Коммуникативные упражнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

Для осмысления устноязычной коммуникации большое значение имеет понятие коммуникативной общности. Это специфические информационные связи между собеседниками, возникшие в результате их совместного общения в прошлом, а также опоры на общедоступные в языковом коллективе сведения , касающиеся повседневной жизни и быта людей, общественных мероприятий, природных явлений и т.д. Коммуникативная общность определяет выбор тематики разговора, степень развернутости языковых средств, их специфический отбор. Она определяет лаконичность речевого контакта .

Работа содержит 1 файл

коммуникативные упражнения.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

 К  категориям устноязыченого общения  ,имеющего  определенную структуру  относятся  : ситуация, роль, позиция,  общность,вид и сфера коммуникации.

      Важнейшим из них является  коммуникативная ситуация. Ситуация  –совокупность  обстоятельств,  условий,  создающих   те или  иные отношения, обстановку или положение.  Коммуникативная ситуация-это динамическая система взаимодействующих    конкретных факторов  объективного и  субъективного плана , вовлекающих  человека в  языковую  коммуникацию  и определяющих его речевое поведение в пределах одного  акта общения.

   Коммуникативная  ситуация состоит   из 4 факторов : 1)  обстоятельств действительности ( обстановка),  в  которых   осуществляется коммунация ( включая   наличие посторонних лиц)2) отношений   между коммуникантами( субъективно- личность собеседника), 3) речевого побуждения 4 ) реализации самого акта общения, создающего  новое положение, стимулы к речи. Каждый из факторов оказывает на речь  собеседника определенное влияние( выбор темы и  направление ее развития, отбор языковых средств , эмоциональная окраска  речи, ее развернутость и т.д.) . В любой коммуникативной ситуации   мы всегда выступаем в определенной  социально- коммуникативной роли. Социально-коммуникативная роль  представляется важным понятием  устной  коммуникации. Пассажир,  ученик школы, сын, дочь- типичные  социально-коммуникативные роли.

     Коммуникативная  ситуация-это  воображаемое  построение  или   модель реального контакта, в  котором реализуется  речевое  поведение собеседников в их  типичных социально- коммуникативных   ролях. ( разговор покупателя с продавцом,  беседа  матери с сыном,учителя с учеником и т.д.)

  Для  осмысления  устноязычной коммуникации  большое значение  имеет понятие  коммуникативной  общности. Это  специфические  информационные связи  между собеседниками, возникшие в результате  их совместного  общения  в прошлом, а также опоры на общедоступные в языковом коллективе сведения , касающиеся  повседневной  жизни  и быта  людей, общественных    мероприятий,  природных явлений и т.д. Коммуникативная общность определяет выбор тематики разговора, степень развернутости языковых  средств, их специфический отбор. Она определяет  лаконичность речевого контакта .

     Другим важным  понятием устноязычной  коммуникации  является вид общения. Речевые  контакты людей происходят  в условиях, различающихся  количеством  участвующих в общении  индивидов, характером отношений между ними, наличием смены ролей говорящего   и слушающего в пределах  одного акта коммуникации.

    Выделяются  3 вида общения: индивидуальное, групповое и публичное.  В индивидуальном  общении участвуют  два человека. Оно характеризуется непосредственностью, доверительностью. Здесь партнеры по коммуникации  равноправны  в доле своего участия в общем речевом продукте. Каждый  из них может поддержать  предложенную тему или  заменить ее другой. Если  любой из партнеров индивидуального общения  прекращает разговор,  коммуникативный  акт заканчивается.

    При групповом общении в   едином  акте  коммуникации участвует  несколько человек ( беседа в компании друзей, учебное занятие,совещание)Коммуникативное положение члена  группового общения существенно  отличается от индивидуального. Он  может, например , « проучатствовать»в длительной беседе  или совещании , не проронив ни слова.

    Публичное  общение  протекает   при сравнительно большом   количестве индивидов. По этой  причине коммуникативные роли  участников публичного  общения   обычно предопределены: незначительное  число их выступает  в качестве  ораторов, остальные – в фиксированных  ролях слущающих.

    По характеру  отношений   между коммуникантами общение  может быть официальным и неофициальным.  Официальное  общение возникает  между лицами, отношения между  которыми определяются выполнением  ими некоторых социальных функций  ( учитель- ученик , пассажир- кассир,  начальник-подчиненный) Сюда могут быть отнесены  совещания, интервью, инструктаж, переговоры.

