Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа
Цель исследования: изучить опыт организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс организации работы с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.
………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
4. Какие формы
работы с детьми группы риска
в области декоративно-
С целью определения специфики организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования, нами были изучены и проанализированы авторские программы.
Образовательная программа: «Декоративно-прикладного искусства групп коррекции для детей с тяжелыми нарушениями речи», автора программы педагога дополнительного образования Воропаевой З.В., сроком реализации 2 года, рассчитана на детей, возраст которых от 8 – 9 лет. Базой реализации программы является Областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина».
2.3 Описание результатов исследования.
С целью определения специфики организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования нами был проведен социологический опрос педагогов Областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина» и МОУ ДОД «Центр внешкольной работы "Эврика"» г. Орел. Выборочная совокупность была сформулирована методом доступных случаев и включала 6 педагогов. Данный выборочный метод и небольшой размер выборки обусловлен двумя причинами:
1) использование открытых вопросов в анкете, дающих возможность качественного анализа;
2) поисковым характером авторского исследования.
Переходя к вопросу о том, что такое декоративно-прикладное искусство, мы получили следующие результаты:
3 педагога (50%) - ручной труд и вид творчества.
1 педагог (13%) - искусство украшать свой быт, окружающую среду.
1 педагог (13%) - воспитание эстетических чувств.
1 педагог (13%) – вид творчества.
На следующий вопрос, какие виды декоративно-прикладного искусства Вы используете в своей работе с детьми группы риска, мы получили ответы:
3 педагога (21,3%) используют вышивку.
2 педагога (14,2%) - батик
2 педагога (14,2%) - керамику
2 педагога (14,2%) - шитье.
1 педагог (7,1%) – ювелирное искусство.
1 педагог (7,1%) – выжигание по дереву.
1 педагог (7,1%) – гобелен.
1 педагог (7,1%) – макраме.
1 педагог (7,1%) – художественную обработку кожи.
1 педагог (7,1%) – работу с глиной.
Итак мы видим, что такие виды как: батик, керамика, шитье; занимают по 14,2%. Ювелирное искусство, выжигание по дереву, гобелен, макраме, художественная обработка кожи, работа с глиной, были упомянуты педагогами в единичных случаях, и лишь вышивка занимает самое значительное место среди предложенных нами видов.
Для определения роли
народного декоративно-
3 педагога (50%) - развивает чувство прекрасного.
1 педагог (13%) - воспитывает патриотические чувства.
1 педагог (13%) - развивает ум, мышление.
1 педагог (13%) - воспитывает представление о красоте.
Какие формы работы с детьми группы риска в области декоративно-прикладного искусства Вы считаете наиболее приемлемыми?
5 педагогов (15%) применяют игровые формы работы.
5 педагогов (15%) - заинтересовывающие формы работы.
4 педагога (12%) – активные формы работы.
4 педагога (12%) – индивидуальные формы работы.
3 педагога (9%) – деловые формы работы.
3 педагога (9%) – групповые формы работы.
3 педагога (9%) – практические занятия
2 педагога (6%) - урок – игру.
2 педагога (6%) урок – занятие.
1 педагог (3%) – интерактивные формы работы.
1 педагог (3%) – приобретение дополнительных знаний.
На вопрос «Какие методы работы с детьми группы риска Вы считаете наиболее эффективными?
60 % педагогов утвердительно ответили, что сказкотерапию, игротерапию, музыкатерапию;
40 %- рисуночную терапию; куклотерапию.
Нами был проанализированы образовательные программы, и получены следующие результаты.
Образовательная программа: «Декоративно-прикладного искусства групп коррекции для детей с тяжелыми нарушениями речи», автора программы педагога дополнительного образования Воропаевой З.В., сроком реализации 2 года, рассчитана на детей, возраст которых от 8 – 9 лет. Базой реализации программы является Областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина». (Приложение №1)
Данная программа рассчитана на 2 года обучения детей младшего школьного возраста (8-9 лет), т.к. имеет свою специфику. Она предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые обучаются в специальном интернате. Большинство воспитанников из сельской местности и семей социального риска, а также дети-сироты.
В предлагаемой
программе исследуется актуальн
Разработанные и апробированные программы подобного рода в современной практике дополнительного образования по существу отсутствуют. Школьные программы для детей данной категории направлены главным образом на практическое овладение техническими приемами и навыками ручного труда. Программа ставит перед собой целью развитие творческих способностей, формирование духовно-нравственной сферы ребенка средствами искусства.
В основу программы положены современные принципы достижения научной мысли в области общей педагогики, коррекционной педагогики, педагогики художественного творчества, возрастной, социальной и общей психологии, методики. Автор представляет результаты анализа современной практики использования декоративно-прикладного искусства (ДНИ) в учебно-воспитательном процессе воспитательно-образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями, анализирует педагогический опыт, что способствует совершенствованию содержания программы, методов, форм и средств обучения в кружке.
Автор предлагает инновационную систему обучения в кружке ДПТ для детей с тяжелыми нарушениями речи, рассматривает ДПТ как положительный фактор развития личности младшего школьного возраста с ограниченными возможностями, развивающий мелкую моторику рук, что способствует развитию мышления и речи, творческой активности, самостоятельности, ответственности, гуманности и т.д.
Подбор содержания, заданий, их тематика определяется с учетом и дидактических, и психолого-педагогических принципов обучения.
Программа составлена с учетом комплексного обучения, т.е. не замыкается на работе с каким-либо одним материалом или технологией. Дается по 3 тематическим разделам:
1.Природный материал.
2.Бумага и ткань.
3.Глина.
Сквозной является тема "Декоративное рисование".
В программе определены основные цели:
В программе определены основные задачи: