Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 21:08, реферат
Коммуникативное обучение появилось в то время, когда требовались серьезные изменения в парадигме обучения английскому языку. Традиционные методики не отвечали потребностям взрослого населения Европы. Коммуникативное обучение оказалось привлекательным для тех, кто искал более гуманистический подход в преподавании, такой, при котором процесс живой коммуникации получал приоритет. Коммуникативное обучение быстро стало общепринятым в педагогических кругах, получив поддержку ведущих британских прикладных лингвистов, филологов, издателей в различных институтах, включая Британский Совет. Все это способствовало его быстрому распространению по всему миру.
Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.
1. Это мой долг.
2. Хочу стать грамотным.
3. Хочу быть полезным гражданином.
4. Не хочу подводить свой класс.
5. Хочу быть умным и эрудированным.
6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.
7. Хочу научиться самостоятельно работать.
8. Все учатся и я тоже.
9. Родители заставляют.
10. Нравится получать хорошие оценки.
11. Чтоб похвалил учитель.
12. Чтобы товарищи со мной дружили.
13. Для расширения умственного кругозора.
14. Классный руководитель заставляет.
15. Хочу учиться
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (в модификации А.Д. Андреевой)
Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.
Почти никогда
Иногда
Часто
Почти всегда
1. Я спокоен
1
2
3
4
2. Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути
1
2
3
4
3. Я разъярен
4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе
5. Я напряжен
6. Я испытываю любопытство
7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу
8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки
9. Я раскован
10. Мне интересно
11. Я рассержен
12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе
13. Меня волнуют возможные неудачи
14. Мне кажется, что урок никогда не кончится
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать
16. Я стараюсь все делать правильно
17. Я чувствую себя неудачником
18. Я чувствую себя исследователем
19. Мне хочется что-нибудь сломать
20. Я чувствую, что не справлюсь с заданиями
21. Я взвинчен
22. Я энергичен
23. Я взбешен
24. Я горжусь своими школьными успехами
25. Я чувствую себя совершенно свободно
26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова
27. Я раздражен
28. Я решаю самые трудные задачи
29. Мне не хватает уверенности в себе
30. Мне скучно
31. Мне хочется что-нибудь сломать
32. Я стараюсь не получить двойку
33. Я уравновешен
34. Мне нравится думать, решать
35. Я чувствую себя обманутым
36. Я стремлюсь показать свои способности и ум
37. Я боюсь
38. Я чувствую уныние и тоску
39. Меня многое приводит в ярость
40. Я хочу быть
среди лучших
Педагоги и психологи предлагают разные пути интенсификации учебного процесса. Видный психолог, который занимается психологическими процессами в обучении иностранному языку, В.А. Артёмов объединяет все пути в два магистральных направления обучения:
1. усовершенствование методики обучения
2. усовершенствование
психических возможностей
Усовершенствование обучаемого идёт, главным образом, путём открытия в нём неиспользованных возможностей. К их числу относятся психологические приёмы, позволяющие увеличивать объём, распределение, интенсивность, устойчивость внимания, улучшить память, развить волевые, эмоциональные качества личности.
Управление самостоятельной работой учащихся на сегодняшний момент ещё встречается с целым рядом трудностей. Ученики ещё недостаточно владеют методами самостоятельной работы, т.е. методами чтения, записей, усвоение прочитанного. Задачей учителя является дать правильное направление самостоятельной работе учеников, т.е. направление, основанное на знании физиологических и психологических особенностей организма. Поэтому необходимо рассмотреть те специфические черты внимания и памяти, которые необходимо учитывать при организации самостоятельной работы по изучению иностранного языка.
Прежде всего, следует остановиться на определяющей роли внимания при организации учебного процесса. Как показывают исследования многих психологов (Б.Г. Ананьев, Е.И. Степанова, Е.И. Фоменко и др.), внимание, особенно с возрастом, всё более приобретает роль регулирующей функции.
Одной из основных сфер психической деятельности учащихся в самостоятельной работе является внимание. Оно позволяет сравнивать, взвешивать и тщательно исследовать части целого, связывать новое впечатление со старым.
В связи с этим
возникает вопрос: как же мы можем
стимулировать активизацию
Прежде всего, ученики должны с интересом относиться к тому материалу, который они изучают. Педагог должен заботиться о том, чтобы материал, данный для самостоятельной работы, с одной стороны, не терял новизну, а, с другой стороны, был доступен для восприятия.
Важнейшим психолого-физиологическим процессом, определяющим развитие и интеллектуальный прогресс личности является память.
Данные учёных свидетельствуют
о том, что хотя основа механизмов
кратковременной и
Проявление этих
изменений стимулируется
При организации повторения необходимо знать данные о скорости забывания.
