Этнопедагогика украинского народа о семейном воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование этнопедагогических особенностей семейного воспитания украинского народа.
Объект исследования – семейное воспитание украинского народа как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования – реализация проблемы семейного воспитания в этнопедагогике украинского народа
Задачи исследования:
Теоретически обосновать понятие «семейное воспитание» и выделить его специфические особенности.
Определить роль семейного воспитания в структуре этнопедагогических знани

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРАИНСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКЕ………………………………………………………….. 6
1.1 Понятие «семейное воспитание» и его специфические особенности…………………………………………………………………….... 6
1.2 Этнопедагогика как область научных знаний и ее характеристика………………………………………………………………….. 11
Выводы по первому разделу…………………………………………………... 17
РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ УКРАИНСКОГО НАРОДА………………………………………………….. 19
2.1 Роль семейного воспитания в структуре этнопедагогических знаний украинского народа…………………………………………………………….. 19
2.2 Ведущие направления семейного воспитания в этнопедагогике украинского народа…………………………………………………………….. 24
Выводы по второму разделу…………………………………………………… 30
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ…………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая за 2-ой курс.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

     В народных сказках находят отражение  некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т. п. В сказках, в том числе и в приведенной (см. Приложение Б), ставится  и проблема личности педагога, направленности его воспитательных усилий, а также содержится призыв к уступчивости, уживчивости, покладистости. В данном случае старуха является одним из народных педагогов-мастеров. Сказки показывают то, что отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием не  только детей и молодежи, но и их родителей.

     В русских, татарских, украинских сказках, как и в сказках других народов, явно проводится мысль о том, что  человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и  борьбе человек приобретает свои лучшие качества. Трудолюбие – одна из главных человеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком. В сказках поднимается также и много других проблем народного воспитания.

     Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль воспитания в раннем детстве. К. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, – ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы» [35, с. 173]. Народ в течение веков эмпирическим путем накопил определенные знания в психологических и возрастных особенностях детей. Особое внимание обращалось на воспитание в раннем детстве, так как именно то, что заложится ребенку родителями в раннем возрасте, потом и найдет своё отражение в будущей жизни человека.

     На  основе рассмотренных понятий и  непосредственной связи этнопедагогики с воспитанием можно отметить, что этнопедагогика – это наука, изучающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а так же показывающая способы, пути их функционирования в современной учебно-воспитательной системе. 

     Выводы  по первому разделу

     Проанализировав использованную литературу, мы пришли к выводу, что существующая в современной  Украине система образования  и воспитания складывалась в течение  столетий в недрах самой народной жизни. Духовное богатство народа тесно связано с этнопедагогикой и ее нравственными устойчивыми взглядами, поэтому этнопедагогика рассматривается как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, как идеалы и взгляды, которые отражают педагогическую мудрость народа. Этнопедагогика непосредственно связана с семейным воспитанием, так как именно благодаря ей можно решить большинство проблем, касающихся не только отдельного человека, но и семьи в целом. Именно на этнопедагогике базируется вся основа воспитания.

     На  основе изученных материалов можно отметить, что семейное воспитание – это воспитание в семье детей родителями, или другими лицами их заменяющими; осознанное и систематическое влияние взрослых на поведение детей и молодежи. Оно охватывает не только семью и школу, но и воспитательную работу общественности, детских и молодёжных организаций. Семья для ребенка – это одновременно и среда его обитания, и воспитательная среда, в которой непосредственным образом он живет и функционирует. Непосредственно проблема семейного воспитания рассматривается и в этнопедагогике как области научных знаний. Отсюда и следует то, что этнопедагогикаэто система целей, задач, принципов, методов, форм организации процесса становления молодого члена общества и подготовки его к жизни в структуре национально-этнических взглядов, норм и обычаев отдельного народа, этноса.

