Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.
Определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
Выявление особенностей общения со сверстниками детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
З.М. Истомина считает, что ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности.
По данным А.М. Леушиной, по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых. Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.
Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь [19].
А.М. Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.
Это умение чрезвычайно важно, так как оно создает предпосылки для усвоения ребенком не только форм отдельных слов, но и связей между ними внутри предложения. Все это служит началом нового этапа в усвоении языка, который Д.Б. Эльконин назвал собственно грамматическим в отличии от дограмматического, охватывающего весь период усвоения языка до начала школьного обучения [19].
Таким образом, в речи старших дошкольников
возрастает количество распространенных
предложений с однородными
К началу школьного возраста ребенок уже в такой мере овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным.
Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития [19].
Речь детей с общим недоразвитием речи обнаруживает нарушения на всех уровнях: фонетическом (недостатки произношения и фонетико-фонематического восприятия), лексическом (бедность словарного запаса, неточные употребления слов вследствие непонимания их значений), синтаксическом (нарушения грамматической сочетаемости слов, построения простых и сложных предложений), на уровне связной речи (недоразвитие абстрактных форм мышления, неточность восприятия причинно-следственных связей), что вызывает затруднения у дошкольника с ОНР в построении связного высказывания (В.К. Воробьева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Развитые коммуникативные
Точность речи зависит от трех условий:
А) Знания предмета речи, связанного с познавательными способностями человека, опосредуемыми знанием языка как инструмента познания.
Б) Знания языковых систем, а частности, системы языковых значений.
В) Прочих речевых навыков, позволяющих говорящему соотносить знание предмета со знанием языковой системы в её возможностей а конкретном акте коммуникации.
Указанные условия часто
не соблюдаются в речи детей с
ОНР, чему есть ряд причин во-первых,
тесная связь между нарушениями
речи и другими сторонами
Во-вторых, словарный запас у дошкольников с ОНР ограничен, и словоупотребление отличается смысловой неточностью. У детей с ОНР наблюдаются однообразие и неточность в употреблении слов, содержащих обобщения, оценки значений, названия явлений природы, а также абстрактные понятия и др. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов. Метафоры и сравнения, слова с переносным значением часто совсем недоступны для их понимания.
В-третьих, особенности высших психических функций (недостаточная устойчивость и ограниченные возможности распределения внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии зрительного восприятия), а также недоразвитие двигательной сферы, мелкой моторики, расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах препятствуют формированию прочных речевых навыков, затрудняя тем самым формирование такого качества речи, как точность.
Следующее коммуникативное качество речи – логичность, как и точность, она характеризует речь со стороны её содержания.
Перечислим условия логичности высказывания, приводимые В.И. Головиным:
А) Сочетание одного слова с другим должно быть не противоречивым.
Б) В высказывании должен соблюдаться правильный порядок слов.
В) Средством выражения и поддерживания логичности в пределах высказывания могут стать некоторые особенности его лексического наполнения, в частности — служебные слова (предлоги, союзы, частицы, вводные слова), являющиеся важным средством выражения логических связей и отношений между частями высказывания.
Условия логичности высказывания, как и точности, часто оказываются несформированными в речи детей с ОНР. Отмечается упрощение структуры сложносочиненных предложений, пропуски членов предложения, особенно подлежащих. Понимая зависимость между отдельными событиями, дети не всегда правильно используют форму сложноподчиненного предложения (Карандаш ломался, как я много рисовала). В процессе изложения практического материала не всегда вскрывается причинная зависимость.
Коммуникативные способности предполагают также чистоту речи. Чистой называют речь, свободную от диалектизмов, жаргонизмов, вульгаризмов и элементов просторечия.
В силу стереотипности конструкций, используемых для обслуживания этикетных ситуаций, требование чистоты высказывания остается факультативным, но не снимается совсем.
Итак, развитые коммуникативные
способности подразумевают
В общении дошкольников
с общим недоразвитием речи часто
имеет место нарушение
Итак, знание о коммуникативных качествах речи и владение ими (функция говорящего) – необходимые составляющие коммуникативных способностей. Анализ специальной литературы показал несформированность данных качеств речи у детей с ОНР. Особенности внимания (неустойчивость, низкая произвольность, трудности в сосредоточения) обусловливают сложности у дошкольников с ОНР в выполнении при общении роли слушающего.
Отмечаются также нарушения общения, проявляющиеся у дошкольников с общим недоразвитием речи в незрелости мотивационно-потребностной сферы. Так, мотив выбора партнера для общения чаще всего продиктован не нравственными качествами сверстника, а оценкой данной ребенку воспитателем. В общении же с взрослым, даже при наличии интереса, ребёнок с ОНР в процессе беседы перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 5-7 минут.
Изучение вопроса о
коммуникативных особенностях детей
с ОНР позволяет сделать
1. Коммуникативные способности старших дошкольников с общим недоразвитием речи обнаруживают несформированность всех трех составляющих: мотивационно-потребностной сферы, области представлений о правилах общения, умении вести эффективное общение.
2. Взаимообусловленность
речевых и коммуникативных
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
2.1. Методика экспериментальной работы
Цель исследования: выявить особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исследование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было проведено на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» Сельского поселения «Село Хурба» Комсомольского муниципального района, в подготовительной к школе группе, в котором участвовало 15 человек.
Методика «Изучение понимания речи»
Для изучения уровня связной речи используется методика «Изучение понимания речи», целью которой является изучение уровня восприятия речи взрослого. Материалом для исследования были барабан, мишка, стульчик, кукла. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком.
Повторение более 2 раз дает 0 баллов. Количество набранных баллов от 8-10 – высокий уровень понимания речи, число баллов от 5 до 7 – средний уровень понимания речи, а от 4 до 0 баллов – низкий уровень понимания речи взрослого.