Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое обоснование этнопедагогических особенностей семейного воспитания украинского народа.
Объект исследования – семейное воспитание украинского народа как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования – реализация проблемы семейного воспитания в этнопедагогике украинского народа
Задачи исследования:
Теоретически обосновать понятие «семейное воспитание» и выделить его специфические особенности.
Определить роль семейного воспитания в структуре этнопедагогических знани
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРАИНСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКЕ………………………………………………………….. 6
1.1 Понятие «семейное воспитание» и его специфические особенности…………………………………………………………………….... 6
1.2 Этнопедагогика как область научных знаний и ее характеристика………………………………………………………………….. 11
Выводы по первому разделу…………………………………………………... 17
РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ УКРАИНСКОГО НАРОДА………………………………………………….. 19
2.1 Роль семейного воспитания в структуре этнопедагогических знаний украинского народа…………………………………………………………….. 19
2.2 Ведущие направления семейного воспитания в этнопедагогике украинского народа…………………………………………………………….. 24
Выводы по второму разделу…………………………………………………… 30
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ…………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………
В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т. п. В сказках, в том числе и в приведенной (см. Приложение Б), ставится и проблема личности педагога, направленности его воспитательных усилий, а также содержится призыв к уступчивости, уживчивости, покладистости. В данном случае старуха является одним из народных педагогов-мастеров. Сказки показывают то, что отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием не только детей и молодежи, но и их родителей.
В русских, татарских, украинских сказках, как и в сказках других народов, явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества. Трудолюбие – одна из главных человеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком. В сказках поднимается также и много других проблем народного воспитания.
Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль воспитания в раннем детстве. К. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, – ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы» [35, с. 173]. Народ в течение веков эмпирическим путем накопил определенные знания в психологических и возрастных особенностях детей. Особое внимание обращалось на воспитание в раннем детстве, так как именно то, что заложится ребенку родителями в раннем возрасте, потом и найдет своё отражение в будущей жизни человека.
На
основе рассмотренных понятий и
непосредственной связи этнопедагогики
с воспитанием можно отметить,
что этнопедагогика – это наука,
изучающая закономерности становления
традиционных культур воспитания в связи
с развитием экономических, духовных,
социальных и других общественных явлений,
а так же показывающая способы, пути их
функционирования в современной учебно-воспитательной
системе.
Выводы по первому разделу
Проанализировав использованную литературу, мы пришли к выводу, что существующая в современной Украине система образования и воспитания складывалась в течение столетий в недрах самой народной жизни. Духовное богатство народа тесно связано с этнопедагогикой и ее нравственными устойчивыми взглядами, поэтому этнопедагогика рассматривается как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, как идеалы и взгляды, которые отражают педагогическую мудрость народа. Этнопедагогика непосредственно связана с семейным воспитанием, так как именно благодаря ей можно решить большинство проблем, касающихся не только отдельного человека, но и семьи в целом. Именно на этнопедагогике базируется вся основа воспитания.
На основе изученных материалов можно отметить, что семейное воспитание – это воспитание в семье детей родителями, или другими лицами их заменяющими; осознанное и систематическое влияние взрослых на поведение детей и молодежи. Оно охватывает не только семью и школу, но и воспитательную работу общественности, детских и молодёжных организаций. Семья для ребенка – это одновременно и среда его обитания, и воспитательная среда, в которой непосредственным образом он живет и функционирует. Непосредственно проблема семейного воспитания рассматривается и в этнопедагогике как области научных знаний. Отсюда и следует то, что этнопедагогика – это система целей, задач, принципов, методов, форм организации процесса становления молодого члена общества и подготовки его к жизни в структуре национально-этнических взглядов, норм и обычаев отдельного народа, этноса.
Воспитание
украинская этнопедагогика рассматривает
как первую общественную потребность.
Самой действенной чертой этнопедагогики
является связь с жизнью, практикой
обучения и воспитания молодого поколения.
Данную тему в своих работах разрабатывали
большинство ученых, наиболее известные
из которых А. Духнович, М. Стельмахович,
Г. Волков. Согласно их разработкам и исследованиям,
объектом и предметом этнопедагогики
является процесс воспитания и процесс
обучения, а главным элементом этнопедагогики
является совокупность эмпирических знаний,
сведений, накопленных народом о человеке
и его воспитании, и практическая деятельность
трудящихся по воспитанию молодого поколения.
РАЗДЕЛ II
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ
УКРАИНСКОГО НАРОДА
2.1
Роль семейного
воспитания в структуре
этнопедагогических
знаний украинского
народа
Семейное воспитание в структуре этнопедагогики украинского народа занимает значительное место. Украинское семейное воспитание, используя народные воспитательные традиции, должно сформировать национальные чувства, которые являются наивысшей ценностью человеческой души. «Немец, англичанин, француз, американец, - писал К. Ушинский, - требуют от воспитания не одного и того же самого, и в слово «воспитание» каждый народ вкладывает разное понятие» [37, с. 115].
Из взглядов К. Ушинского о роли семейного воспитания в структуре этнопедагогики следует выделить два направления, которые имеют фундаментальное значение для современности.
Во-первых, чувство национального является врожденным, оно вечное, касается каждого человека и умирает в человеке вместе с ним.
Во-вторых, обращая внимание на стойкость и органичность чувства национального в человеке, К. Ушинский советует воспитателю взять его за основу системы воспитания: «Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как не бывает человека без самовлюбленности, так и не бывает человека без любви к родному краю, и эта любовь даёт воспитаннику надежный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его плохими природными, личными, семейными и родственными наклонностями».
