Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.
Определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
Выявление особенностей общения со сверстниками детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
«Беседа»
Беседа предполагала комплексное исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, состояние связной устной речи. Беседа представляла собой ряд вопросов:
Основное внимание уделялось оценке различных критериев:
Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).
Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.
Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
Речевые средства, с помощью
которых реализуются
Вопросы были направлены и на понимание обращенной речи и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой.
При затруднениях (длительное паузирование, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.
Критерии оценки:
От 8 до 10 баллов – полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распрастраненых и сложных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.
От 4 до 7 баллов – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.
От 1 до 3 баллов – нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимателен, речь интонационно невыразительна.
0 баллов – неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказывается от его выполнения.
Оценка 8 – 10 баллов соответствовала высокому уровню сформированности диалогического общения, 4 – 7 – среднему уровню; 1-3 балла – низкому уровню.
2.2. Уровень развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Анализ речевых карт показал, что у 7 человек дошкольного возраста, подготовительной группы МДОУ «Детский сад» Сельского поселения «Село Хурба» общее недоразвитие речи IV уровень (Анастасия Ч., Алексей Р., Кристина Г., Антон Ф., Андрей П., Екатерина О., Мария Р.); 7 человек с речевым заключением общее недоразвитие речи III уровень (Анатолий И, Ирина К., Влад Б., Елена У., Татьяна Д., Алина С., Евгений Т.) и 1 человек общее недоразвитие речи III уровень, стертая дизартрия (Игорь С.)Диаграмма 1
Речевой профиль в логопедической группе
Проанализировав результаты обследования в качественном отношении по методике «Изучение понимания речи» было выявлено следующее: что в подготовительной к школе группе МДОУ «Детский сад» Сельского поселения «Село Хурба», есть дети с высоким, средним и низким уровнем понимания речи.
Дети, у которых высокий уровень понимания речи, ориентируются во всех ситуациях (Маша Р., Настя Ч., Леша Р., Кристина Г., Антон Ф., Андрей П., Катя О., Влад Б., Ира К.). Дети со средним уровнем понимания речи, затрудняются в выполнении некоторых заданий: указывают предложенные предметы со второго раза (Толя И., Лена У., Алина С.); указывают часть тела куклы после повторения (Таня Д., Толя И., Лена У., Алина С.) Показывают аналогичную часть тела у себя со второго раза (Таня Д., Лена У., Алина С.). Дети с низким уровнем понимания речи не указывают нужный предмет, не показывают такую часть тела куклы как нос (Игорь С..), уши (Женя Т.), собственные части тела тоже показывают со второго, третьего раза, также дети (Игорь С., Женя Т.) не дают названный предмет с первого раза.
Проанализировав результаты методики «Изучение понимания речи» в количественном соотношении нами было выявлено:
Диаграмма 2
Уровень понимания речи детьми в подготовительной к школе группе
В процессе анализа результатов уровня развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Анализ обследования состояния коммуникативной деятельности детей показал, что у 53,3% детей, отмечается высокий уровень активности (первая группа детей). Дети данной группы быстро устанавливают контакт с взрослыми и сверстниками, легко сменяют способы общения, находят общность с разными партнерами. Эти дети отвечают на все вопросы, их предложения полные, при этом отличалось полное самостоятельное логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распрастраненых предложений.
У 33,3% детей, отмечается средний уровень сформированности коммуникативной деятельности (вторая группа детей). Они быстро устанавливают контакты с взрослыми и сверстниками. Они затрудняются отвечать на некоторые вопросы, иногда отвечают на них при помощи подсказок. В речи у них встречаются отдельные неточности, единичные аграмматизмы.
У 13,4% детей отличается низкий уровень коммуникативной деятельности (третья группа детей). У них отмечается узкий круг общения, затруднение в смене партнера по общению, избирательность и узкий круг общения. У этих детей отмечаются нарушения в структурировании текста, постоянная помощь со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, аграмматизмы.
Количественный анализ обследования коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста представлен в диаграмме 3.
Диаграмма 3
Изучение проявления коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР (%)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста отмечается недостаточное развитие коммуникативной деятельности, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми.
2.3. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Данные литературы и наши наблюдения убеждают в необходимости обучения, направленного на развитие коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Одним из условий развития коммуникативной деятельности является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Обучение коммуникативной деятельности протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.
В свободном речевом общении средством обучения коммуникативной деятельности служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей языку.
А.Г. Рузская предлагает на специальных занятиях по развитию коммуникативной деятельности использовать прием подготовленной беседы и прием театрализации (имитации и пересказа).
Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных малышам слов.
Театрализация художественных произведений, пересказ прочитанных сказок, стихотворений дает возможность совершенствовать разговорную речь, в частности интонационную сторону речи, разнообразить речь школьников в эмоциональном отношении.
Основным методом формирования коммуникативной деятельности в повседневном общении, по мнению Н.В. Новотровцевой, является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.
Данный метод является
самым естественным методом приобщения
детей к диалогу, поскольку стимулом
к участию в разговоре служат
коммуникативные мотивы. Аналогичными
по степени коммуникативности
Аналогичным методом, по мнению А.Г. Рузской является беседа. Беседа - организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.
В беседе педагог:
1) уточняет и упорядочивает
опыт детей, т. е. те
2) воспитывает у детей
правильное отношение к
3) приучает детей
4) учит просто и понятно излагать свои мысли.
Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.
При проведении беседы педагог должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками
В совместном со взрослым рассказывании используется следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр.
З.М. Богуславская указывает, что в дошкольном возрасте можно применять игру, как на занятиях, так и во внеучебное время [2].
Последние исследования
физиологов показали большое значение
игры как деятельности, удовлетворяющей
биологические, духовные и социальные
потребности развивающейся
К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:
1) любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;
2) передачу литературных текстов по ролям.
Игровые упражнения в диалоге могут быть классифицированы по степени самостоятельности в производстве диалогических высказываний как упражнения на основе литературного текста и упражнения в импровизации самостоятельных диалогов (см. схему 1). Упражнения в диалоге на основе литературных текстов различаются как заученные литературные диалоги и как литературные диалоги в свободной передаче.