Колектив и его влияние на личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, считают, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная педагогическая система воспитания личности ребенка рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в
гуманистической педагогике
1.1 Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов………………………………………………………………..5
1.2 Разработка теории коллектива на современном этапе….……......8
1.3 Роль детского коллектива в развитии личности…………..….....10
1.4 Управление межличностными отношениями в детских
группах и коллективах………………………………………….….13
Глава II. Практическая часть.
2.1 План практической части ………………… ……………………..16
2.2 Роль педагога в формировании дружеских взаимодействий
у детей ……………………………………………………………...18
2.3 Эксперимент №1…………………………………………..……….20
2.4 Эксперимент №2…………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………….…27
Список использованной литературы………………………………………...29
Приложения………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Коллектив и его влияние на личность.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, - это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Коллективная жизнедеятельность  школьников открывает практически  неограниченные возможности для  реализации физического и художественного  потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная  и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Роль коллектива в  развитии личности состоит и в  том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Управление межличностными  отношениями в детских группах  и коллективах

 

Управление межличностными отношениями  в детских группах коллективах составляет педагогическую задачу повышенной значимости. Большая роль межличностным отношениям в детском возрасте отводится потому, что в эти годы в системе человеческих интересов персональных связей происходит активный процесс становления личности, а межличностные отношения представляют собой наиболее эффективное средство управления развитием личности. В социально-психологических зрелых группах и коллективах, т. е. таких объединениях детей, которые заняты какой-либо серьезной местной деятельностью, существуют два основных вида отношений - деловые и личные. Их развитие и функционирование оказывает преимущественное влияние на формирование деловых и личных качеств ребенка, и первый педагогически важный вывод, который моет быть сделан на основе констатации этого факта, заключается в необходимости параллельного развития в детских группах и коллективах как деловых, так и личных взаимоотношений их участников. Что же входит в понятие системы деловых отношений? Какова  база и условия оптимального формирования в детских группах? деловым отношениям в группах детей можно отнести те, которые складываются в игре, учении и труде - основных видах совместной Стельности детей. Сюда входят руководство, подчинение, распределение обязанностей, координация действий, составление планов Программ, их обсуждение и реализация, подведение итогов, оказание взаимопомощи и др. В каждом подвиде деловых отношений формируется и развивается то или иное социально полезное личное качество или группа таких качеств. Например, включение ребенка в руководство детским коллективом способствует становлению у него практического интеллекта и ответственности, более глубокого понимания интересов других людей и умения учитывать их практике. Выполнение в группе роли подчиненного развивает ребенка дисциплинированность, а личное участие в распределении обязанностей формирует у него более широкий взгляд на проблему деловых связей и отношений людей, тренирует наблюдательность и память.

Руководство товарищами по группе с  целью координации усилий развивает у ребенка оперативность и гибкость мышления, составление планов и программ совместной деятельности, их объединение и подведение итогов побуждают детей к совершенствованию коммуникативных умений и навыков, в том числе умения слушать, понимать, излагать свои мысли, доказывать, сотрудничать, идти компромисс.

Управление деловыми взаимоотношениями  детей в процессе индивидуального  развития постепенно охватывает разные деятельности: игру, учение и труд. Это  одно из направлений в развитии у  детей умения работать вместе с другими людьми. Второе направление связано с постепенным переходом от внешней организации и контроля деятельности к самоуправлению и самоконтролю детских группах и объединениях, причем прогрессивное  личности ребенка по этой логической линии в разных видах деятельности может происходить независимо. Желательно, чтобы в сюжетно-ролевых играх детей вначале участвовали взрослые, а всю игру организовывали и проводили сами дети.

В управлении деловыми взаимоотношениями  детей имеются деления на возрастные особенности. Отметим некоторые из них; в школьном возрасте все деловые отношения должны быть представлены для детей в наглядно-действенной, наглядно-образной форме, так как более высокий уровень интеллектуального развития им еще не доступен. Это не исключат возможность использования взрослым словесных воздействий в руководстве деятельностью детей.

К совместному планированию как  более развитой  форме деловых  отношений можно переходить в  старшем дошкольном или в младшем  школьном возрасте. Взрослый человек должен объяснить детям, что такое план деятельности, для чего он составляется. Вместе с детьми ему следует разработать три простейших плана, по которым в дальнейшем будет руководствоваться их совместная деятельность. Переходить к самому планированию дети могут к концу младшего школьного возраста, причем не только в игре и труде, но также и в учебной, деятельности.

 Развитую систему  самоуправления и самоконтроля  деятельности, можно включать в  подростковом и в раннем юношеском  возрасте, причем участие взрослого в управлении здесь сводится в основном к роли консультанта и советчика. Это не значит, что совместную деятельность подростков надо пускать на самотек, просто методы руководства ею в это время должны быть существенно иными, чем в более ранних возрастах. Их следует строить с учетом трех важнейших обстоятельств. Во-первых, с расчетом на то, что складывающиеся деловые отношения, в конечном счете должны вырасти до уровня взрослых; во-вторых, имея в виду специфические особенности детей, подросткового и раннего юношеского возраста; в-третьих, с учетом  того факта, что создаваемая система отношений, несмотря на ее приближение к взрослости, в данном возрасте играет еще подчиненную роль по сравнению с другими, ведущими видами деятельности детей.