     Воспитание  украинская этнопедагогика рассматривает  как первую общественную потребность. Самой действенной чертой этнопедагогики является связь с жизнью, практикой  обучения и воспитания молодого поколения. Данную тему в своих работах разрабатывали большинство ученых, наиболее известные из которых А. Духнович, М. Стельмахович, Г. Волков. Согласно их разработкам и исследованиям, объектом и предметом этнопедагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом этнопедагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения. 
 
 
 
 

     РАЗДЕЛ  II

     МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ УКРАИНСКОГО НАРОДА 
 

     2.1 Роль семейного  воспитания в структуре  этнопедагогических знаний украинского народа 

     Семейное  воспитание в структуре этнопедагогики украинского народа занимает значительное место. Украинское семейное воспитание, используя народные воспитательные традиции, должно сформировать национальные чувства, которые являются наивысшей ценностью человеческой души. «Немец, англичанин, француз, американец, - писал К. Ушинский, - требуют от воспитания не одного и того же самого, и в слово «воспитание» каждый народ вкладывает разное понятие» [37, с. 115].

     Из  взглядов К. Ушинского о роли семейного воспитания в структуре этнопедагогики следует выделить два направления, которые имеют фундаментальное значение для современности.

     Во-первых, чувство национального является врожденным, оно вечное, касается каждого  человека и умирает в человеке вместе с ним.

     Во-вторых, обращая внимание на стойкость и органичность чувства национального в человеке, К. Ушинский советует воспитателю взять его за основу системы воспитания: «Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как не бывает человека без самовлюбленности, так и не бывает человека без любви к родному краю, и эта любовь даёт воспитаннику  надежный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его плохими природными, личными, семейными и родственными наклонностями».

     Активнейшее воздействие семья оказывает  на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка частью общества, семья оказывается важнейшим  фактором в выработке системы  социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.

     Организовывая и осуществляя воспитание детей  в семье, родители должны осознавать, что ни в одной стране мира нет  воспитания «вообще». Оно всегда имеет  конкретно-историческую национально-государственную  форму выражения  и направлено на формирование гражданина конкретного государства, который не может быть безнациональным. Немецкая система воспитания воспитывает немца, французская – француза, японская – японца, российская – россиянина, украинская система воспитания должна воспитывать не малоросса, а украинца. «Общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, – писал наш известный педагог К. Ушинский. – У каждого народа своя особенная система воспитания… Как нельзя жить по взглядам другого народа… точно так же нельзя воспитывать ребенка по чужой педагогической системе… Каждому народу предназначено играть в истории особенную роль. И если он забыл эту роль, то должен уйти со сцены он больше не нужен… Народ без народности – тело без души… Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, то оно должно быть народным. Чувство народности настолько сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно умирает последним» [24, с. 218].

     Главной целью семейного воспитания в структуре этнопедагогики на современном этапе является «приобретение молодым поколением социального опыта, достижение высокой культуры межнациональных отношений, формирование у молодежи независимо от национальной принадлежности личностных качеств граждан Украинского государства, развитой духовности, физического совершенства, моральной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры» [22, 37].

     В основе национального воспитания в  семье должно лежать формирование основных компонентов духовного мира ребенка, как будущей личности, среди которых следует выделить национальную психологию, национальный характер и народную мораль.

     Национальная  система воспитания обеспечивает глубокое осмысление каждым ребенком народных моральных и этических положений. Народная мораль наиболее лучше усваивается в процессе непосредственного включения детей в работу, быт, придерживание традиций, обычаев, исполнение обрядов. Народная воспитательная мудрость утверждает, что во всех делах и поступках самым главным является моральный аспект. В процессе возрождения и утверждения национальной системы воспитания обновляются принципы, нормы народной морали, которая по своей сути является   общечеловеческой [23, 42].

     Семья – главная часть воспитания ребенка, и эту мысль нужно возрождать в сознании каждого отца и матери. Успех семейного воспитания зависит от того, насколько искренние и честные в своей любви к детям сами родители.

     Оберегание  основ семейной морали – органическая особенность украинских воспитательных традиций. В семье ребенок воспринимает основные законы семейного сотрудничества, любовь и уважение к родителям, дедушкам и бабушкам, к другим людям, ребенок учится заботиться о младших и помогать слабым.

