Коммуникативное обучение грамматике и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 21:08, реферат

Описание работы

Коммуникативное обучение появилось в то время, когда требовались серьезные изменения в парадигме обучения английскому языку. Традиционные методики не отвечали потребностям взрослого населения Европы. Коммуникативное обучение оказалось привлекательным для тех, кто искал более гуманистический подход в преподавании, такой, при котором процесс живой коммуникации получал приоритет. Коммуникативное обучение быстро стало общепринятым в педагогических кругах, получив поддержку ведущих британских прикладных лингвистов, филологов, издателей в различных институтах, включая Британский Совет. Все это способствовало его быстрому распространению по всему миру.

Работа содержит 1 файл

Коммуникативное обучение..doc

— 230.50 Кб (Скачать)

Действительно, урок иностранного языка это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникающее благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждение любых реальных ситуаций.

Игра способствует развитию познавательной активности школьников в изучении языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, и овладение иностранным языком становится радостным, творческим и коллективным.

Цели обучения иностранному языку на начальном этапе направлено на воспитание и развитие детей средствами предмета на основе и в процессе практического овладения языком как средством общения .

Весь курс обучения призван способствовать формированию у детей элементарных навыков  иноязычного общения в ситуациях, естественных для детей начальной  школы.

Курс обучения иностранному языку на начальном этапе задачу гуманитарного и гуманистического становления личности ребенка. Одним  из факторов, которые этому способствуют, является воспитание чувства коллективизма  в ходе совместного решения коммуникативных  задач в игровых ситуациях .

Успешное овладение  детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что  детей (особенно на начальном этапе) отличают:

· более гибкое и  быстрое, чем на последующих возрастных этапах запоминания языкового материала;

· наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения;

· отсутствие так  называемого языкового барьера, то есть страха торможения, мешающего  вступить в общение на иностранном  языке, даже при наличии необходимых  навыков;

· сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке .

Кроме того, игра, являясь  главным видом деятельности ребенка, позволяет сделать коммуникативно-ценными  практически любые языковые единицы.

Занимательные, игровые  элементы позволяют преодолеть большинство  трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранных языков на становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на занятии атмосферу радости, раскованности и непосредственности.

Все это дает возможность  в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и  возможности их выражения на иностранном  языке детьми раннего возраста. Это  позволяет избежать одного существенного  противоречия, которое постоянно  возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями и ограниченным языковым опытом .

Существенной особенностью курса обучения английскому языку  на начальном этапе является осознанность со стороны детей в овладении иностранным языком как средством общения. Несмотря на то, что у детей данного возраста хорошая память, и они легко запоминают иностранные слова, было бы ошибочным полагаться лишь на имитацию и механическое запоминание материала. Дети должны осознавать языковой материал в единстве его функции и формы, осознавать содержание высказывания при восприятии и порождении речи на уровне личностных смыслов. Осмысление языковых средств, решение коммуникативных задач осуществляется с использованием речевого опыта детей на родном языке .

Процесс обучения иностранному языку в начальной школе представляет собой совместную деятельность учителя  и детей. Маленький ребенок начинает изучать иностранный язык с большой  жаждой познания. Задача учителя - сделать  все возможное, чтобы поддержать интерес ребенка, его активность, фасцинированность (способность удивляться и восхищаться). Учитель должен стать речевым партнером ребенка, его помощником. При этом основным средством оценки являются похвала и поощрение.

Овладение устной речью проходит с помощью активного использования игры как методического приема. От умения построить самостоятельные высказывания с опорой на образец дети постепенно переходят к самостоятельным неподготовленным высказываниям. При этом следует помнить, что игровые ситуации не следует повторять. Каждая из них должна нести в себе определенный элемент новизны .

Игры должны быть направлены на достижение игрового результата. Игровые задачи в большинстве  случаев не носят индивидуального  характера: задачу решает вся группа, преодолевая коллективно все препятствия. Поскольку изучение иностранного языка должно внести вклад в нравственное воспитание детей, то в играх дети должны видеть неагрессивные типы общения, должны научиться вести диалог, выслушивать и принимать во внимание мнение своих одноклассников.

Обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам устной речи осуществляется во взаимосвязи. Основная цель этих упражнений - помочь детям в щадящем и интересном для них режиме создать основы для овладения произносительной стороной.

Обучение лексической  стороне речи строится преимущественно  с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимику. Отобранные для данного курса  лексика носит конкретный характер, отражает интересы и потребности детей.

Овладение грамматическими  навыками строится на базе речевых  образцов с использованием принципа аналогии с родным языком в тех  случаях, когда он может быть помощником. При этом важно приобщить ребенка  к понятию знакового закона или  правила. Ребенок должен осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо соблюдать, чтобы высказывание было понятым, то есть достигло желаемого результата.

