о работе Коммуникативные упражнения