Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое обоснование этнопедагогических особенностей семейного воспитания украинского народа.
Объект исследования – семейное воспитание украинского народа как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования – реализация проблемы семейного воспитания в этнопедагогике украинского народа
Задачи исследования:
Теоретически обосновать понятие «семейное воспитание» и выделить его специфические особенности.
Определить роль семейного воспитания в структуре этнопедагогических знани
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРАИНСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКЕ………………………………………………………….. 6
1.1 Понятие «семейное воспитание» и его специфические особенности…………………………………………………………………….... 6
1.2 Этнопедагогика как область научных знаний и ее характеристика………………………………………………………………….. 11
Выводы по первому разделу…………………………………………………... 17
РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ УКРАИНСКОГО НАРОДА………………………………………………….. 19
2.1 Роль семейного воспитания в структуре этнопедагогических знаний украинского народа…………………………………………………………….. 19
2.2 Ведущие направления семейного воспитания в этнопедагогике украинского народа…………………………………………………………….. 24
Выводы по второму разделу…………………………………………………… 30
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ…………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АР КРЫМ
РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. Ялта)
Кафедра
педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
ЭТНОПЕДАГОГИКА УКРАИНСКОГО НАРОДА О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
Специальность:
6010100 «Начальное обучение»
Выполнила:
Студентка 2 ПН группы
дневной формы обучения
Научный руководитель:
ассистент кафедры педагогики
Вишневский Владимир
Оценка___________________
Ялта – 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ В УКРАИНСКОЙ
ЭТНОПЕДАГОГИКЕ…………………………………………
1.1 Понятие «семейное воспитание» и его
специфические особенности…………………………………………………
1.2 Этнопедагогика как область научных
знаний и ее характеристика…………………………………………
Выводы по первому
разделу…………………………………………………...
17
РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ УКРАИНСКОГО НАРОДА………………………………………………….. 19
2.1 Роль семейного воспитания в структуре
этнопедагогических знаний украинского
народа…………………………………………………………….
2.2 Ведущие направления семейного воспитания
в этнопедагогике украинского народа…………………………………………………………….
Выводы
по второму разделу……………………………………………………
30
ОБЩИЕ
ВЫВОДЫ……………………………………………………………
32
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На этапе раннего семейного воспитания родители, как первые педагоги, призваны создать условия для полноценного физического и психического становления личности, обеспечить ребенку чувство защищенности, уравновешивания, доверия, сформировать активное, заинтересованное отношение к окружающему миру.
Каждый исторический этап вносил свою часть как в развитие народной педагогики, так и этнопедагогики. Ценный вклад в теорию и практику семейного воспитания внесла Н. Крупская. Она дала марксистское обоснование вопроса о воспитательном значении семьи при социализме, связала проблему семейного воспитания с задачей повышения общей культуры рабочей и крестьянской семьи, особенно повышения уровня сознательности женщины как естественной воспитательницы детей. Н. Крупская остро ставила вопрос о новой социалистической семье, о создании правильных взаимоотношений между мужем и женой, между родителями и детьми, рассматривая советскую семью как дружный коллектив, в котором сочетается личная жизнь с общественной, воспитываются новые люди – строители коммунистического общества.
А. Макаренко раскрыл особенности советского семейного воспитания, рассмотрел его цели. Он показал, что сущность воспитательной работы в семье заключается не только в прямом воздействии на ребёнка, но и в организации семьи, личной и общественной жизни родителей. Также вопрос о совместной воспитательной работе семьи и школы разрабатывал С. Шацкий.
Философско-педагогическое обоснование этнопедагогика получила в наследии Г. Сковороды, в работе Кирилло-Мефодиевского братства, «Русской Троицы». Она характеризуется именами Т. Шевченка, И. Франка, Леси Украинки, М. Грушевского. Значительная часть положений об этнопедагогике выражена в работах А. Духновича, К. Ушинского, С. Русовой, Г. Ващенка, В. Сухомлинского, в художественных произведениях для детей и о детях. Некоторые из них характеризуют украинскую этнопедагогику в действии (рассказ О. Кониского «Народна педагогія», Н. Кобринской «Первая учительница»).
Проблемы жизни, быта и воспитания украинских детей нередко касаются в своих произведениях этнографы В. Гнатюк, Б. Гринченко, М. Костомаров, М. Максимович и др.
В последние годы всё большего размаха приобретают этнопедагогические исследования широкого спектра. С целью координации исследовательских тем в 1994 году при Академии Педагогических Наук Украины была создана Рада по проблемам этнопедагогики и народоведения.
Цель исследования – теоретическое обоснование этнопедагогических особенностей семейного воспитания украинского народа.
