Коммуникативное обучение грамматике и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 21:08, реферат

Описание работы

Коммуникативное обучение появилось в то время, когда требовались серьезные изменения в парадигме обучения английскому языку. Традиционные методики не отвечали потребностям взрослого населения Европы. Коммуникативное обучение оказалось привлекательным для тех, кто искал более гуманистический подход в преподавании, такой, при котором процесс живой коммуникации получал приоритет. Коммуникативное обучение быстро стало общепринятым в педагогических кругах, получив поддержку ведущих британских прикладных лингвистов, филологов, издателей в различных институтах, включая Британский Совет. Все это способствовало его быстрому распространению по всему миру.

Работа содержит 1 файл

Коммуникативное обучение..doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Например: Meet your partner. (Встреть друга)

Преподаватель предлагает участникам игры совершить путешествие  в определенное время, соблюдая заданные условия. Например:

You can go

to France  

for a fortnight 

to England  

for a month 

2) by air  

4) in spring 

by car  

in summer 

by train  

in autumn 

1) to Italy  

3) for a week 

Задача участников игры - найти себе спутника. С этой целью сначала каждый выбирает подходящие ему условия, а затем подходит поочередно к участникам игры, расспрашивая об их интересах и планах, и пытается убедить поехать с ним. Игра может продолжаться до тех пор, пока большинство не найдут себе пару.

5) Интервью.

Цель данного приема - опросить как можно больше участников с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы.

Проведению интервью предшествует составление вопросника в виде таблицы, в которой фиксируются  ответы.

Например:

Name  

Favorite books? 

Favorite activities? 

Kate 

books about animals 

swimming 

Olga  

fairy tales  

playing the piano 

Задача - выяснить, что  твои одноклассники любят читать и заниматься в свободное время.

Чтобы максимально  опросить своих одноклассников, следует  организовать игру в кругу. Участники образовывают внешний и внутренний круги, находят себе пару и опрашивают друг друга. Затем учащиеся внешнего круга переходят к следующему участнику по часовой стрелке. И так происходит до тех пор, пока не будут опрошены все участники игры.

6) Ролевые игры.

Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных  задач. Участники игры должны быть поставлены в такие условия, при которых  необходимо выяснить социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений.

Для ролевой игры необходимо наличие единого сюжета, соответствующего коммуникативной  ситуации и ролевых отношений  между участниками общения. Когда  ученик принимает роль, он играет самого себя или какого-либо героя в специфической ситуации.

Например: Famous people. (Выдающиеся люди.)

Каждый ученик выбирает себе знаменитость, о которой может  рассказать от первого лица, не называя  его фамилию. Остальные задают ему вопросы:

· Are you a man or a woman?

· What do you do?

· What is the colour of your hair?

Задача “знаменитости” - отвечать на вопросы несколько  неконкретно, чтобы его роль не так  быстро разгадали. Если ученики догадываются, о ком идет речь, они пишут фамилию  на листочке и отдают учителю. Когда дано несколько правильных ответов, учитель останавливает игру и называет фамилию ученика, который первый дал правильный ответ [23, C.126]. Подведение итогов можно провести в виде обсуждения следующих вопросов:

· Was it difficult for to guess?

· How did you guess the name so quickly?

  Разработка серии  коммуникативных  игр

На посещенном мною уроке английского языка в 3 «Б»  классе учитель использовал коммуникативную  игру « the Treasure Island» («Остров Сокровищ») для повторения и закрепления пройденного лексического материала (названий цветов и слов, касающихся природы) и актуализации знаний по таким темам, как «простое настоящее время», «общие и специальные вопросы» и «предлоги». На предыдущем уроке эти темы были повторены в традиционной форме.

Группа была разделена  на две команды по пять человек. У  обеих команд были контурные карты  с изображением необитаемого острова. Информация на карте одной команды  отсутствовала на карте другой. Участники, задавая друг другу вопросы, пытались обнаружить все подстерегающие их опасности и наносили на пустые квадраты своих карт соответствующие обозначения.

Не все ученики  сразу включились в игру. Но когда  дети поняли, что учитель не делает никаких замечаний, даже если ошибка, фонетическая, лексическая или грамматическая, очевидна, оставшиеся с уверенностью вступили в обсуждение. Было полное взаимопонимание, несмотря на ошибки. Иногда ученики сами исправляли друг друга.

Все это время  учитель только наблюдал за процессом  игры и делал пометки в блокноте.

Обе команды хорошо справились с заданием.  

Оставшуюся часть  урока (а игра заняла около двадцати минут) учитель посвятил устному  фронтальному опросу этих слов и тем. В случае если ученик ошибался, ему  помогал другой ученик.

В итоге, лексический  материал был усвоен практически полностью. Небольшие недочеты касались грамматики.

Из анализа данной коммуникативной игры можно сделать  вывод, что при обучении иностранному языку необходимо создать положительные  условия для активного и свободного участия личности в деятельности. Эти условия сводятся к следующему:

· учащиеся получают возможность свободного выражения  своих мыслей и чувств в процессе общения;

· каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;

· самовыражение  личности становиться важнее демонстрации языковых знаний;

· поощряются пусть  противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие  о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;

· участники общения  чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания;

· использование  языкового материала подчиняется  задаче индивидуального речевого замысла;

· языковой материал соответствует речемыслительным возможностям говорящего;

· отношения строятся на безоценочности, некритичности (сопереживании и понимании переживаний других).

При этом речевые  ошибки следует считать не только возможными, но и нормальными. Разговорная  грамматика допускает определенные отклонения от грамматики письменной речи.

