Колектив и его влияние на личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, считают, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная педагогическая система воспитания личности ребенка рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в
гуманистической педагогике
1.1 Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов………………………………………………………………..5
1.2 Разработка теории коллектива на современном этапе….……......8
1.3 Роль детского коллектива в развитии личности…………..….....10
1.4 Управление межличностными отношениями в детских
группах и коллективах………………………………………….….13
Глава II. Практическая часть.
2.1 План практической части ………………… ……………………..16
2.2 Роль педагога в формировании дружеских взаимодействий
у детей ……………………………………………………………...18
2.3 Эксперимент №1…………………………………………..……….20
2.4 Эксперимент №2…………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….…27
Список использованной литературы………………………………………...29
Приложения………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Коллектив и его влияние на личность.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

б) Отзывы детей о лидерах группы, выбравшие его

Оксана В. о Жене С. “С ним интересно играть, он знает много игр, любит строить из строительного набора, из конструктора; не обижает девочек, помогает мне что-нибудь сделать, если у меня не получается. И вообще он добрый, ни с кем не дерется и любит правду, спорит с тем, кто лжет. А еще он хорошо выжигает дома рисунки. Это ему нравится. Он обещал и меня научить выжигать”.

Таня З. о Жене: “Он хороший мальчик, не дерется, у него много друзей не только в группе, но и   дома. У него есть младшая сестра Аленка, которую он не обижает, а помогает ей одеваться, складывать игрушки. У них очень много разных игрушек. А когда к ним приходят друзья играть, то он выносит всем игрушки играть в песке возле дома. Я тоже хожу играть к ним, потому, что бывает интересно”.

Сережа Р. о Жене: “Он настоящий друг, поможет всегда, мы с ним дружим. Наши папы работают в милиции, а мы с ним дружим. Он хорошо играет в настольный хоккей и футбол. Мне нравится с ним играть”.

Андрей М. о Жене: “Я не знаю, но мне тоже хочется с ним дружить, а у него так много друзей. А еще он никогда не обманывает, ябедничает и не хвастает”.

Женя С. об Оксане В. сказал, что она ему нравится, хоть она и девчонка. Он вместе с нею играет, делает интересные постройки и разные поделки, она не хнычет, если что-то не получается. Оксана не хвастает и не ябедничает, делится игрушками, умеет хранить тайны и секреты, с ней интересно дружить.

Оксана Б. об Оксане В. сказала, что мы все вместе дружим. На вопрос: “А кто же это – мы?” девочка ответила: “Сережа, Таня, Женя, Оксана и я. Мы почти все вместе всегда делаем. Но все равно Оксана сильнее дружит с Женей”.

Таня К. Об Оксане сказала, что она хорошая подруга. Они с ней дружат. А еще она красиво поет и танцует делиться игрушками, знает много сказок, стихов, нам рассказывает. Она всегда слушает маму дома, а здесь воспитателей.

Максим Ш. об Оксане: “Мы живем рядом. Я вижу, что у нее много друзей, она играет с ними. Оксана веселая, дружит и с мальчиками тоже. Если бы она была мальчиком, то я бы с ней Больше дружил. А так все равно она девочка”.

в) Беседа с педагогом  о лидерах группы

Оксана – послушная  девочка, исполнительная, хорошо отвечает на занятиях. У нее много друзей. Но, как мне кажется, она все-таки больше общается с Женей. Старательная сама и помогает другим. Она может увлечь за собой, какую-то игру организовать играть, помочь кому-то в любом трудном деле.

Женя – подвижный  мальчик, веселый, на занятиях отвечает правильно. Очень любит занятия  по изодеятельности, то есть любит что-нибудь мастерить. У него хорошо получается это. Добрый, к товарищам относится хорошо, не грубит взрослым. Старательный, доводит начатое дело до конца и помогает другим. У Жени много друзей.

г) Беседа с родителями о лидерах (их детях)

Папа об Оксане. Послушная девочка, помогает маме, со своей сестрой дружат, так как в семье растут две девочки, а Оксана младшая, то она старается быть похожей на свою сестру Наташу. У них много друзей. Некоторые приходят к нам домой. Как-то я спросил у дочки, с кем она дружит в группе, а она ответила, что с мальчиком, Женей, а еще у меня друзья Таня, Оксана и Сережа. Мы все дружим, играем.

Мама об Оксане. Она с Наташей помогает мне по дому, моет посуду, подметает пол. У нее много друзей. Оксана любит сказки, часто просит рассказать или прочитать меня или сестру Наташу. Она много задает интересующих ее вопросов, очень любознательная, все хочет знать.

Папа о Жене. Он любит мастерить игрушки из бумаги, песка, кубиков и конструктора, а также рисует много разных рисунков. К нему приходят играть еще многие ребята. Играют дружно, не ссорятся. Женя сам не обманывает, не любит когда кто-то говорит неправду ему. Любит рассказывать интересные случаи, которые у них происходят во время игры.

Мама о Жене. Женя старший ребенок в семье, поэтому он мне помогает во всем. Гуляет с Аленкой на улице. Я спокойна за них, потому, что он добрый, внимательный, всегда сестре помогает, если что-то ей не под силу. У него много друзей бывает дома. Они все вместе играют, не ссорятся. Любят смотреть диафильмы, слушать сказки и песни в грамзаписи.

д) Отзывы детей о детях  “отверженных”

Я поговорила с несколькими  детьми о Наташе М., которая не получила ни одного подарка. Некоторые отзывы я записала.

Люда А. о Наташе. Она грубиянка, не может играть, дерется, отнимает у всех игрушки.

Света Ч.-Ж. о Наташе – мы с ней играем иногда, потому, что живем рядом, но мне больше нравится играть с Таней А. и Людой А. А Наташа щипается и дерется, если я с ней в чем-то не соглашаюсь, когда играем или даже просто разговариваем.

Юра о Наташе – не хочу с нею дружить, она плохая, щипается и все время плачет. Я таких не люблю.

Оксана В. о Наташе – я не дружу с нею. Я сколько раз хотела ей помочь, но она не хочет, отнимает у меня и игрушки и карандаши.

Женя С. о Наташе – а я не знаю, как можно с нею дружить, когда она так щипается и царапается, как моя кошка. Она ни с кем не хочет играть.

е) Беседа с воспитателем

Беседуя, я выяснила, что  Наташа, – замкнутая девочка, любит, чтоб всё было так, как она хочет. На занятиях невнимательная. Часто плачет сама и обижает других. Сама ябедничает, не любит, когда дети говорят, что так нельзя, плохо так делать. Наташа дразнится, имеет нехорошие привычки. Дети ее не любят.

ж) Беседа с родителями об “отверженном”

Беседуя с родителями, я выяснила, что Наташа одна в  семье. Все ее прихоти родители выполняют  беспрекословно, как только она скажет. Раньше она  воспитывалась у бабушки, а теперь в детском саду. Бабушка  позволяла все своей любимой  внучке, а теперь родители.

з) Выводы по игре “Секрет”

После беседы с воспитателем, я выяснила, что дети, не получившие взаимовыбора – это те, которые  совсем недавно начали посещать группу, часто болеют, малоподвижны, необщительны.

В общем, группа детей довольно дружная. Это было подтверждено в процессе проведения игры “Секрет”, во время бесед с детьми данной группы, а также в процессе наблюдения над проводимой совместной деятельностью (игра, труд ...).

По результатам игры “Секрет”, я смогла вычислить коэффициент  сплоченности данной группы по формуле:


 

 

 

 

Коэффициент сплоченности группы показывает, что воспитание дружеских взаимоотношений у  детей данной группы идет хорошо.

Воспитатель проводит большую  работу по сплочению коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Эксперимент №2

 

Продолжая свой эксперимент, я провела игру “Секрет”, но уже  совсем по другому.

Для проведения этой игры я изготовила фоточасы (Приложение № 1) и поочередно у каждого спрашивала, с кем бы он хотел дружить, а  с кем не хотел бы. Дети поворачивали стрелку на фотографию того ребенка, о котором они говорили.

В результате этой игры я  выяснила, какие отношения у детей  в группе, по каким критериям дети выбирают себе друзей, какие качества ценят они у детей.

Вывод: в семилетнем возрасте дети правильно выделяют хорошие качества у детей, умеют правильно оценивать поступки детей. Они делают правильные выборы.

В результате проведения двух экспериментов я выделила в  группе микрогруппы детей (Приложение № 2) и сплотила их в совместной деятельности, то есть в игре, труде и т.д.

Проводя третью социометрию, я провела выбор в действии. Я наблюдала за поведением детей  во время игры “Играй с кем хочешь”. Выделившиеся ранее микрогруппы  четко выделялись во время игры.

С целью выяснения  взаимоотношений в группе во время  совместной деятельности, я организовала и провела несколько спортивных игр и эстафет. Я выяснила отношение детей к победе и поражению.