   Неофициальное общение  характеризуется   непринужденностью , раскованностью, нередко фамильярностью как в  поведении  индивидов, так  и в тоне  их речи, свободой в  выборе языковых  средств. При неофициальном  общении содержание высказываний  индивидов , заранее  не продумывается , им свойственен неподготовленный характер. В отличие  от официального  общения,  в условиях  которого используется официально-деловой  стиль  устной речи, при неофициальном общении широкое применение  находит разговорный  язык в различных его  вариантах , включая  профессиональный жаргон. В неофициальном общении различают деловой разговор и свободную  беседу.  Свободная беседа представляет собой  самостоятельную деятельность общения,  цель которой –установление контакта, взаимопонимания,  « воздействия  на знания, умения,  систему  социальных ценностей ( убеждений), эмоциональное  состояние  другого человека.  Свободная беседа  характеризуется  большим разнообразием речевых стимулов, побуждающих  к общению  ее участников.

     В пределах  одного акта общения   роли говорящих и слушающих  могут либо  меняться,  либо  оставаться  постоянными.  На этой  основе  выделяются монологическая и диалогическая формы общения.  В монологическом общении отсутствует какая-либо смена коммуникативных ролей между участвующими  в нем индивидами (  например, лекция, объявление стюардессы). Устный текст в монологическом общении может быть пространным ( например, речь общественного деятеля), а может  быть и кратким ( например, сообщение  по радио  на вокзале  об отправлении или прибытии поезда)

    Диалогическая  форма коммуникации , предполагает смену коммуникативных  ролей в пределах  одного акта общения. Внешняя форма диалога и характер  его протекания  позволяют  ряд  разновидностей  диалогического общения: беседу,  расспрос,  дискуссию.

   Существуют  следующие виды методической  модели коммуникации : официальный  индивидуальный  контакт,  деловой разговор, свободная беседа,  групповая  официальная беседа , монолог в групповой беседе, публичное  общение. 

  Термин  « устная речь» характеризуется  большой емкостью. Устному типу  речи, в  сравнении с речью  книжно-письменной  ,присущ целый ряд особенностей.  Это прежде всего звуковая  природа физического кода, его фонетика,  интонация,  мелодика.  Устная речь  характеризуется свернутостью  синтаксических средств, бессоюзием,  развернутой предикативностью, преобладанием   сочинения над подчинением , эллиптичностью.  Говорящий старается  употребить подчинительную конструкцию. В устной речи  используются более простые , исконные слова , редуцированные  и усеченные  формы слов.  Широкое  хождение  в устной речи  находят так называемые  специфические  устно-разговорные  обороты и клише, целые предложения , повторяющиеся  в неизменном виде.  

 Все  упражнения   для устной речи  могут классифицироваться :

-от  вида  речевой деятельности

-от  этапа становления сложного речевого  умения  говорить и слушать

  Назначение  упражнений 1 типа ( тренировочных)  -целенаправленная  активизация   языкового материала, результатом  которой  должен быть навык  оперирования определенными фонетическими,  лексическими  и грамматическими  элементами или целыми предложениями.

  Сущность  упражнений 2  типа ( коммуникативных)  –нерегулируемая, конкретно- не  направляемая  активизация языкового  материала  в условиях речевой  практики  при решении   коммуникативных   и содержательных задач» Результатом   этого рода активизации  должна стать так называемая «устноязычная  компетентность» , операционная готовность  включения в реальную  устную коммуникацию.

  Коммуникативные  упражнения   должны  отвечать  следующим требованиям:

  • сообщать ученикам информацию, «поделиться» которой может стать их реальной потребностью или учебным заданием
  • стимулировать  продуцирование  связной речи на основе  жизненного опыта, выражение   своего отношения   к тому или иному  событию  жизненной  ( учебной ) реальности.
  • Создавать ситуации  для речевого общения в классе
  • быть коммуникативными  как по материалу, так и по процедуре
  • строиться в принципе на проработанном и достаточно  усвоенном учащимся языковом материале с тем, чтобы при продуцировании речи их основное внимание  было направлено  на ее содержание
  • предусматривать  формирование одной из  разновидностей  речи, различающейся по протяженности, подготовленности, инициативности, коммуникативному содержанию, цели  речевого поступка и т.д.
  • обеспечивать  естественное речевое поведение учеников в соответствии  с их социально-коммуникативной  позицией,  ориентировку  в коммуникативной  общности,  беседующих  для выбора темы разговора , его направления  и т.д.

