Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:20, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое обоснование этнопедагогических особенностей семейного воспитания украинского народа.
Объект исследования – семейное воспитание украинского народа как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования – реализация проблемы семейного воспитания в этнопедагогике украинского народа
Задачи исследования:
Теоретически обосновать понятие «семейное воспитание» и выделить его специфические особенности.
Определить роль семейного воспитания в структуре этнопедагогических знани
ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРАИНСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКЕ………………………………………………………….. 6
1.1 Понятие «семейное воспитание» и его специфические особенности…………………………………………………………………….... 6
1.2 Этнопедагогика как область научных знаний и ее характеристика………………………………………………………………….. 11
Выводы по первому разделу…………………………………………………... 17
РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ УКРАИНСКОГО НАРОДА………………………………………………….. 19
2.1 Роль семейного воспитания в структуре этнопедагогических знаний украинского народа…………………………………………………………….. 19
2.2 Ведущие направления семейного воспитания в этнопедагогике украинского народа…………………………………………………………….. 24
Выводы по второму разделу…………………………………………………… 30
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ…………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………
Воспитание
детей – одна из важных функций
семьи. Она обеспечивает надлежащее
материальное и педагогические условия
для физического, морального и духовного
развития ребенка, становления личности.
Именно семье закладывается фундамент
личности растущего человека, и в ней же
происходит его развитие и становление
как гражданина. Воспитать ребенка правильно
и нормально гораздо легче, чем перевоспитать.
Анализ идей исследователей по данной проблеме свидетельствует о том, что главная задача семейного воспитания – это подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи.
Семья осуществляет воспитательное влияние на ребенка с первых дней жизни. Задача родителей лежит в развитии мышления и речи детей, активности и выносливости, самостоятельности в различных проявлениях жизнедеятельности. В школьном возрасте, когда основным содержанием детской жизни является учебная деятельность и формируется характер, важно, чтобы семья поддерживала тесную связь со школой, заинтересовывала детей в посильной работе и участии в общественной деятельности, приучала их к четкому распорядку дня. В подростковом и юношеском возрасте первоочередное значение занимает формирование у молодежи мировоззрения, черт характера. Задача родителей – помогать детям вырабатывать твердый характер, разумно расширяя права и самостоятельность, повышая их роль в жизни домашней и школьной, в выборе будущей профессии.
Семья для ребенка является одновременно средой обитания и воспитания. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. В семье формируются те качества, которые ни где, кроме как в семье, сформированы быть не могут.
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья – главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
По
мнению исследователей семья и общество
взаимосвязаны. Семья чутко реагирует
на все структурные и
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
Как подчёркивают исследователи: В. Сухомлинский, А. Макаренко, К. Ушинский, семейное воспитание ребенка младшего школьного возраста осуществляется главным образом в связи с ученьем. Родители приучают школьника к порядку, организованности и самостоятельности при выполнении домашних заданий, контролируют его и оказывают ему помощь при затруднениях. Семья содействует расширению кругозора детей, развитию их мышления и речи, используя для этого, в частности, домашнее чтение. Родители способствуют его участию в посильной общественно-полезной работе. В том же направлении продолжается работа с детьми при их вступлении в подростковый возраст, но теперь для воспитания имеет исключительное значение учет таких особенностей этого возраста, как стремление детей к самостоятельности и расширению своей деятельности. Старшие школьники – это уже юноши и девушки, включающиеся в производительный труд, вступающие на путь самостоятельной жизни. На первый план в семейном воспитании выступает идейное содержание жизни и семьи, воздействие родителей на формирование мировоззрения юношей и девушек, оказание им разносторонней помощи в соединении обучения с производительным трудом [12, 14, 35].
На
основе характеристики понятия «семейное
воспитание» и его
1.2
Этнопедагогика как
область научных
знаний и её
характеристика
Вопросы этнопедагогики как области научных знаний были предметом исследования ряда ученых: А.Хинтибидзе, А. Гашимова, В. Афанасьева, В. Белинского, А. Духновича, Г. Виноградова, Г. Волкова и др. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику этнопедагогики.
Этнопедагогика довольно еще молодая наука и полного формирования она еще не приобрела, так как наука не стоит на месте, а продолжает исследовать и делать открытия в различных сферах современной жизни.
Еще в прошлом веке ученый-педагог Г. Волков проявил научный интерес к мудрости народной педагогики. Именно ему принадлежит название нового направления в педагогической науке – «этнопедагогика», которая изучает проблемы, методы, средства и содержание народной педагогики. Учёный утверждает, что она полнее и точнее передаёт содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура рода, этносоциума, народности, выражающейся, в конечном счете, в общности психического склада той или иной этнической группы. Этнопедагогика знакомит с культурой повседневного быта и целесообразностью народного национального костюма, с культурой речи и традициями родного языка, народной философией, философией миропонимания наших предков [4, с.7-8].