Очень интересно и  увлекательно проходила беседа о  дружбе и товариществе, которую я  проводила в конце своей работы.

Ребята “открывали свои сердца настежь”. Они так искренно рассказывали о своих друзьях, что я полностью убедилась в том, что эта группа дружная.

Рекомендации для преподавателя

Для того, чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно  провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.), а совсем по другим - красивый, конфеты дает и т. д.

 Семилетние школьники,  посещающие начальную школу, с  большим желанием объединяются  в различной деятельности, прежде  всего в игре. Между некоторыми  детьми устанавливаются особо  дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.

Для формирования дружеских  взаимоотношений у детей можно  рекомендовать не только игры, но и  беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.

Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается.

Из всего можно сделать  вывод, что сама по себе группа не будет  дружной. Сплочение коллектива не будет  хорошим, если не проводить в нем  какую-то работу по формированию дружеских  взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое “хорошо” и что такое “плохо”. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив “отверженного” ребенка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

 

В заключении мы подошли, пожалуй, к самым сложным и  ответственным вопросам: о развитии детей в группах и коллективах  и о разумном педагогическом руководстве этим процессом. Сложность поставленных вопросов состоит в том, что группа или коллектив могут оказывать двойственное, как положительное, так и отрицательное влияние на личность, и важно усилить первое, сведя к минимуму второе.

Вне общения с взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, как мы выяснил ранее, при наделении его слишком большими полномочиями, властью над личностью, а также при недостаточно высоко уровне собственного развития ребенка может препятствовать дальнейшему росту. Педагог на практике сталкивается, таким образом, со сложной задачей: как, управляя развитием самого коллектива, усиливать его положительное и уменьшать возможное отрицательное воздействие на личность ребенка.

Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. На практике большинство детских коллективов чаще всего заняты одним, реже двумя и очень редко, тремя разными видами деятельности. В них ребенок не в состоянии использовать возможность для разностороннего личностного развития. Значит, остается один выход: сделать ребенка активным участником с нескольких детских коллективов, занятых различными видами деятельности и в совокупности обеспечивающих ребенку нужное разнообразие личностного роста.

Это не есть единственно  возможное и оптимальное решение  проблемы, так как в пределах доступного для ребенка социального окружения не всегда находится нужное количество разнообразных по содержанию деятельности детских объединений. Тогда можно сделать так, чтобы ребенок непосредственно участвовал в работе двух, максимум - трех детских коллективов, каждый из которых, в свою очередь, занимался бы двумя-тремя различными видами деятельности, взаимодополняющими друг друга в их влиянии на личное развитие ребенка. Участвуя в деятельности каждого вида, ребенок будет иметь возможность приобретать достаточное количество различных полезных личностных свойств, причем в зависимости от его собственных способностей и склонностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Список использованной литературы

 

    1. Аникеева Н.П. Воспитание детей. - М., 2001.
    2. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию учащихся (в вопросах и ответах). - Киев, 2005.
    3. Бодалев А.А., Шорохова Е.В. Психологические проблемы формирования нового человека // Психологический журнал. - 2003. - № 6.
    4. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1998.
    5. Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. - Минск, 2003.
    6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1997.
    7. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М., 1990.
    8. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). - М., 2004.
    9. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: Издательство "Прогресс", 2002.
    10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.
    11. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1974.
    12. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 2005.
    13. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. - М., 2001.
    14. Луначарский А. В. О народном образовании. - М., 1958.
    15. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5.
    16. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984.
    17. Народное образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гг. - М., 1974.
    18. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. - М., 1978
    19. Немов Р.С. Практическая психология. - М.: Гуманитарный издательский дом "ВЛАДОС", 2004.
    20. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманитарный издательский дом "ВЛАДОС", 2003.
    21. Платонов К.К. Психологический практикум. - М., 1999.
    22. Психологическое изучение личности школьника в процессе формирования его мировоззрения. - Куйбышев, 1980.
    23. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. - М.: Просвещение, 2000.
    24. Социальная психология и этика делового общения. / Под ред. Лавриненко В.Н. - М., 2005.
    25. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1981. - Т. 3.
    26. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 2003.
    27. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 2004.
    28. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 2001.
    29. Шилина З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. - М., 2002.
    30. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 2001. - № 4.
    31. Якиманская И.С. Общение. - М.,2003.
    32. Ядов Н.Н. Проведение социологического исследования. - М., 1999.

Информация о работе Колектив и его влияние на личность