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка частью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Организовывая и осуществляя воспитание детей в семье, родители должны осознавать, что ни в одной стране мира нет воспитания «вообще». Оно всегда имеет конкретно-историческую национально-государственную форму выражения и направлено на формирование гражданина конкретного государства, который не может быть безнациональным. Немецкая система воспитания воспитывает немца, французская – француза, японская – японца, российская – россиянина, украинская система воспитания должна воспитывать не малоросса, а украинца. «Общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, – писал наш известный педагог К. Ушинский. – У каждого народа своя особенная система воспитания… Как нельзя жить по взглядам другого народа… точно так же нельзя воспитывать ребенка по чужой педагогической системе… Каждому народу предназначено играть в истории особенную роль. И если он забыл эту роль, то должен уйти со сцены он больше не нужен… Народ без народности – тело без души… Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, то оно должно быть народным. Чувство народности настолько сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно умирает последним» [24, с. 218].
Главной целью семейного воспитания в структуре этнопедагогики на современном этапе является «приобретение молодым поколением социального опыта, достижение высокой культуры межнациональных отношений, формирование у молодежи независимо от национальной принадлежности личностных качеств граждан Украинского государства, развитой духовности, физического совершенства, моральной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры» [22, 37].
В основе национального воспитания в семье должно лежать формирование основных компонентов духовного мира ребенка, как будущей личности, среди которых следует выделить национальную психологию, национальный характер и народную мораль.
Национальная система воспитания обеспечивает глубокое осмысление каждым ребенком народных моральных и этических положений. Народная мораль наиболее лучше усваивается в процессе непосредственного включения детей в работу, быт, придерживание традиций, обычаев, исполнение обрядов. Народная воспитательная мудрость утверждает, что во всех делах и поступках самым главным является моральный аспект. В процессе возрождения и утверждения национальной системы воспитания обновляются принципы, нормы народной морали, которая по своей сути является общечеловеческой [23, 42].
Семья – главная часть воспитания ребенка, и эту мысль нужно возрождать в сознании каждого отца и матери. Успех семейного воспитания зависит от того, насколько искренние и честные в своей любви к детям сами родители.
Оберегание основ семейной морали – органическая особенность украинских воспитательных традиций. В семье ребенок воспринимает основные законы семейного сотрудничества, любовь и уважение к родителям, дедушкам и бабушкам, к другим людям, ребенок учится заботиться о младших и помогать слабым.
Воспитание в семье имеет решающее значение при тех условиях, если в семье присутствует украинская культура и язык, разные обычаи, если родители проявляют уважение ко всему украинскому – к песне, книге, одежде и др. только в этом случае дети воспримут народные традиции и передадут их своим детям.
Любовь к Родине начинается с любви к Матери и Отцу, которые в свою очередь должны всё сделать для того, чтобы ребенка окружала ясная, солнечная атмосфера, атмосфера жизнерадостности, оптимизма, заботы о физическом и духовном здоровье ребенка. Родителям всегда следует помнить, что семья – это малая Родина, на почве которой вырастает Родина большая.
Воспитание человека, как писал Г. Сковорода, должно основываться на принципах природосообразности: «Не нужно изменять природу, мешать ей, нужно только помогать ей, устранять причины, ремонтировать путь: природа сама всё сделает. Не учи яблоню родить яблоки, охраняй её только от свиней, от гусениц» – так считал народный философ [8, 15].
М. Стельмахович в учебно-методическом
пособии «Українська народна педагогіка»
говорил о том, что родители, учителя, воспитатели
обязаны в достаточной мере знать и умело
использовать в семейно-общественно-
Прежде чем говорить о роли семейного воспитания в этнопедагогике в целом, следует охарактеризовать данные разделы.
Фамилология объединяет знания и опыт народа о создании и сохранении крепкой, здоровой и счастливой семьи.
Народное ребенковедение концентрирует в себе и взгляды о детях, эмпирические знания про условия и движущие силы онтогенеза человеческих качеств на стадии детства, про закономерности развития физиологических, сенсорных, эмоциональных, волевых и познавательных процессов в детском возрасте от рождения и до физиологического созревания и включения во взрослую жизнь.
Родительская педагогика презентует народную мудрость социализации ребенка в семье благодаря передаче ему взрослыми (матерью, отцом и другими членами семьи) духовного и производственного опыта, внедрение культуры поведения.
Народная
дидактика отображает приобретения
в отрасли умственного и
Народная педагогическая деонтология. Это издавна обязательное, без чего истинное воспитание человека просто немыслимо. Например, внедрение детям с раннего детства трудолюбия, любви к родному языку и культуре своего народа, чувства неприязни к другим народам; знание своей родословной; уважительное отношение к отцу и матери, земле, хлебу; охрана чести семьи; забота о младших, больных, людей пожилого возраста; уважение народных традиций, национальной атрибутики. Выработку тех или иных качеств у детей и подростков воспитатель, за народной деонтологией, должен постоянно держать в поле своего зрения
Педагогическое влияние народной педагогики на формирование личности трудно переоценить. Дети и подростки воспринимают это легко, природно и просто, даже не чувствуя, что их воспитывают. Очевидно это и дало толчок К.Ушинскому сказать о том, что «воспитание создано самим народом и построено на народных основах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в наилучших системах, построенных на абстрактных системах или взятых у другого народа» [35, с. 128]. Поэтому народная педагогика издавна обращает внимание на различных деятелей культуры, которые непосредственно занимались и исследовали данную проблему.
Информация о работе Этнопедагогика украинского народа о семейном воспитании