Среди упражнений выделяются   респонсивные , ситуативные, репродуктивные , описательные , дискутивные , композиционные  и инициативные.

   По признаку условности речевого  стимула  и процедуры  учебной  операции  коммуникативные  упражнения  делятся на : условно- мотивированные ( например, условная беседа)и реально  –мотивированные ( например, дискуссия , комментирование) . Первым присущи черты,которые в какой-то степени соотносят их  с тренировочными  упражнениями.  В самой процедуре выполнения  имеется некоторая условность  , неестественность ,а речевой стимул  носит искусственный , учебный характер.  Участвуя, в условной беседе, учащиеся не могут не  ощущать , что они выполняют именно упражнение.

  В  упражнениях  второй разновидности   мотивация  речевых  актов  почти  реальная ( например, в дискуссии). Здесь степень приближения речевых  действий  к тому, что имеет место в натуральных условиях, является  самой высокой.  

Система  коммуникативных упражнений 

Респонсивные  упражнения

 К  респонсивным  упражнениям  могут  быть отнесены  три вида  упражнений: вопросно-ответные, репликовые и  условная беседа.

 Вопросно-ответные  упражнения   считается наиболее популярным в методике обучения устной иноязычной речи. Коммуникативная цель вопросительных предложений- запрос  информации. 

  В  практике обучения   иноязычной  речи  вопросы могут носить  как условно-,так и реально-мотивированный  характер.  Вопросы , ответы на которые известны спрашивающему, ибо содержатся в обстоятельствах действительности , коммуникативны лишь по форме. По существу  же они условны , являясь формой учебных действий.

  С  помощью  вопросов  учитель может тренировать  учащихся  в производстве высказываний  определенной  синтаксической  структуры . При  известной  организации  вопросов данный  вид упражнений смыкается  с тренировочными, обеспечивающими максимальную повторяемость  одинаковых языковых знаков. Вопросно-ответные упражнения следует различать по : 1)  источнику для ответов, 2) типу вопросов, 3)  адресу вопросов 4) технике применения.

  1. По источнику  для ответов  можно выделить  вопросы  по предъявленному дидактическому материалу ( текст, рисунок) и вопросы , при ответе на которые учащиеся должны опираться на свои знания, жизненный опыт ,рассуждения. Учащиеся  прослушивают текст, затем ставятся вопросы, например:  1. What ‘s the name  of  the famous  singer? Where  did  she  sing  last  night ? What opera  did  they give?  How  did  the  audience receive  the singer? Did  I like  her singing? Where  was my  seat?

     В  этом случае  вопросно-ответные  упражнения  являются как бы  составной  частью  комплексного  приема – работы с текстом. Самостоятельное  значение как средство  развития  неподготовленной коммуникативной речи имеют вопросы , при ответе на которые ребята опираются  на свои познания и опыт.

  1. Основными типами  вопросов являются общие,  альтернативные  и специальные. Наиболее просты  для реакции  -общие вопросы. На них обычно  даются  лаконичные  или неполные  ответы.  В учебных  целях  ученикам  часто предлагается отвечать полными предложениями. Например: Is the  classroom very  large? No, it isn’t . It isn’t  very large.

    Альтернативные вопросы  уже сами  по себе  частично содержат ответ:

    Do  we live in a big industrial  center or in a resort town?  We live  in a big industrial  center.

     В  практике обучения важную роль  играют специальные вопросы, требующие  творческий подход.

  1. Вопросы могут ставиться  ко всему классу ( фронтально-последовательская  форма работы ), к работающим парам, к отдельным ученикам. Сообразуясь  с конкретной обстановкой, целью  и этапом урока, учитель выбирает адрес  и коммуникативную  направленность серии вопросов,которые  он собирается положить в основу данного  вида  упражнения.
  2. При условии их продуманной организации вопросы  могут  быть эффективными  как в автономном , так и комбинированном  варианте применения. Ими можно начинать  урок, заключать  его,  заполнять  технические паузы урока.

Информация о работе Коммуникативные упражнения