Объект исследования – семейное воспитание украинского народа как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования – реализация проблемы семейного воспитания в этнопедагогике украинского народа
Задачи исследования:
Методы исследования:
На разных этапах историко-педагогического исследования использовались следующие методы:
Апробация результатов исследования – выступление на «Одиннадцатой неделе науки» и подготовка к печати публикации на тему: «Понятие «семейное воспитание» и его специфические особенности».
Структура
работы. Курсовая работа состоит из
38 страниц, введения, двух разделов, заключения,
двух приложений и списка использованной
литературы.
РАЗДЕЛ I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ В УКРАИНСКОЙ
ЭТНОПЕДАГОГИКЕ
1.1
Понятие «семейное
воспитание» и
его специфические
особенности
Важность семейного воспитания в системе современного всеобщего образования занимает ведущую роль. Именно образование регулирует все воспитательные процессы, происходящие как в обществе, так и в семье. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных взглядов, жизненных принципов ребенка. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого взаимодействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Сущность понятия «семейное воспитание» весьма неоднозначна, во многих научных источниках можно встретить его различное толкование. Например, в «Энциклопедии образования» под редакцией В. Кремня предлагается следующее определение: «семейное воспитание – это одна из форм воспитания молодого поколения, которая объединяет действия родителей с объективным (то есть стихийным) влиянием семьи. Семейное воспитание не сводится только к дидактике поучения, а охватывает все формы влияния социума на личность, которое формируется через: общение и непосредственное познание, работу и личный пример окружающих, оценку реального поведения, поощрение и наказание. Поэтому под семейным воспитанием следует понимать всю систему внутрисемейного взаимодействия, которая формирует ценности, ориентации, систему потребностей, привычек, поведение детской личности» [40, с. 827].
В педагогическом словаре под редакцией Н. Каирова даётся следующее определение: «семейное воспитание – это воспитание детей в семье родителями, родственниками, опекунами или людьми, которые заменяют родителей» [27, с. 331].
В педагогическом словаре под редакцией С. Гончаренко предлагается следующее определение: «семейное воспитание – это одна из форм воспитания детей, которая объединяет целенаправленные педагогические действия родителей с повседневным влиянием семейного быта» [5, с. 306].
В психологическом словаре под редакцией В. Шапара предлагается следующее определение понятия «семейное воспитание», а именно – это деятельность по передаче новому поколению общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное влияние на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, которые обеспечивают условия для его развития, подготовку к общественной жизни и труду» [40, с. 51-52].
На основе рассмотренных понятий, в дальнейшем исследовании под семейным воспитанием мы будем понимать воспитание детей в семье родителями, родственниками, опекунами или людьми, которые заменяют родителей. На основе этого определения можно сделать вывод, что специфической особенностью семейного воспитания является то, что оно выполняется в контексте жизни самой семьи, на основе внутрисемейных отношений, трудовых, опекунских обязанностей и семейной культуры. Оно глубоко влияет на весь комплекс физической и духовной жизни ребенка.
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией Украины, законодательством о браке и семье, и гражданском кодексе Украины. В «Конвенции ООН о правах ребенка» (принятой в 1989 году и ратифицированной Верховной Радой Украины 27 февраля 1997 года) сказано, что каждый ребенок имеет право на жизнь; родителей и право на заботу и помощь [11, с. 19].
Правовые основы семейного воспитания в Украине основываются на определенных статьях Конституции и Закона Украины «Про освіту». Конституция подчеркивает, что семья, детство, материнство и отцовство охраняется государством [9, с. 51]. Она обязует родителей отвечать за детей и их воспитание до совершеннолетия, а так же предупреждает, что любое насилие над ребенком или эксплуатацию преследуется законом.
Семейное воспитание ставит перед собой задачу насыщения человека знаниями о мире и о нём самом; задачу формирования характера и развития воли, формирования и развития способностей. Формирование характера, способностей, развитие воли достижимо только при условии разнообразной деятельности детей в труде, занятиях, играх.
Как отмечают многие исследователи данной проблемы, например, А.Макаренко, К. Ушинский – «воспитание здорового ребенка одна из важнейших задач семейного воспитания, так как полноценное физическое развитие – своеобразный фундамент, на котором «выстраивается» каркас личности».
Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье [35, с. 233].
Идеалом воспитания является разностороннее развитие детей, которое осуществляется как в семье, так и общественных образовательных учреждениях. Семья, будучи первой воспитательной средой, в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. В семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком смысле понимания этого слова [37, с. 121].
Информация о работе Этнопедагогика украинского народа о семейном воспитании