Этнопедагогика украинского народа о семейном воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование этнопедагогических особенностей семейного воспитания украинского народа.
Объект исследования – семейное воспитание украинского народа как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования – реализация проблемы семейного воспитания в этнопедагогике украинского народа
Задачи исследования:
Теоретически обосновать понятие «семейное воспитание» и выделить его специфические особенности.
Определить роль семейного воспитания в структуре этнопедагогических знани

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРАИНСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКЕ………………………………………………………….. 6
1.1 Понятие «семейное воспитание» и его специфические особенности…………………………………………………………………….... 6
1.2 Этнопедагогика как область научных знаний и ее характеристика………………………………………………………………….. 11
Выводы по первому разделу…………………………………………………... 17
РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ УКРАИНСКОГО НАРОДА………………………………………………….. 19
2.1 Роль семейного воспитания в структуре этнопедагогических знаний украинского народа…………………………………………………………….. 19
2.2 Ведущие направления семейного воспитания в этнопедагогике украинского народа…………………………………………………………….. 24
Выводы по второму разделу…………………………………………………… 30
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ…………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая за 2-ой курс.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

     Трудовое  воспитание является составной частью всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому общие методы воспитания должны быть максимально эффективно использованы в системе трудового воспитания.

     Умственное  воспитание характеризует интеллектуальное развитие личности, так как именно умственное развитие во многом помогает человеку положительно или отрицательно приспособиться к жизни в обществе.

 

                ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 

     В рамках курсового исследования было проанализировано состояние проблемы в словарях, педагогических источниках, журнальных статьях, научной литературе, изучена возможность использования средств этнопедагогики украинского народа в семейном воспитании подрастающего поколения на современном этапе; Теоретически обосновали понятие «семейное воспитание» и выделили его специфические особенности;

       На основе анализа педагогических словарей, учебников свидетельствует о том, что семейное воспитание – это воспитание в семье детей родителями, или другими лицами их заменяющими; осознанное и систематическое влияние взрослых на поведение детей и молодежи. Оно охватывает не только семью и школу, но и воспитательную работу общественности, детских и молодёжных организаций.

     Непосредственно проблема семейного воспитания рассматривается  и в этнопедагогике как области  научных знаний. Отсюда и следует  то, что этнопедагогикаэто система целей, задач, принципов, методов, форм организации процесса становления молодого члена общества и подготовки его к жизни в структуре национально-этнических взглядов, норм и обычаев отдельного народа, этноса.

     Воспитание  украинская этнопедагогика рассматривает как первую общественную потребность. Самой действенной чертой этнопедагогики является связь с жизнью, практикой обучения и воспитания молодого поколения.

     Семейное  воспитание в структуре этнопедагогики занимает значительное место, так как именно в народе и в процессе развития его истории складываются и появляются основные принципы, методы, способы воспитания с помощью которых старшее поколение передает младшему опыт, который складывался в течение всей истории развития и становления народа.

     Различные виды воспитания, объединяясь в целое, образуют связанную систему. Каждый вид  семейного воспитания характеризует  черты личности, которая  должна полноценно и всесторонне развиваться  согласно  правилам и нормам:

  • В основе содержания морального воспитания лежат общечеловеческие морально-духовные ценности.
  • Компонентом всестороннего гармоничного развития личности является физическое воспитание.
  • Экологическое воспитание предусматривает раскрытие сущности мира природы, с которой взаимодействует человек.
  • Трудовое воспитание является составной частью всестороннего гармоничного развития личности.
  • Умственное развитие личности реализуется через напряженную самостоятельную познавательную деятельность.

         Следовательно, из обработки данных материалов можно  сказать о том, что семейное воспитание совмещает в себе все виды воспитания, реализуясь на основе этнопедагогики. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
     

