Колектив и его влияние на личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, считают, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная педагогическая система воспитания личности ребенка рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в
гуманистической педагогике
1.1 Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов………………………………………………………………..5
1.2 Разработка теории коллектива на современном этапе….……......8
1.3 Роль детского коллектива в развитии личности…………..….....10
1.4 Управление межличностными отношениями в детских
группах и коллективах………………………………………….….13
Глава II. Практическая часть.
2.1 План практической части ………………… ……………………..16
2.2 Роль педагога в формировании дружеских взаимодействий
у детей ……………………………………………………………...18
2.3 Эксперимент №1…………………………………………..……….20
2.4 Эксперимент №2…………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….…27
Список использованной литературы………………………………………...29
Приложения………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Коллектив и его влияние на личность.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

 

 

                                         Содержание

 Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в

              гуманистической педагогике

            1.1 Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов………………………………………………………………..5

            1.2 Разработка теории коллектива на современном этапе….……......8

            1.3 Роль детского коллектива в развитии личности…………..….....10

            1.4 Управление межличностными отношениями в детских  

                группах и коллективах………………………………………….….13

Глава II. Практическая часть.

           2.1 План  практической части ………………… ……………………..16

           2.2 Роль педагога в формировании дружеских взаимодействий

                 у детей ……………………………………………………………...18

          2.3 Эксперимент №1…………………………………………..……….20

  2.4 Эксперимент №2…………………………………………………...25

Заключение………………………………………………………………….…27

Список использованной литературы………………………………………...29

Приложения…………………………………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение

 

     Многие  ученые, как у нас, так и за  рубежом, считают, что воспитание - особая сфера и не может  рассматриваться в качестве дополнения  к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная педагогическая система воспитания личности ребенка рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

     Современная  педагогическая система воспитания  личности ребенка - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества.

     Эта цель  реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы воспитания личности ребенка, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса.

     Принципиальное  отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций - в его подлинно коллективистских основах.

     Противники  коллективистического воспитания  выдвигают в качестве аргумента  факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна.

Источник развития ребенка - его социокультурная среда, которая  содержит в себе, как указывает Д.Б. Эльконин, "идеальные формы (общественные задачи, средства и т.д.), направляющие реальное развитие ребенка.

      Актуальность  темы курсовой работы связана  с тем, что проблема соотношения  понятий индивидуального и коллективного  субъекта деятельности – одна из центральных в теории развивающего обучения.

Развитие ребенка и  присвоение им достижений культуры –  это единый процесс, он реализуется  путем общения ребенка с другими  людьми, через воспроизводящую деятельность, которая первоначально осуществляется ребенком совместно со сверстником. Присвоение, осуществляемое в совместной деятельности ребенка, можно назвать его обучением и воспитанием. Бесперспективными, с точки зрения понимания психологических закономерностей, являются исследования развития психики или тем более личности ребенка вне и помимо развития коллективного субъекта деятельности.

     Базой исследования  послужили работы таких известных  психологов и педагогов как   Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Петровского А.В., Давыдова В.В.,  Бехтерева В.М.,  Эльконина Д.Б. 

     Объектом  курсовой работы является область,  лежащая на стыке социальной  психологии и педагогике, изучающая  специфику взаимодействия личности  и коллектива.

     Предметом  курсовой работы является процесс  воспитательного воздействия коллектива на личность ребенка. 

  Цель курсовой  работы -  анализ и изучение процесса воспитательного влияния коллектива на развитие личности ребенка.

     Задачи  курсовой работы заключаются  в рассмотрении следующих вопросов:

      развитие личности как педагогическая проблема;

     коллектив  как объект и субъект воспитания  и развития личности ребенка;

    результаты  взаимодействия коллектива и  личности ребенка;

управление межличностными отношениями в детских группах  и коллективах.

 

Глава I. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в         

              гуманистической педагогике.

 

1.1 Разработка  теории коллектива в трудах  отечественных педагогов. 

 

С первых лет создания советской школы одной из центральных  ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В "Основных принципах единой трудовой школы" подчеркивалось, что "в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом..."[17; С. 142.]. Необходимость развития коллективизма учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. "Мы хотим, - писал он, - воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами"[14; С. 445.]. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В.Луначарский.

Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного  воспитания детей и подростков. В  своих многочисленных статьях и  выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним, прежде всего, относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.

Теория коллективного  воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной  из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Особо весомый вклад  в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он доказал, что "никакой  метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива"[15; С. 353.]. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Многолетняя педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в  качестве директора школы и учителя  позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива:

организационное единство школьного коллектива;

руководящая роль школьного  коллектива;

руководящая роль педагога;

богатство отношений  между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами;

ярко выраженная гражданственность  духовной жизни воспитанников и  воспитателей;

самодеятельность, творчество, инициатива;

постоянное умножение  духовных богатств;

гармония высоких, благородных  интересов, потребностей и желаний;

создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния;

интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между  школьным коллективом и другими  коллективами нашего общества;

эмоциональное богатство  коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд, и поведение[25; С. 208.].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Разработка  теории коллектива на современном  этапе. 

 

С начала 20-х до 60-х  гг. XX в. проблема коллектива считалась  традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее отрасль - криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

В последние десятилетия  педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).

Современная концепция  воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает  его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его  организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями[18 С. 42.].

В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как:

массовое, групповое и  индивидуальное в коллективе;

проблема коллективного  целеполагания;

формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива;

идентификация и обособление  в коллективе в их единстве;

единство педагогического  руководства, самоуправления и саморегуляции;

тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др.

В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль детского  коллектива в развитии личности.

 

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного  социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому, или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Информация о работе Колектив и его влияние на личность