Как утверждают психологи, процесс забывания происходит очень интенсивно, особенно на начальном этапе после усвоения. Например, в литературе приводятся следующие данные: через полчаса после предъявления забывается до 40 % материала; на следующий день - до 34%; через 30 дней - до 21 % .
Задачей учителя является так направлять работу учащихся, чтобы они путём своевременного повторения при самостоятельной работе предупреждали забывание.
Необходимо остановиться и на следующем: нельзя считать повторение повторением, если материал уже забыт. На его усвоение приходится затрачивать почти такое же усилие, как на усвоение совсем незнакомого материала. Поэтому непременным условием хорошего запоминания материала, рассчитанного на активное его владение, является многократное возвращение к нему, следующее непосредственно вслед за первичным ознакомлением, а затем через определённый промежутки времени.
Психологические исследования также свидетельствуют о том, что необходимо рекомендовать изучение более трудного материала до изучения лёгкого, так как увеличение интерференции происходит в связи с возрастанием степени трудности последующей информации.
Таким образом, задачей учителя иностранного языка является целенаправленное и постоянное воспитание у учащихся при их самостоятельной работе способности к «думающему запоминанию» (термин П.П. Блонского). Если эта способность войдёт в привычку, она будет способствовать рационализации процесса обучения, в целях экономии затраченных усилий и ускорения процесса усвоения материала.
Как уже отмечалось
выше, память - это сложный
Для учащихся, изучающих иностранный язык и обладающих хорошей зрительной памятью, решающее значение имеет графическая форма слова. Они представляют зрительно то, что написано от руки, а когда они говорят, они как бы читают эти слова. Но практическое владение языком в большей степени связано со слуховой памятью. Поэтому, ученик, у которого развита только зрительная память, медленно усваивает иностранный язык. Ему трудно запоминать звук, интонацию. Произношение у него, соответственно, плохое. А вот грамматику он усваивает легко, так как сразу же зрительно представляет себе зрительные окончания. Ему легче сделать перевод на иностранный язык, чем написать сочинение.
Если учитель не будет помогать такому ученику, то ученик потеряет веру в свои силы, и попытка освоить иностранный язык окажется для него невозможной.
Те ученики, у которых развита слуховая память, склонны мыслить, используя звуковые образы. Зрительная и моторная память играют вспомогательную роль. При чтении такой студент слышит внутренний голос, при письме он пишет под диктовку того же внутреннего голоса. Ученик, наделённый хорошей слуховой памятью, усваивает иностранный язык легче, чем ученик с развитой зрительной памятью. Он легко запоминает слова, введённые устно, но вот окончания, склонения и другие грамматические формы ему даются сложнее. Такой ученик полагается больше на интуицию, чем на точные знания. Он плохо переводит на иностранный язык предложения, однако написать сочинение по теме ему легко, так как он просто воспроизводит то, что слышал раньше.
Ученик с сильно развитой моторной памятью легче всего мыслит образами, усвоенными в результате моторной деятельности. Звуковые и зрительные образы не имеют для него никакого значения. Такой ученик легче чувствует слово тогда, когда сам воспроизводит его. При чтении он воспринимает слоги и слова одно за другим, отчётливо чувствуя движения, производимые при активной артикуляции этих слов. Моторные образы, создаваемые при письме, чтении, произношении, - почти единственные средства, которыми такой студент может воспользоваться для приобретения всей суммы навыков, необходимых для владения иностранным языком. Ученик, владеющий таким видом памяти, не может, как правило, изучить иностранный язык. Но, как отмечают учёные, такой вид памяти встречается редко.
Исследования в области психологии обучения иностранным языкам доказывают, что самой благоприятной для изучения языка и в то же время самой распространённой является смешанная память, сочетающая способность усваивать образы, полученные путём слухового, зрительного, моторного восприятия. Если все виды памяти развиты одинаково хорошо, то перед нами идеальный ученик для обучения иностранному языку. Он способен работать абсолютно самостоятельно и достигать хороших результатов, так как он с лёгкостью овладевает всеми видами речевой деятельности. Он хорошо читает вслух, вступает в иноязычное общение и прекрасно знает грамматику.
Поэтому необходимо путём тестирования выяснить, каким видом памяти обладает ученик и на основании полученных результатов строить обучение.
Учёт всех вышеизложенных психологических моментов мобилизации внимания и наиболее рациональных способов запоминания материала имеет, несомненно, положительный эффект при организации самостоятельной работы учеников по иностранному языку.
Информация о работе Коммуникативное обучение грамматике и его особенности