Вывод: определим  основные требования к организации  игровой деятельности:

· доверительная  и непринужденная атмосфера;

· совместная деятельность учителя и учащегося;

· игра должна строиться  на известном и отработанном учениками  материале;

· соблюдение метода от простого к сложному, как то: построение самостоятельных высказываний с  опорой на образец с переходом на самостоятельные неподготовленные высказывания;

· осознанность происходящего  со стороны учеников;

· присутствие элемента новизны в каждой игре;

· направленность на достижение игрового результата;

· коллективная работа учащихся над проблемой;

· соответствие игры нравственному воспитанию;

· поощрение и  похвала каждого участника игры;

· обязательное подведение итогов игры.

Виды  коммуникативных  игр

Приемы коммуникативной  методики используются в коммуникативных  играх, в процессе которых учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому главной целью коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.

Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Решение языковой задачи предусматривает формирование или  совершенствование речевых навыков  в процессе целенаправленного использования  заданного языкового материала  в речевой деятельности. Коммуникативная  задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной деятельности .

1) Коммуникативные  игры, в основе которых лежит  прием ранжирования.

Данный прием предполагает распределение определенных предметов  в порядке значимости, важности их предпочтения. В процессе игры обычно возникает дискуссия, поскольку существуют различия в точках зрения при ранжировании информации, и учащиеся обосновывают свой выбор в парах или группах.

Возможны следующие  варианты проведения игры:

· учащийся работает самостоятельно, записывает свое решение проблемы, затем эти решения обсуждаются в парах или группах;

· учащиеся в небольших  группах пытаются найти общее  решение, которое должны будут обосновать в итоговой общей дискуссии;

· все учащиеся, чьи  варианты ответов совпали, собираются в группы, чтобы дать как можно больше аргументов в защиту своего варианта.

Например:

Обучающимся предлагается 5-6 тематически связанных существительных  и 4-5 прилагательных, которые передают возможные их качества. Например, к  существительным по теме “Еда” можно подобрать прилагательные “сладкий”, “горький” и так далее. Лексический материал представлен в виде таблицы:

Food: bitter, tasty, healthy, sour, sweet 

Apple      

water      

carrot      

potatoes      

meat      

porridge       
 

В соответствии с данными критериями учащиеся ранжируют предметы или явления, а затем в группах обсуждают свои варианты. Например, если они считают, что мясо - самая здоровая пища, они ставят цифру 1 в колонке “meat”. Затем выбирают продукт, который наименее полезный, и ставят в таблице напротив него цифру 2 и так далее, пока не заполнят все колонки таблицы .

2) Коммуникативные  игры, построенные на основе преднамеренного  создания различий в объеме  информации у учащихся, то есть  основываются на принципе информатизационного пробела (пробела в информации).

Этот прием предполагает неравномерное распределение определенной информации между партнерами по общению, что стимулирует их речевую активность и желание выяснить неизвестные  факты. Обмен информацией может  быть односторонним или двусторонним. В первом случае один из партнеров имеет доступ к определенной информации, которой не обладает второй. Задача второго участника состоит в получении недостающей информации, чтобы успешно завершить выполнение полученного задания. Во втором случае речевое взаимодействие учащихся заключается в том, что оба участника игры имеют частичную информацию, которую они должны объединить для решения общей проблемы .

Например: The Day Orders of Ann and Jane (Распорядок дня Джейн и  Энн)

В этой игре учащиеся задают и отвечают на вопросы о распорядке дня двух девочек, пользуясь следующими карточками:

A card for Student A 

Jane 

Ann  

A card for Student B 

Jane 

Ann 

…gets up at … o'clock 

7   

…gets up at … o'clock  

7:30 

Afterwards she…  

cleans her teeth  

Afterwards she… 

takes shower   

At 8 o'clock she…  

has her breakfast  

At 8 o'clock she… 

drinks coffee  

At 8:30 

…goes to school   

At 8:30  

…goes for a walk with her dog 

She has lessons at school from…to… 

from 8:55 to 13:10   

She has lessons at school from…to…  

from 10:20 to 14:35 

She comes home at… 

14:00   

She comes home at…  

15:15 

Then she…  

watches TV  

Then she… 

plays with her friends  

When her parents come… 

They have their dinner together   

When her parents come…  

They go to the cafй 

…goes to bed at…  

9 p.m.  

…goes to bed at… 

10:30 p.m.   

3) Игры, предполагающие  группирование или подбор подходящих  вариантов. 

В этом случае каждый учащийся получает одну часть информации и должен найти у партнера по общению  недостающую. Данный прием может быть использован при составлении предложений, рассказов, диалогов из разрозненных реплик на основе заданных частей.

Например:

Jokers in the pack. (Шуточные карты)

Для проведения этой игры необходимо напечатать инициативные и ответные реплики на отдельных карточках и раздать их учащимся.

Например:

1. Mum, will the pancakes be long?  

A. It is swimming. 

2. Which is faster, heat or cold?  

В. No, dear, round.  

3. What is fly doing in my soup? 

С. Heat, because you can catch cold.  

Задача участников игры - найти вторую реплику шутки и разыграть ее. Можно дать дополнительное задание: определить самую остроумную шутку или лучшую пару, инсценировавшую свою шутку .

4) Игры на поиск  пары и координацию действий.

Каждый учащийся в группе имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам игры вопросы.

Информация о работе Коммуникативное обучение грамматике и его особенности