К
категориям устноязыченого общения
,имеющего определенную структуру
относятся : ситуация, роль, позиция,
общность,вид и сфера коммуникации.
Важнейшим из них является
коммуникативная ситуация. Ситуация
–совокупность обстоятельств,
условий, создающих те или
иные отношения, обстановку или положение.
Коммуникативная ситуация-это динамическая
система взаимодействующих
конкретных факторов объективного
и субъективного плана , вовлекающих
человека в языковую коммуникацию
и определяющих его речевое поведение
в пределах одного акта общения.
Коммуникативная ситуация состоит
из 4 факторов : 1) обстоятельств действительности
( обстановка), в которых
осуществляется коммунация ( включая
наличие посторонних лиц)2) отношений
между коммуникантами( субъективно-
личность собеседника), 3) речевого побуждения
4 ) реализации самого акта общения, создающего
новое положение, стимулы к речи. Каждый
из факторов оказывает на речь собеседника
определенное влияние( выбор темы и
направление ее развития, отбор языковых
средств , эмоциональная окраска речи,
ее развернутость и т.д.) . В любой коммуникативной
ситуации мы всегда выступаем в
определенной социально- коммуникативной
роли. Социально-коммуникативная роль
представляется важным понятием устной
коммуникации. Пассажир, ученик школы,
сын, дочь- типичные социально-коммуникативные
роли.
Коммуникативная ситуация-это
воображаемое построение или
модель реального контакта, в
котором реализуется речевое
поведение собеседников в их
типичных социально- коммуникативных
ролях. ( разговор покупателя с продавцом,
беседа матери с сыном,учителя с учеником
и т.д.)
Для
осмысления устноязычной коммуникации
большое значение имеет понятие
коммуникативной общности. Это
специфические информационные связи
между собеседниками, возникшие в результате
их совместного общения в прошлом,
а также опоры на общедоступные в языковом
коллективе сведения , касающиеся повседневной
жизни и быта людей, общественных
мероприятий, природных явлений и т.д.
Коммуникативная общность определяет
выбор тематики разговора, степень развернутости
языковых средств, их специфический
отбор. Она определяет лаконичность
речевого контакта .
Другим важным понятием устноязычной
коммуникации является вид общения.
Речевые контакты людей происходят
в условиях, различающихся количеством
участвующих в общении индивидов, характером
отношений между ними, наличием смены
ролей говорящего и слушающего
в пределах одного акта коммуникации.
Выделяются 3 вида общения: индивидуальное,
групповое и публичное. В индивидуальном
общении участвуют два человека. Оно
характеризуется непосредственностью,
доверительностью. Здесь партнеры по коммуникации
равноправны в доле своего участия
в общем речевом продукте. Каждый из
них может поддержать предложенную
тему или заменить ее другой. Если
любой из партнеров индивидуального общения
прекращает разговор, коммуникативный
акт заканчивается.
При групповом общении в
едином акте коммуникации участвует
несколько человек ( беседа в компании
друзей, учебное занятие,совещание)Коммуникативное
положение члена группового общения
существенно отличается от индивидуального.
Он может, например , « проучатствовать»в
длительной беседе или совещании ,
не проронив ни слова.
Публичное общение протекает
при сравнительно большом
количестве индивидов. По этой
причине коммуникативные роли
участников публичного общения
обычно предопределены: незначительное
число их выступает в качестве
ораторов, остальные – в фиксированных
ролях слущающих.
По характеру отношений
между коммуникантами общение
может быть официальным и неофициальным.
Официальное общение возникает
между лицами, отношения между
которыми определяются выполнением
ими некоторых социальных функций
( учитель- ученик , пассажир- кассир,
начальник-подчиненный) Сюда могут быть
отнесены совещания, интервью, инструктаж,
переговоры.