     
  1.  Артемова Л. Історія педагогіки України: Підручник. – К.: Либідь, 2006. – 424 с.
  2. Ботюк О. Використання спадщини В. О. Сухомлинського в трудовому вихованні молодших школярів. – К.: Початкова школа, 2008. – №9. – с. 17 – 19.
  3. Венгер Н. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание – 1982 №11. – 250 с.
  4. Волков Г. Этнопедагогика, Москва, 1999. – 253 с.
  5. Гончаренко С. Український педагогічний словник. – Київ: Либідь, 1997. – 376 с.
  6. Державна національна програма «Освіта». К., 1994. – 15 с.
  7. «Доктрина развития украинской современной школы»
  8. Етнонаціональний розвиток України. Терміни, визначення, персоналії. – К., 1993. – 420 с.
  9. Закон Украины «Про освіту» - К., 1996.– 59 с.
  10. Зверева О., Ганичева А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
  11. Конвенция ООН «О правах ребенка», 1991. – 10 с.
  12. Константинов Н., Медынский Е., Шабаева М.. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с., ил.
  13. Кузмінський А., Вовк Л., Омеляненко В.  Педагогіка: завдання і ситуації: Практикум. – К.: Знання – Прес, 2003. – 429 с. – (Навчально-методичний комплекс з педагогіки).
  14. Кузмінський А., Омелненко В. Педагогіка: Підручник. – К.: Знання, 2007. – 447 с.
  15. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
  16. Левин В. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. – 56 с.
  17. Леонов О. Виховання ціннісного ставлення учнів до власного здоров’я в процесі фізкультурно-оздоровчої роботи. – К.: Початкова школа, 2008. – №12. – с. 53 – 55
  18. Лобчук О., Сухопара І. Комунікативно-ситуативні завдання як засіб формування у молодших школярів моральних знань і поведінки. – К.: Початкова школа, 2008. – №11. – с. 45 – 47
  19. Любар О., Стельмахович М., Федоренко Д. Історія української школи і педагогіки: Навч. посіб. – К.: Знання, 2006. – 447 с.
  20. Макаренко А. Лекции о воспитании детей. Пед. соч.: В 8 т. – М., 1984. – Т. 4 – 226 с.
  21. Мартинюк М. Народні традиції в проектній діяльності молодших школярів. – К.: Початкова школа, 2008. – №8. – с. 56 - 58
  22. Мосіяшенко В. Українська етнопедагогіка: Навч. посібник – Суми: ВТД «Університетська книга», 2005. – 176 с.
  23. «Национальная доктрина развития образования Украины в XXI веке»
  24. Основи національного виховання. К., 1993. – 150 с.
  25. Остапенко О. Фізичне виховання учнів у системі «Родина – Школа». – К.: Початкова школа, 2008. – №11. – с. 47 – 50
  26. Пантилейчук Н. Дивитись і бачити, слухати і чути, спостерігати і відчувати, любити і берегти (використання пед. спадщини                                В. О. Сухомлинського у системв екологічного виховання учнів). – К.: Початкова школа, 2009. – №3. – с. 50 – 51
  27. Педагогический словарь в двух томах (том второй). – М.: Издательский      центр «Москва», 1960. – 766 с.   
  28. Психология и педагогика / Сост. А.Радугин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 1999. – 256с.
  29. С. Стефанюк. Козацька педагогіка. – Харків, 2000. – 205с.
  30. Селезньова С., Цілик Н., Воронович О. Технологія виховання успішної особистості. – К.: Початкова школа, 2008. – №7. – с. 46 – 48
  31. Стельмахович М. Українська народна педагогіка. – К.: ІЗМН, 1997. – 274 с.
  32. Стельмахович М. Українська родинна педагогіка: навч. посібник. – К.: ІСДО, 1996. – 288 с.
  33. Стефанюк С. «Козацька педагогіка» Харків, 2000. – 178 с.
  34. Сухомлинський В. Народження громадянина. Вибрані твори: В 5 т. – Т. 3. – К.: Рад. шк., 1976. – 300 с.
  35. Ушинский К. Д. Избранные произведения. Москва, 1968. – 335 с.
  36. Ушинський К. Праця в її психічному і виховному значенні. Вибрані педагогічні твори: В 2 т. – Т. 1. – К.: Рад. шк., 1983. – 420 с.
  37. Ушинський К. Теоретичні проблеми виховання і освіти, 2000. – 225 с.
  38. Фіцула М. Педагогіка. – К.: Академія, 2000. – 330 с.
  39. Харчев А., Мацковский М. Современная семья и ее проблемы. – М., 1990. – 225 с.
  40. Шапар В. Психологічний тлумачний словник. – Х.: Прапор, 2004. –     640 с.
  41. Шершенева Е. Нравственное воспитание маленьких детей в семье. – М.: Просвещение, 1995. – 223 с.
  42. Щербань П. Національне виховання в сім`ї. Навч. посіб. – Київ: Культурологічне ПП «Боривітер», 2000. – 300 с.
 
 

                      Приложение  А

     Пословицы и поговорки,

     характеризующие процесс воспитания: 
 

  • Камень  шлифуют, а человека воспитывают.
  • Если твои планы рассчитаны на год – сей пшеницу, если на десятилетие – сажай дерево, если на века – воспитывай детей.
  • Хорошие дети – спокойная старость, плохие дети – старость становится пеклом.
  • Жизнь прожить – не поле перейти.
  • Жизнь как скошенная нива: не пройдешь, ноги не уколов.
  • Век прожить – не дождевой час перестоять.
  • Знания без человечности – это меч в руках безумца.
  • На долгом веку всего доведется.
  • Ребёнку, у которого прорезались зубы, разжёванная пища не потребуется.
  • Ребенка надо воспитывать в колыбели, а теленка на привязи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Приложение  Б

     Сказка  о мудрой старухе

     Жили  муж с женой. Жена была сварливая. Она мужу постоянно устраивала скандалы, которые завершались драками. И  вот эта женщина решила обратиться за советом к мудрой старухе: «Как быть с мужем, который всё время  меня обижает?» Эта старуха уже по разговору с женщиной поняла, что она склочна, и сразу сказала: «Тебе нетрудно помочь. Вот возьми эту щепку, она волшебная, и как только муж придет с работы, клади ее в рот и крепко держи зубами. Ни за что не выпускай». По совету старухи женщина всё это проделала три раза и после третьего раза пришла с благодарностью к старухе: «Муж перестал обижать».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Этнопедагогика украинского народа о семейном воспитании