Личные взаимоотношения  детей, их развитие и руководство  детскими группами и коллективами имеют  свою логику. Поскольку главной задачей  развития отношений становится укрепление и обогащение их нравственной основы, то задача педагога сводится к тому, чтобы в виде нормативов и образцов задавать и действенно поддерживать необходимые нормы нравственности, реализуя их в системе детских групповых межличностных отношений. Важнейшими из них являются порядочность, доброта, ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь.

Такие отношения могут  создаваться в группах детей, начиная с раннего возраста, причем формирование и укрепление нравственных отношений в детских группах  должно находиться на первом месте  по сравнению с деловыми взаимоотношениями. Такая постановка допроса объясняется тем, что сами по себе деловые отношения автоматически не несут нравственное начало, а если человеческие взаимоотношения не основываются на высокой нравственности, то могут привести к формированию и укреплению отрицательных личностных свойств у ребенка.

 

Глава II. Практическая часть

 

В своей работе я поставила  пред собой следующие задачи:

Изучить характер взаимоотношений  детей в данной возрастной группе.

Определить основные мотивы, лежащие в остове общения  ребенка со сверстниками.

Определить степень  устойчивости избирательных отношений  между детьми.

Выяснить воспитательное воздействие деятельности на взаимоотношения  детей младшего школьного возраста.

Изучить роль учителя  в развитии взаимоотношений детей  семи лет.

 

2.1 План практической части

 

Провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломинским.

а) провести игру “Секрет” (выбор в действии);

б) отзывы детей о лидерах  группы;

в) беседа с учителем о  лидерах группы;

г) беседа с родителями о лидерах (их детях);

д) отзывы детей о детях  “отверженных”;

е) беседа с учителем о  детях “отверженных”;

ж) беседа с родителями о детях “отверженных” (их детях);

з) выводы по игре “Секрет”.

Проводить коллективную деятельность (игру, труд и т. д.)

Провести беседу о  дружбе.

Провести игру “Секрет” (словесную).

В результате 1 и 2 эксперимента выделить микрогруппы и сплотить их в общей деятельности.

Провести третью социометрию (выбор в действии). Пронаблюдать за поведением детей во время игры “Играй с кем хочешь”.

Провести несколько спортивных игр и эстафет с целью выяснения взаимодействия детей в группе во время соревнований, т. е. как относятся дети к победам и поражениям, к детям из-за которых проиграли, или выиграли.

Составить рекомендацию для учителя по воспитанию дружеских  взаимодействий детей младшего школьного возраста.

Свою экспериментальную  работу я проводила в 1 классе средней  школы №1 г. Абдулино.

В эксперименте участвовало 20 человек.

Всю работу я проводила  в соответствии со своей темой  курсовой работы и теми задачами, которые я поставила перед собой.

Избирательные отношения  между детьми возникают очень  рано, еще в период преддошкольного  детства, а в начальной школе  они достигают уже высокой  степени развития.

В процессе проведения экспериментальной  работы подтвердилось, что в младшем школьном возрасте у детей 7 лет формируются дружеские взаимодействия. И огромную роль в формировании дружеских взаимодействий по праву принадлежит педагогу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Роль педагога  в формировании дружеских взаимодействий  у детей 

 

Формирование личных качеств детей младшего школьного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений к детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в начальной школе принадлежит педагогу.

Учитель должен знать, что  для выявления характера взаимоотношений  детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским, определить принципы, по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказывается в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми.

Ему нужно провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками.

В формирующей части  эксперимента путем  специально организованной совместной деятельности положительным образом повлиять на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них. А затем уже определить сдвиги в изменении позиции детей, происшедшие под влиянием формирующих опытов.

Но воспитателю необходимо самому хорошо изучить группу детей, выяснить, почему этот ребенок оказался отверженным в группе. Найти в нем такое хорошее качество, чтобы дети поняли, что не такой уж он и плохой. А бывает, что лидером становится совсем не тот ребенок. Здесь также надо хорошо изучить ребенка и дать понять в процессе беседы с детьми, что за такие качества людей не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитать.

Таким образом, учитель  должен понимать и помнить, что ему  принадлежит ведущая роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей, т. к. в 1 классе закладываются основы всей дальнейшей жизни ребенка. Важно чтобы уже в начальной школе он научился ценить дружбу, товарищество, умел соглашаться с наиболее оптимальными решениями, признавать себя правым и несправедливым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Эксперимент  №1

 

а) начало работы

 В соответствии  с темой курсовой работы я  провела социометрический эксперимент,  рекомендованный Я.А.Коломенским.  Я провела с детьми игру  “Секрет”, в основу которой положена  методика “выбор в действии”.

Методика проведения игры

Перед началом игры я  давала каждому ребенку инструкцию: “Сейчас я дам тебе три игрушки. Ты можешь положить их те детям, которым  ты хотел бы их подарить, только каждому  по одной. Можешь положить и тем детям, которых нет сегодня”. Результаты заносились в заранее заготовленную матрицу. В результате этой игры выяснилось, что группа детей дружная. Два члена группы получили по 8 выборов. Это “Звезды” группы, они в группе популярны. “Предпочитаемый” - член группы, получивший 4-6 выборов. Таких в группе 5 человек. “Оттесненный” - член группы, получивший 1-3 выбора. В группе их 12 человек. “Отверженный” - член группы, не получивший ни одного выбора. Таких – один человек. Взаимовыбора нет у 9 человек.

Информация о работе Колектив и его влияние на личность