Неофициальное общение характеризуется
непринужденностью , раскованностью,
нередко фамильярностью как в
поведении индивидов, так и в
тоне их речи, свободой в выборе
языковых средств. При неофициальном
общении содержание высказываний индивидов
, заранее не продумывается , им свойственен
неподготовленный характер. В отличие
от официального общения, в условиях
которого используется официально-деловой
стиль устной речи, при неофициальном
общении широкое применение находит
разговорный язык в различных его
вариантах , включая профессиональный
жаргон. В неофициальном общении различают
деловой разговор и свободную беседу.
Свободная беседа представляет собой
самостоятельную деятельность общения,
цель которой –установление контакта,
взаимопонимания, « воздействия
на знания, умения, систему социальных
ценностей ( убеждений), эмоциональное
состояние другого человека. Свободная
беседа характеризуется большим
разнообразием речевых стимулов, побуждающих
к общению ее участников.
В пределах одного акта общения
роли говорящих и слушающих
могут либо меняться, либо
оставаться постоянными. На этой
основе выделяются монологическая
и диалогическая формы общения. В монологическом
общении отсутствует какая-либо смена
коммуникативных ролей между участвующими
в нем индивидами ( например, лекция,
объявление стюардессы). Устный текст
в монологическом общении может быть пространным
( например, речь общественного деятеля),
а может быть и кратким ( например, сообщение
по радио на вокзале об отправлении
или прибытии поезда)
Диалогическая форма коммуникации
, предполагает смену коммуникативных
ролей в пределах одного акта
общения. Внешняя форма диалога и характер
его протекания позволяют ряд
разновидностей диалогического общения:
беседу, расспрос, дискуссию.
Существуют следующие виды методической
модели коммуникации : официальный
индивидуальный контакт, деловой
разговор, свободная беседа, групповая
официальная беседа , монолог в групповой
беседе, публичное общение.
Термин
« устная речь» характеризуется
большой емкостью. Устному типу
речи, в сравнении с речью
книжно-письменной ,присущ целый ряд
особенностей. Это прежде всего звуковая
природа физического кода, его фонетика,
интонация, мелодика. Устная речь
характеризуется свернутостью синтаксических
средств, бессоюзием, развернутой
предикативностью, преобладанием
сочинения над подчинением , эллиптичностью.
Говорящий старается употребить подчинительную
конструкцию. В устной речи используются
более простые , исконные слова , редуцированные
и усеченные формы слов. Широкое
хождение в устной речи находят
так называемые специфические устно-разговорные
обороты и клише, целые предложения , повторяющиеся
в неизменном виде.
Все
упражнения для устной речи
могут классифицироваться :
-от
вида речевой деятельности
-от
этапа становления сложного речевого
умения говорить и слушать
Назначение
упражнений 1 типа ( тренировочных)
-целенаправленная активизация
языкового материала, результатом
которой должен быть навык
оперирования определенными фонетическими,
лексическими и грамматическими
элементами или целыми предложениями.
Сущность
упражнений 2 типа ( коммуникативных)
–нерегулируемая, конкретно- не
направляемая активизация языкового
материала в условиях речевой
практики при решении коммуникативных
и содержательных задач» Результатом
этого рода активизации должна
стать так называемая «устноязычная
компетентность» , операционная готовность
включения в реальную устную коммуникацию.
Коммуникативные
упражнения должны отвечать
следующим требованиям:
- сообщать
ученикам информацию, «поделиться» которой
может стать их реальной потребностью
или учебным заданием
- стимулировать
продуцирование связной речи на основе
жизненного опыта, выражение своего
отношения к тому или иному событию
жизненной ( учебной ) реальности.
- Создавать
ситуации для речевого общения в классе
- быть коммуникативными
как по материалу, так и по процедуре
- строиться
в принципе на проработанном и достаточно
усвоенном учащимся языковом материале
с тем, чтобы при продуцировании речи
их основное внимание было направлено
на ее содержание
- предусматривать
формирование одной из разновидностей
речи, различающейся по протяженности,
подготовленности, инициативности, коммуникативному
содержанию, цели речевого поступка
и т.д.