     Воспитание  в семье имеет решающее значение при тех условиях, если в семье присутствует украинская культура и язык, разные обычаи, если родители проявляют уважение ко всему украинскому – к песне, книге, одежде и др. только в этом случае дети воспримут народные традиции и передадут их своим детям.

     Любовь  к Родине начинается с любви к Матери и Отцу, которые в свою очередь должны всё сделать для того, чтобы ребенка окружала ясная, солнечная атмосфера, атмосфера жизнерадостности, оптимизма, заботы о физическом и духовном здоровье ребенка. Родителям всегда следует помнить, что семья – это малая Родина, на почве которой вырастает Родина большая. 

     Воспитание  человека, как писал Г. Сковорода, должно основываться на принципах природосообразности: «Не нужно изменять природу, мешать ей, нужно только помогать ей, устранять причины, ремонтировать путь: природа сама всё сделает. Не учи яблоню родить яблоки, охраняй её только от свиней, от гусениц» – так считал народный философ [8, 15].

       М. Стельмахович в учебно-методическом пособии «Українська народна педагогіка» говорил о том, что родители, учителя, воспитатели обязаны в достаточной мере знать и умело использовать в семейно-общественно-гражданском воспитании украинскую народную педагогику, которая является необычайно богатой. Она объединяет в себе такие компоненты: фамилология, народное ребенковедение, родительскую педагогику, народную дидактику, народную деонтологию [31, с. 10-11].

     Прежде  чем говорить о роли семейного  воспитания в этнопедагогике в целом, следует охарактеризовать данные разделы.

     Фамилология объединяет знания и опыт народа о создании и сохранении крепкой, здоровой и счастливой семьи.

     Народное  ребенковедение концентрирует в  себе и взгляды о детях, эмпирические знания про условия и движущие силы онтогенеза человеческих качеств  на стадии детства, про закономерности развития физиологических, сенсорных, эмоциональных, волевых и познавательных процессов в детском возрасте от рождения и до физиологического созревания и включения во взрослую жизнь.

     Родительская  педагогика презентует народную мудрость социализации ребенка в семье благодаря передаче ему взрослыми (матерью, отцом и другими членами семьи) духовного и производственного опыта, внедрение культуры поведения.

     Народная  дидактика отображает приобретения в отрасли умственного и мировоззренческого развития подрастающего поколения, которая концентрируется во взглядах на принципы, содержание и методы обучения, укрепление познавательных сил и способностей ребенка. Реализуется она в основном через детский язык и язык взрослых, загадки, пословицы и поговорки, сказки, рассказы, постоянное внедрение детей и подростков в посильную для них работу, общение с природой, придерживание языкового этикета, детские игры, забавы и др.

     Народная  педагогическая деонтология. Это издавна  обязательное, без чего истинное воспитание человека просто немыслимо. Например, внедрение детям с раннего детства трудолюбия, любви к родному языку и культуре своего народа, чувства неприязни к другим народам; знание своей родословной; уважительное отношение к отцу и матери, земле, хлебу; охрана чести семьи; забота о младших, больных, людей пожилого возраста; уважение народных традиций, национальной атрибутики. Выработку тех или иных качеств у детей и подростков воспитатель, за народной деонтологией, должен постоянно держать в поле своего зрения  

     Педагогическое влияние народной педагогики на формирование личности трудно переоценить. Дети и подростки воспринимают это легко, природно и просто, даже не чувствуя, что их воспитывают. Очевидно это и дало толчок   К.Ушинскому сказать о том, что «воспитание создано самим народом и построено на народных основах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в наилучших системах, построенных на абстрактных системах или взятых у другого народа» [35, с. 128]. Поэтому народная педагогика издавна обращает внимание на различных деятелей культуры, которые непосредственно занимались и исследовали данную проблему.

Информация о работе Этнопедагогика украинского народа о семейном воспитании