Исходя из этого, хорошей рекомендацией для любого учителя будет напоминание о том, что при создании и формировании коммуникативных заданий нужна большая изобретательность. Важно строить их на увлекательном материале реальной действительности, мобилизуя также фантазию учащихся. У учителя должен накапливаться «банк фактов», своего рода коллекция удивительных случаев, которые могут быть превращены в такие задания, которые повышают тонус общения, стимулируя речетворчество.

В ходе обучения английскому  языку учеников третьих классов  по УМК И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной в качестве повторения, закрепления либо контроля в конце каждой четверти могут быть использованы следующие игры:

1) К концу первой  четверти учащиеся должны знать  названия дней недели, времен  года и месяцев; повторить лексический  материал по темам: «Food» и «Animals»; усвоить грамматическую конструкцию «There is / there are».

В этом случае, можно  предложить the Talking volleyball game («Разговор и волейбол»).

Для проведения игры необходимо: скакалка, свисток и  воздушный шарик.

Общее правило: каждый раз дотрагиваясь до шарика, ученик должен сказать либо слово, либо предложение.

Как играть: нужно  разделить учеников на две команды, выбрать капитанов. Чтобы подготовить  место для игры, нужно расставить парты и натянуть скакалку.

Когда команды займут свою часть площадки, учитель (рефери) объявляет следующие правила:

· Каждый раз, отбивая  шарик, нужно произносить либо слово  по тематике первой четверти, либо предложение  с использованием конструкции «there is / there are». Повторяться нельзя; при повторе очко присуждается команде соперников. Например, учитель может сказать: «Отбивая шарик, называйте слова, относящиеся к животным». Внезапно учитель может поменять тему и попросить составлять предложения, используя слова из темы «Food». Чтобы усложнить задание, учитель просит называть предложения с использованием конструкции «There is / there are» и словами по теме «Seasons».

· Шарик нужно  отбивать сразу - желательно, не держать  его в руках. Это правило существует для того, чтобы ученики отвечали быстро, не задумываясь.

· Команда теряет очки, если шарик падает на пол; ученик отбивает шарик, ничего не произнеся.

Чтобы игра не сосредотачивалась  только на нескольких учениках, существует правило, что отбивший должен отходить назад - таким образом, все дети задействованы в игре. В случае если какой-то ребенок практически не участвует в процессе, учитель имеет право вмешаться, направив шарик в сторону этого ученика.

2) В конце второй  четверти необходимо проверить  умение считать, называть время  на часах и знание лексики по теме «My day order». Также в этой четверти дети знакомятся с простым прошедшим временем.

Можно предложить the Detective Story game («игру в детективов»). Выбирают двух «детективов», остальные - «подозреваемые». «Подозреваемым» раздаются карточки; на одной из них написано: «I broke a cup yesterday at 7:45», остальные карточки пустые. «Детективы» должны выяснить, «кто вчера разбил чашку». Они могут задавать такие вопросы как «What did you do at … o'clock?», «Who played the football at … o'clock?», «What time did you come back home?» - то есть, любые вопросы с указанием точного времени. Каждый подозреваемый отвечает в соответствии со своим распорядком дня. Игра заканчивается, когда «детектив» задает вопрос, называя (в данном случае) время 7:45. «Преступник» (тот, кому попалась карточка со словами «I broke a cup yesterday at 7:45») должен признаться.

3) Так как в  третьей четверти школьники знакомятся  с лексикой по теме «Appearance and clothes» и учатся задавать такие вопросы как «What colour…?», «What kind of…?», целесообразно было бы провести игру A right-hand sitting friend of mine («Мой друг, сидящий справа» Название игры называть нельзя.).

Смысл игры заключается  в том, что выбирают несколько  человек из класса и просят их выйти - они становятся угадывающими. Остальные должны сесть вкруг. Каждый, отвечая на вопросы угадывающего, должен описывать внешность и одежду человека, сидящего справа от него. Угадывающий заходит в класс и становится в центр круга. Ему говорят, что он может задавать любые вопросы, чтобы назвать того, кого загадали. Игра заканчивается, если он понимает, в чем

смысл, либо, опросив  всех по кругу, не может назвать задуманного  человека. В этом случае он становится наблюдателем, а в классную комнату  приглашают следующего угадывающего.

Данная игра посильна младшим школьникам, так как на третьему году обучения английскому языку учащиеся, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, должны уметь вести диалог-расспрос (расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы, и отвечать на вопросы собеседника) в типичных ситуациях повседневного общения (объём диалогического высказывания три-четыре реплики с каждой стороны). А объём монологического высказывания третьеклассников должен достигать пяти фраз.

4) В качестве отработки и закрепления времен Past Simple, Future Simple и лексики по теме «My plans for the summer» в конце последней четверти можно провести the Dice Game (Игра в кости).

Учитель приносит большую  мягкую игрушку в виде игральной  кости. Ученики садятся в круг и по очереди подбрасывают эту игрушку (другими словами, кидают кости). Цифра, выпавшая на кубике, указывает на количество фактов о прошлом лете и планах на будущее, которые ученик должен рассказать. Или же он может задать своим одноклассникам данное количество вопросов. В конце игры каждый должен рассказать столько фактов о планах своих одноклассников, сколько вспомнит.

Таким образом, помимо обучающих возможностей эта игра сплачивает детский коллектив, развивает  внимание и память.

Коммуникативные игры дают возможность ученику больше и свободнее говорить. Ребенок усваивает сам смысл коммуникации - быть понятым и понимать самому. Ошибки воспринимаются не как угроза плохой оценки, а как нормальное явление, которое можно отработать и исправить.

Информация о работе Коммуникативное обучение грамматике и его особенности