Коммуникативная деятельность детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.
Определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
Выявление особенностей общения со сверстниками детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Работа содержит 1 файл

ЧИСТОВИК!!!!!!!!!!!.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Во втором варианте игры объект обсуждения может вызвать стойкие отрицательные ассоциации (лекарство, уколы) или положительные (кукла, праздник, телевизор). В данном случае диалог строится также, только задача взрослого - помочь увидеть другую - хорошую или плохую - сторону объекта.

Л.Г. Рузская отмечает, что совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд предоставляют широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. И даже тогда, когда ребенок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств и находя отклик в виде аналогичных проявлений партнера. Занятия по изобразительной деятельности в изостудии создают у детей чувство сопричастности к прекрасному, интересному, волнующему, пробуждают эстетические чувства и создают условия для обмена этими переживаниями.

Однако изобразительная  деятельность - это деятельность прежде всего индивидуальная, в которой  дети выражают свое отношение, свое индивидуальное видение, свое собственное миропонимание. Этим занятия изобразительной деятельностью и ценны прежде всего. Поэтому не следует в угоду развитию диалога со сверстниками делать эти занятия по преимуществу коллективными, совместными. Присутствие сверстников и возможность переговариваться с ними - уже условие развития диалогического общения, но не как взаимодействия при создании общего продукта, а как совместного переживания, сопереживания в общей творческой атмосфере.

Изобразительная деятельность может быть совместной, когда дети создают общий продукт и взаимодействуют  в процессе его создания: общее  панно из отдельных индивидуальных работ-фрагментов (праздничная улица, созданная из отдельных домов; зимний лес, составленный из отдельных деревьев и т.п.); общая работа (например, «Сказочный замок»: каждый ребенок расписывал какую-то часть и рисовал персонажи, работая на одном листе, за одним мольбертом). Тогда изображение как действие выполняется индивидуально, а создание единого сюжета на одном пространстве дает основу для обсуждения этой новой целостности, для рассуждения, для общения.

Подчеркнем еще раз: изобразительная деятельность как  форма художественного творчества предполагает индивидуальное проявление образного мышления, образного видения, эмоций, личностную позицию каждого ребенка и не должна подчиняться целям обучения налаживанию взаимодействия

Изобразительные навыки детей могут использоваться ими  в коллективных занятиях типа «Запомни и нарисуй» (картинки на стенде, персонажи в инсценировке, набор предметов в кузовке и пр.). Но в этом случае рисование выступает скорее как прием схематического изображения, как средство обозначения, пространственного моделирования.

Итак, основным методом  формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор (или беседа) воспитателя с детьми. С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей). Кроме этого, для развития диалога у детей могут использоваться игровые упражнения, совместная изобразительная деятельность и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Обобщая вышесказанное  можно сказать о том, что адаптация  развивающейся личности невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи или других ее нарушениях у ребенка возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка  в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и  коллективных), в которых воспитатель  ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Содержательные компоненты коммуникативной деятельности, выступающие  в виде ее предмета, мотивов, целей, способов, средств реализации и результатов, оказываются нарушенными в большинстве случаев сложной речевой патологии (Н.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина,     Е.В. Руденский и др.).

В отечественной психологии сущность развития ребенка предстает  как овладение им действительностью, осуществляющееся в процессе его  деятельности и общении при непосредственном взаимодействии с окружающими людьми. Из такого представления онтогенеза следует, что именно через предметные действия и слово ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним в разных видах деятельности, в результате чего происходит постепенное становление его сознания и формирование личности. В общем виде развитие ребенка предстает, таким образом, как его социализация и воспитание, причем процессу воспитания отводится ведущая роль в развитии личности независимо от того, какими бы природными анатомо-физиологическими предпосылками ни обладал ребенок.

Освоение предметного  мира и формирование предметного  сознания на начальном этапе развития обеспечивается непосредственным взаимодействием  ребенка и взрослого (матери и  дитя). Основными средствами в этом взаимодействии, известном как «эмоционально-положительное общение» и ведущая форма деятельности ребенка первого года жизни, выступают различные движения (в том числе мимика, жесты матери и самого ребенка) и слово (речь) матери.

 Взаимоотношение невербальной  и вербальной коммуникации в процессе их развития в раннем онтогенезе определяется законами гетерохронии.

Благодаря такому единству вместе с информационной содержательностью  высказываний одновременно обеспечивается их эмоциональная и экспрессивная выразительность.

В ходе выполнения исследования нами были решены следующие задачи:

    1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.
    2. Определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
    3. Выявление особенностей общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Поставленная нами цель и задачи успешно решены. Гипотеза, выдвинутая в курсовой работе, доказана.

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Бавыкина, Г.Н. Речевое развитие дошкольников: учебное пособие/ Галина Николаевна Бавыкина, Марина Михайловна Тулейкина. – 2-е изд. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом. н/А гос. пед. Ун-та, 2006, - 160 с. ISBN 5-85094-242-4
  2. Богуславская, З. М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова . - М.: «Просвещение», 1991.-260с.
  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Лев Семенович Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  4. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций./ Лев Семенович Выготский. - М.: 1960 г.
  5. Дудьев, В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев// Логопедия. - 2006. - N 2. - С. 22-27. - Библиогр.: с. 27.
  6. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : Литур, 2006. - 320 с. : ил. - (Учимся играя). - ISBN 5-89648-141-1.
  7. Запорожец, А.В. Некоторые психологические моменты детской игры/ А.В. Запорожец //Дефектология. – 1995. - №10. – с. 72-79.
  8. Игнатьева, С. А.  Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / С. А. Игнатьева, Е. О. Канунникова, Е. С. Парахина// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 2. - С. 29 - 32.
  9. Июдина, Л. В. Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. В. Июдина // Логопед в детском саду. - 2008. - № 7 - С. 37-43.
  10. Июдина, Л.В.  Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. В. Июдина// Логопедия сегодня. - 2007. - №  3. - С. 44 - 50.
  11. Кузьменкова, Н. Ю. Особенности коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. Ю. Кузьменкова // Логопедия. - 2005. - № 4. - С. 35 - 37 .
  12. Леонтьев, А.А. Деятельность и общение//Вопросы философии. 1979 г.№1
  13. Леонтьев, А.Н. избранные психологические произведения: в 2-х т./ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – т.1. – С. 303-323.
  14. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1985. – 214 с.
  15. Лисина, М.И. Капчела Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев.: 1987 г.
  16. Ломов, Б.Ф. Методологические проблемы социальной психологии.- М.:1975
  17. Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / С. Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
  18. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие: доп. М-вом образования РФ/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – Москва: Айрис пресс, 2007.- 224 с. – (Библиотека логопеда-практика).
  19. Эльконин, Д.Б. Детская психология.– 3-е изд., Стереотип./ Д.Б. Эльконин.  – М.: Академия, 2006. – 384 с. ISBN 5-7695-3039-1
  20. Якубинский, Л.П. О диалогической речи //Русская речь /Под ред. Л.В.Щербы. Спб.,1987.-259с.

Информация о работе Коммуникативная деятельность детей