Этнопедагогика выясняет возможности и пути реализации прогрессивных идей народа в современной практике, исследует способы установления контактов народной педагогической мудрости с педагогической мудростью, анализирует педагогическое значение тех или других явлений народной жизни и устанавливает их соответствие современным целям воспитания.
Народ и воспитание – эти два понятия взаимосвязаны: они не существуют друг без друга. Именно так повелось в истории человечества, что каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследие старшего поколения младшему. Именно так создается история материальной и духовной культуры нации, народа, формируется его самосознание. Народ всегда выступает воспитателем молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер [4, с.4].
В учебном пособии под редакцией В. Мосияшенко можно прочитать следующее определение: «Этнопедагогика – это система целей, задач, принципов, методов, форм организации процесса становления молодого члена общества и подготовки его к жизни в структуре национально-этнических взглядов, норм и обычаев отдельного народа, этноса [22, с.5].
Главная цель этнопедагогики состоит в том, чтобы направлять детей и молодежь на сохранение духовных ценностей родного народа, воспитывать высокоосознанных представителей украинской нации, носителей и творцов украинской культуры.
Первым,
кто отдал должное украинской
этнопедагогике, был педагог-просветитель,
писатель, этнограф, историк и культурно-
Просветитель четко разграничивал понятия образованности и воспитанности. Если знания человека не подкреплены воспитанностью, то он способен принести вред обществу. Воспитанию отводится решающая роль в формировании личности: «Щастие или нещастие человека зависит много раз от рождения, но более от нравственного воспитания» [38, c. 269].
Особенно большое значение для науки имела работа М. Стельмаховича «Народная педагогика» (1985 г.), построенная на педагогической мудрости родного украинского народа. Принципиальное значение имела определенная писателем сущность самого предмета этнопедагогики: «Этнопедагогикой мы называем то, что создал народ. Это система принятых в данной местности методов и способов воспитания, которые передаются из поколения в поколение и усваиваются прежде всего как определенные знания, умения и навыки. Этнопедагогика принадлежит к тем могучим феноменам, которые обеспечивают сохранение народного характера, привычек и психологии человека. Воспитательный идеал, цели, задачи, содержание, принципы и способы этнопедагогики нашли свое отражение и внедрение в родном языке, фольклоре, национальных обычаях, традициях, праздниках, обрядах, живой практике неродного и семейного воспитания, в семейно-бытовой культуре нашего народа» [31, с.5].
Высоко ценил народные средства воспитания В. Г. Белинский, который писал: «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления» [8, с. 82].
Также в советский период одним из первых к проблемам этнопедагогики обратился известный этнограф и педагог Г. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «этнопедагогика». «Этнопедагогика «не столько система», сколько сумма знаний, умений», – утверждал Г. Виноградов. Он характеризовал этнопедагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет об этнопедагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г. Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать «этнопедагогикой» [1, с. 135].
Опираясь на данную характеристику этнопедагогики как области научных знаний можно сказать о том, что объектом и предметом этнопедагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом этнопедагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.
Самой действенной чертой этнопедагогики является связь с жизнью, практикой обучения и воспитания молодого поколения. Этнопедагогике не было и нет необходимости заботиться об укреплении связи с жизнью, ибо она есть сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом – для народа. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.
Воспитание украинская этнопедагогика рассматривает как первую общественную потребность. тот, кто сумеет воспитать порядочного, честного человека, издавна считается самым лучшим мастером на земле – такую мысль утверждает народная мудрость [42, с.85].
Таким образом, основная цель воспитания в украинской этнопедагогике заключается в том, чтобы научить каждого человека быть Человеком. Воспитание начинается там, где воспитатель относится к воспитаннику с уважением, не унижая его; видя в нем личность, а завершается тогда, когда ребенок становится настоящим человеком. Всё приходит только через воспитание, единство, последовательность и наследование поколений. Усваивая и используя предыдущий опыт, новое поколение обогащает и совершенствует его, вносит свой вклад в развитие материальной и духовной культуры. Такой является закономерность общественного прогресса. Поэтому без воспитания не может обойтись ни одно общество. Воспитание – общая и вечная категория, свойственная всем общественно-экономическим формациям [22, 29, 42].
Таким образом, в узком смысле содержание воспитания в этнопедагогике охватывает формирование морального сознания, интеллектуальное и физическое развитие, привитие трудолюбия и эстетических вкусов. В широком же смысле воспитание, опираясь на этнопедагогику, – это весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной и, общественной и духовной жизни.
Народное творчество – художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа. В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. Именно в народном творчестве народ показывает свои мысли о воспитании – это и пословицы, поговорки (см. Приложение А). Особенно заметно мысли о воспитании широко прослеживаются в сказках, созданных народом. В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках встречается мысль, что книги – источник мудрости. В сказке «В стране желтого дня» говорится об «одной большой книге». В короткой сказке «Спорящие попусту» указывается, что книга нужна только умеющему читать. Следовательно, эта сказка утверждает необходимость научиться читать, чтобы иметь доступ к книжной мудрости.
Информация о работе Этнопедагогика украинского народа о семейном воспитании