Эстетическое воспитание в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:44, статья

Описание работы

Представление о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели. Значение эстетического воспитания личности,его идеи.
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач:
овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры,
развития способности к художественно- эстетическому творчеству и
развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
психическими категориями эстетического воспитания

Работа содержит 1 файл

публикация.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, 
которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо 
деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими 
и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования эстетического отношения детей к 
действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит 
вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует 
формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, 
обществе и природе.

Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их 
мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, 
дисциплинированности.

Рукавицын М. М., считает: «Конечная цель (эстетического воспитания - гармоничная личность,всестороннеразвитый человек... образованный, прогрессивный, высоконравственно 
обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту 
жизни и красоту искусства». Эта цель также отражает и 
особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического 
процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство 
педагогов (Г. С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н. И. Киященко и другие) 
выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других 
ученых, но при этом не теряют главной сути.

Итак, во-первых, это «создание определенного запаса элементарных 
эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть 
склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям»

Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса 
звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело 
подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые 
будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут 
формироваться чувственно- эмоциональный опыт. Необходимы также 
конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных 
ценностей.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в «формировании на 
основе полученных знаний и развития способностей художественного и 
эстетического восприятия таких социально-психологических качеств 
человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать 
и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими». 
Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо 
смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем 
обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не 
заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения.

Б.Т. Лихачев отмечает, что « ...такое беглое знакомство с шедеврами 
искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения - 
любование» .

Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со 
способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений 
искусства и жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как 
оценку, «основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком 
понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, 
возможность доказательства, аргументации». Сравним с 
определением Д.Б. Лихачева. «Эстетическое суждение - доказательная, 
обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы». Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие 
качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом 
возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, 
высказать суждение по поводу него и своего собственного психического 
состояния.

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у 
каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное 
состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и 
способности личности, которые превращают индивида в активного 
созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только 
наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам 
красоты».

Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только 
знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде,поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни. Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой 
проблеме.

Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их 
суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка 
формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и 
психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают 
психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о 
степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей 
выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического 
вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет 
также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое 
суждение. Эстетическое суждение выделяет также и профессор, 
доктор философских наук Г.З. Апресян. О таких категориях как 
эстетическая оценка, суждение, переживание я упоминала ранее.

Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является 
эстетическое восприятие. Восприятие - начальный этап общения с 
искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины 
зависят все последующие эстетические переживания, формирование 
художественно- эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое 
восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях 
действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие 
эстетические чувства». Только так возможно полноценное освоение 
эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развитая у 
ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, 
музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко 
воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. 
Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой 
эстетического чувства.

Еще одна категория эстетического воспитания - сложное социально- 
психологическое образование - эстетический вкус. А.И. Буров определяет 
его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены 
нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки 
предметов или явлений». Д.Б. Неменский определяет эстетический 
вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам" и «жажду 
общения с подлинным искусством». Но нам более импонирует определение 
данное А.К. Дремовым. «Эстетический вкус - это способность 
непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать 
подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений 
природы, общественной жизни и искусства». «Эстетический вкус 
формируется у человека в течение многих лет, в период становления 
личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. 
Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует 
воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая 
информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека». В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с 
явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать 
внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. 
Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс 
представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Общий вывод этого параграфа можно представить следующим 
образом. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие 
ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: 
овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, 
развития способности к художественно- эстетическому творчеству и 
развития эстетических психологических качеств человека, которые 
выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими 
психическими категориями эстетического воспитания.

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В 
ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны 
помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. 
Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство 
отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь— быт 
человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, 
питающий эстетические переживания ребенка.

Яркое, приметное, наглядное, привлекательное, прежде всего 
воспринимается детьми как прекрасное, Встреча с ним радует ребенка. Он 
осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, 
симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития 
выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

Искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического 
воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально 
всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться 
на прекрасное в жизни.

Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, 
соответствующей «сенсорной готовности», т. е. определенного уровня 
развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» 
руки, глаза, слуха, тем полнее интенсивнее будет восприятие предметного 
мира, его красок форм, звуков.

В процессе обучения рисованию дети усваивают способы 
вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, 
сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют 
ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к 
более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка 
художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок 
должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла

В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более 
активному осознанию красивых музыкальных сочетаний, от красок и форм к 
нюансам цветовой гаммы, разнообразию форм. Сенсорное воспитание 
неотъемлемая часть умственного и эстетического воспитания. 
Следовательно, значение чувственной основы в эстетическом восприятии 
определяется как возрастными особенностями ребенка, стремящегося к 
звукам, краскам, формам, так и природой самих эстетических явлений, в 
которых прекрасное выступает как единство содержания и формы.

Развитие сенсорных способностей основа для развития восприятия 
художественного образа. Это уже более сложный процесс Известно, что под 
содержанием искусства понимается отражение в художественных образах 
наиболее характерных, типичных явлений жизни. Каждый вид искусства 
располагает своим арсеналом средств, которые выступают всегда в 
комплексе. Вот почему так важно подчеркнуть целостность художественного 
восприятия. Слушая колыбельную песню, ребенок воспринимает общее 
спокойное лиричное ее настроение, у него возникают жизненные 
ассоциации. Но вот, прослушав один раз, другой, ребенок способен уже

вычленить и неторопливый темп, и негромкое звучание, и выразительные 
интонации. Так целостное восприятие предполагает и некоторую 
дифференциацию отдельных средств выразительности.

Итак, встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей 
эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть беспредметным и 
бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное 
рождает мысли, формирует интересы. В процессе эстетического восприятия 
ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и 
ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает картина, музыка, заставляет 
детей присматриваться к краскам и линиям, прислушиваться к звучанию 
музыки и стихов.

Постепенно воспринимая звуки в различных сочетаниях, рифму в 
стихах, линии, краски и формы в картинах, впитывая разнообразные 
ощущения от красоты природы, ребенок приучается улавливать некоторые 
зависимости средств художественной выразительности от содержания 
произведения. Так, например, он отмечает, что веселой, плясовой мелодии 
чаще всего соответствует быстрый темп, громкое звучание, задорный ритм; 
что в сказке встречаются красивые, выразительные слова и несколько раз 
повторяется один и тот же оборот речи («...и покатился колобок дальше»); 
что в картине, передающей образ дремучего леса, преобладают темные 
краски и т. д.

Информация о работе Эстетическое воспитание в школе