Эстетическое воспитание в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:44, статья

Описание работы

Представление о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели. Значение эстетического воспитания личности,его идеи.
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач:
овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры,
развития способности к художественно- эстетическому творчеству и
развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
психическими категориями эстетического воспитания

Работа содержит 1 файл

публикация.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Дети начинают замечать определенную связь окружающей 
действительности с искусством, ее отражающим. Для них это уже открытие, 
радостное и необыкновенное. Прослушав песню, сказку, посмотрев на 
картину, они оживленно вспоминают, что и с ними случались подобные 
события, они видели или слышали это же в жизни.

Изобразительное искусство, музыка, сказки и стихи, так же, как 
явления природы, предметы, окружающие ребенка, вызывают разнообразные 
и интересные высказывания, если к этому побуждает ребенка взрослый.

Содержание этих высказываний связано с теми впечатлениями, которые 
вызывает встреча с прекрасными явлениями, доступными пониманию и 
чувствам ребенка. Высказывания касаются красивого в природе, в быту. Они 
могут содержать оценку поступков, поведения сверстников.

Дети отмечают и средства выразительности в музыкальных, в 
поэтических произведениях, и средства изобразительности в картинах, в 
скульптуре, в художественной игрушке. Они склонны интересоваться 
содержанием песни, картины и могут кратко его изложить. Они могут 
оценить качество исполнения песни, рисунка, выразительного чтения своих 
сверстников. Но по преимуществу, прежде всего ими схватываются наиболее 
яркие, приметные признаки.

Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова 
эстетическое переживание ребенка обогащается и становится 
разностороннее. Зарождается художественный вкус.

Практическая деятельность ребенка — игра, занятия, выполнение 
определенных обязанностей — имеет важное значение для его эстетического 
развития и особое место в этой практической деятельности занимает то, что 
мы можем назвать художественней деятельностью ребенка (пение, 
рисование, сочинение стихов, рассказов, сказок и т.д.).

Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном 
детстве — и восприятие произведений с первыми их оценками, и 
выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески? 
Дело взрослых — создать все условия для приобщения ребенка к 
разнообразным видам художественной практики.

Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может 
быть освоено ребенком. Ко всем наиболее доступным его формам можно и 
надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних 
формах искусство может помочь и становлению разносторонних худо- 
жественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних 
лет они должны входить в его жизнь художественная игрушка, сказка и

присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и 
декоративные изделия — с них начинается знакомство ребенка с искусством. 
Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств — они вводят ребенка 
в особый, новый для него мир художественных переживаний.

Искусство для детей — это яркая страница в большом искусстве, в 
искусстве взрослых. Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои 
особые черты. Но оно также разнообразно по видам и жанрам.

Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народное 
творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого 
«золотого фонда» выполняет свое незаменимое назначение. Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в 
процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на 
уроках пения, рисования и природоведения. Основное направление этой 
работы сводится к практическому ознакомлению ребят с различными видами 
искусства, приучению к их эстетическому восприятию и простейшим 
эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль 
играют пример и художественная подготовка самого учителя. Ему 
необходимо обладать умением красиво писать, выразительно и 
эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо проводить уроки пения, вла- 
деть навыками музыкального и изобразительного искусства. Художественная 
подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не 
только порождают у детей внутреннее противоречие между имеющимся и 
необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них 
потребность в приобщении к искусству.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными 
резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы 
развития необходимо дать качественную характеристику данного возраста.
 

В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 7-8 лет становится 
осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются 
произвольные действия - наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное 
влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок 
начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний 
различных объектов и отношений между ними. Специально организованное 
восприятие способствует лучшему пониманию проявлений.

В школьном возрасте внимание приобретает произвольный характер. 
Состояние повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с 
ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при 
этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие 
такое повышение, с возрастом изменяются. Переломный момент в 
развитии внимания младшего  школьника исследователи связывают с тем, что дети 
впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и 
удерживая его на определенных предметах.

На протяжении младшего школьного возраста регулирующие 
влияния высших корковых центров постепенно совершенствуются. В 
результате этого происходят и существенные преобразования характеристик 
внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2 
раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, 
развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9-10 
годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять 
произвольно заданную программу действий.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются 
факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в 
младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники 
имеют лучшие показатели развития внимания. При этом различные свойстве, 
внимания имеют неодинаковый вклад в успешность обучения по разным 
предметам.  Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает внимание.

Особенно внимательными учащиеся бывают в процессе творческой 
деятельности, так как здесь сливаются воедино мышление, чувства и воля. 
Школьники 1-3 классов, часто забывая обо всем, вдохновенно пишут 
сочинения-миниатюры, составляют рассказы по картинкам, ищут новые пути 
решения задач, на основе представлений памяти рисуют новые картины, 
вырезают на уроках труда фигурки и т. д.

Возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития 
памяти. Как отмечают П.П. Блонский, А.Р. Лурия., А.А. Смирнов, 
память в мл. школьном возрасте носит уже произвольный характер. 
Одним из основных достижений младшего школьника является развитие 
произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста, как 
отмечает Е.И. Рогов, является то обстоятельство, что перед ребенком с 7 лет 
может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного 
материала.

Мышление у детей в младшем школьном возрасте также отличается 
наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных 
особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью 
воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся 
большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не 
связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным 
образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и 
общества.

Как показывают исследования К.М. Гуревич, В.И. Селиванова, 
ребенок 7-8 лет может стремиться к далекой цели, выдерживая при этом 
значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.

По мнению А.К.Марковой, А.Б. Орлова, Л.М. Фридман в 
этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: 
формируется система соподчинительных мотивов, придающая общую 
направленность поведению ребенка. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к 
намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания.

Таким образом, познавательная сфера во многом связанна с 
эффективностью работы по эстетическому воспитанию младших 
школьников. Так для воспитания художественного восприятия младших 
школьников существенное значение имеет уровень развития познавательных 
процессов. Так использование приема сравнения при изучении литературных 
произведений, прослушивания музыки и рассматривании картин и 
побуждение их к оценке этих произведений, выражение собственного 
отношения к их достоинствам и недостаткам всецело ориентированно на 
уровне развития мышления. Постановка простейших вопросов, на- 
правленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином 
произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их 
восприятие и побуждает к оценочным суждениям также основано на 
мыслительных операциях. В воспитании эстетических восприятия младших 
школьников необходимо широко использовать заучивание наизусть стихов, 
песен, демонстрацию репродукций картин лучших художников это требует 
от них произвольного запоминания и т.д. Так как работа по развитию и 
укреплению эстетических потребностей, стремление к восприятию 
прекрасного реализуется в начальных классах, на более высоком уровне.

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и 
вкусов весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические 
представления и суждения формируются уже в начальных классах. Однако 
основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися- 
подростками и старшими школьниками, обладающими для этого 
необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и 
более развитым чувством переживания прекрасного.

В познании художественных средств изображения действительности в 
искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких

понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный 
образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке и др. В 
последние годы в школьной практике с целью развития эстетических 
суждений и углубления эстетических взглядов широко используют такой 
методический прием, как побуждение учащихся к выражению своего 
отношения к изучаемому художественному произведению. В старших 
классах практикуется написание сочинений, устное и письменное 
рецензирование произведений литературы, музыки, театральных постановок, 
кинофильмов и художественных выставок.

В связи с важностью эстетического воспитания и развития у 
учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое 
значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует 
между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. 
Вот почему на занятиях по литературе необходимо использовать 
произведения музыки и изобразительного искусства.

Исключительно острой и слаборешаемой в школьной практике 
является проблема формирования у учащихся полноценных художественных 
вкусов, умения отличать художественные поделки, примитивное 
ремесленничество от подлинного искусства. Это особенно относится к музы- 
ке и изобразительному искусству, когда зачастую учащиеся увлекаются 
какофонией, отсутствием гармонии и бездумным модернизмом и 
недооценивают классику. На развитие практики эстетического воспитания особое влияние 
оказали идеи А. В. Луначарского, К.Н.. Крупской, А. С. Макаренко, СЛ. 
Щацкого, В.Н. Шацкой др. Особую актуальность приобрели разработки 
таких исследований как А.И. Буровой, Н.А. Ветлугиной, Н.И. Киященко, Б.Т. 
Лихачевой, В.А. Разумного. Значительный вклад в решение психологических 
вопросов теории эстетического воспитания внесли исследования Л.С. 
Выгодского, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.М. Якобсона 
др. в70 - ые годы появились программы Д.Б. Кабалевского по музыке Б. М. 
Неменского по изобразительным искусствам.

Рассмотрим наиболее известные программой предлагаемые 
современной российской системой образования ориентированные на детей с 
первого класса. Например программа «Изобразительное искусство и 
художественный труд» Б.М. Неменского (1-9 класс) имеет очень чуткую 
целевую установку: формирование    у    учащихся    нравственно- эстетической 
отзывчивости, на прекрасное и безобразное;  
овладение   образным   языком   изобразительного искусства, 
посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Программа нацелена на то, чтобы увязать всю духовно нравственную 
жизнь детей с искусством.

Информация о работе Эстетическое воспитание в школе