- обеспечивать
естественное речевое поведение учеников
в соответствии с их социально-коммуникативной
позицией, ориентировку в коммуникативной
общности, беседующих для выбора
темы разговора , его направления и
т.д.
Среди
упражнений выделяются респонсивные
, ситуативные, репродуктивные , описательные
, дискутивные , композиционные и инициативные.
По признаку условности речевого
стимула и процедуры учебной
операции коммуникативные упражнения
делятся на : условно- мотивированные
( например, условная беседа)и реально
–мотивированные ( например, дискуссия
, комментирование) . Первым присущи черты,которые
в какой-то степени соотносят их с
тренировочными упражнениями. В
самой процедуре выполнения имеется
некоторая условность , неестественность
,а речевой стимул носит искусственный
, учебный характер. Участвуя, в условной
беседе, учащиеся не могут не ощущать
, что они выполняют именно упражнение.
В
упражнениях второй разновидности
мотивация речевых актов
почти реальная ( например, в дискуссии).
Здесь степень приближения речевых
действий к тому, что имеет место
в натуральных условиях, является самой
высокой.
Система
коммуникативных упражнений
Респонсивные
упражнения
К
респонсивным упражнениям могут
быть отнесены три вида упражнений:
вопросно-ответные, репликовые и
условная беседа.
Вопросно-ответные
упражнения считается наиболее
популярным в методике обучения устной
иноязычной речи. Коммуникативная цель
вопросительных предложений- запрос
информации.
В
практике обучения иноязычной
речи вопросы могут носить
как условно-,так и реально-мотивированный
характер. Вопросы , ответы на которые
известны спрашивающему, ибо содержатся
в обстоятельствах действительности ,
коммуникативны лишь по форме. По существу
же они условны , являясь формой учебных
действий.
С
помощью вопросов учитель может
тренировать учащихся в производстве
высказываний определенной синтаксической
структуры . При известной организации
вопросов данный вид упражнений смыкается
с тренировочными, обеспечивающими максимальную
повторяемость одинаковых языковых
знаков. Вопросно-ответные
упражнения следует различать по : 1)
источнику для ответов, 2) типу вопросов,
3) адресу вопросов 4) технике применения.
- По источнику
для ответов можно выделить вопросы
по предъявленному дидактическому материалу
( текст, рисунок) и вопросы , при ответе
на которые учащиеся должны опираться
на свои знания, жизненный опыт ,рассуждения.
Учащиеся прослушивают текст, затем
ставятся вопросы, например: 1. What ‘s
the name of the famous singer? Where did
she sing last night ? What opera did they
give? How did the audience receive the
singer? Did I like her singing? Where was my
seat?
В
этом случае вопросно-ответные
упражнения являются как бы
составной частью комплексного
приема – работы с текстом.
Самостоятельное значение как средство
развития неподготовленной коммуникативной
речи имеют вопросы , при ответе на которые
ребята опираются на свои познания
и опыт.
- Основными
типами вопросов являются общие,
альтернативные и специальные. Наиболее
просты для реакции -общие вопросы.
На них обычно даются лаконичные
или неполные ответы. В учебных
целях ученикам часто предлагается
отвечать полными предложениями. Например:
Is the classroom very large? No, it isn’t . It isn’t
very large.
В
практике обучения важную роль
играют специальные вопросы, требующие
творческий подход.
- Вопросы могут
ставиться ко всему классу ( фронтально-последовательская
форма работы ), к работающим парам, к отдельным
ученикам. Сообразуясь с конкретной
обстановкой, целью и этапом урока,
учитель выбирает адрес и коммуникативную
направленность серии вопросов,которые
он собирается положить в основу данного
вида упражнения.
- При условии
их продуманной организации вопросы
могут быть эффективными как в автономном
, так и комбинированном варианте применения.
Ими можно начинать урок, заключать
его, заполнять технические паузы
урока.