Экспериментальное изучение опыта организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить опыт организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс организации работы с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………..

4. Какие формы  работы с детьми  группы риска  в области декоративно-прикладного искусства Вы считаете наиболее приемлемыми?

    • пассивные, активные, интерактивные;
    • игровые, деловые, заинтересовывающие;
    • групповые, индивидуальные;
    • приобретения новых знаний, закрепляющие, повторительные, приобретения дополнительных знаний;
    • лекция, семинар, лабораторное занятие, практическое занятие (практикум), ученическая конференция, урок-игра, урок-дискуссия.
  1. Какие методы работы с детьми группы риска Вы считаете наиболее эффективными?

С целью определения  специфики организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования, нами были изучены и проанализированы авторские программы.

     Образовательная программа: «Декоративно-прикладного искусства групп коррекции для детей с тяжелыми нарушениями речи», автора программы педагога дополнительного образования Воропаевой З.В., сроком реализации 2 года, рассчитана на детей, возраст которых от 8 – 9 лет. Базой реализации программы является Областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина».

2.3 Описание результатов исследования.

  С целью определения  специфики организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования нами был проведен социологический опрос педагогов Областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина» и МОУ ДОД  «Центр внешкольной работы "Эврика"» г. Орел. Выборочная совокупность была сформулирована методом доступных случаев и включала 6 педагогов. Данный выборочный метод и небольшой размер выборки обусловлен двумя причинами:

1)  использование открытых вопросов в анкете, дающих возможность качественного анализа;

2) поисковым характером авторского исследования.

Переходя к вопросу  о том, что такое декоративно-прикладное искусство, мы получили следующие результаты:

3 педагога (50%) - ручной труд и вид творчества.

1 педагог (13%) - искусство украшать свой быт, окружающую среду.

1 педагог (13%) - воспитание  эстетических чувств.

1 педагог (13%) – вид творчества.

На следующий вопрос, какие виды декоративно-прикладного  искусства Вы используете в своей  работе с детьми группы риска, мы получили ответы:

3 педагога (21,3%) используют вышивку.

2 педагога (14,2%) - батик

2 педагога (14,2%) - керамику

2 педагога (14,2%) - шитье.

1 педагог (7,1%) – ювелирное  искусство.

1 педагог (7,1%) – выжигание  по дереву.

1 педагог (7,1%) – гобелен.

1 педагог (7,1%) – макраме.

1 педагог (7,1%) – художественную  обработку кожи.

1 педагог (7,1%) – работу  с глиной.

Итак мы видим, что такие виды как: батик, керамика, шитье; занимают по 14,2%. Ювелирное искусство, выжигание по дереву, гобелен, макраме, художественная обработка кожи, работа с глиной, были упомянуты педагогами в единичных случаях, и лишь вышивка занимает самое значительное место среди предложенных нами видов.

Для определения роли народного декоративно-прикладного  искусства в образовательно-воспитательном процессе системы дополнительного  образования, мы предложили следующий  вопрос: какова на Ваш взгляд роль декоративно-прикладного искусства?

3 педагога (50%) - развивает чувство прекрасного.

1 педагог (13%) - воспитывает патриотические чувства.

1 педагог (13%) - развивает ум, мышление.

1 педагог (13%) - воспитывает представление о красоте.

Какие формы работы с детьми группы риска в области декоративно-прикладного искусства Вы считаете наиболее приемлемыми?

5 педагогов (15%) применяют игровые формы работы.

5 педагогов (15%) - заинтересовывающие формы работы.

4 педагога (12%) – активные формы работы.

4 педагога (12%) – индивидуальные формы работы.

3 педагога (9%) – деловые формы работы.

3 педагога (9%) – групповые формы работы.

3 педагога (9%) – практические занятия

2 педагога (6%) - урок – игру.

2 педагога (6%) урок – занятие.

1 педагог (3%) – интерактивные формы работы.

1 педагог (3%) – приобретение дополнительных знаний.

На вопрос «Какие методы работы с детьми группы риска Вы считаете наиболее эффективными?

60 % педагогов утвердительно ответили, что сказкотерапию, игротерапию, музыкатерапию;

40 %- рисуночную терапию;  куклотерапию.

Нами был проанализированы образовательные программы, и получены следующие результаты.

Образовательная программа: «Декоративно-прикладного искусства групп  коррекции для детей с тяжелыми нарушениями речи», автора программы педагога дополнительного образования Воропаевой З.В., сроком реализации 2 года, рассчитана на детей, возраст которых от 8 – 9 лет. Базой реализации программы является Областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец пионеров и школьников имени Ю.А. Гагарина». (Приложение №1)

Данная программа  рассчитана на 2 года обучения детей  младшего школьного возраста (8-9 лет), т.к. имеет свою специфику. Она предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые обучаются в специальном интернате. Большинство воспитанников из сельской местности и семей социального риска, а также дети-сироты.

В предлагаемой программе исследуется актуальная проблема, связанная с вопросами реабилитации детей с ограниченными возможностями средствами декоративно-прикладного искусства.

Разработанные и апробированные программы подобного  рода в современной практике дополнительного  образования по существу отсутствуют. Школьные программы для детей данной категории направлены главным образом на практическое овладение техническими приемами и навыками ручного труда. Программа ставит перед собой целью развитие творческих способностей, формирование духовно-нравственной сферы ребенка средствами искусства.

В основу программы  положены современные принципы достижения научной мысли в области общей педагогики, коррекционной педагогики, педагогики художественного творчества, возрастной, социальной и общей психологии, методики. Автор представляет результаты анализа современной практики использования декоративно-прикладного искусства (ДНИ) в учебно-воспитательном процессе воспитательно-образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями, анализирует педагогический опыт, что способствует совершенствованию содержания программы, методов, форм и средств обучения в кружке.

Автор предлагает инновационную систему обучения в кружке ДПТ для детей с тяжелыми нарушениями речи, рассматривает ДПТ как положительный фактор развития личности младшего школьного возраста с ограниченными возможностями, развивающий мелкую моторику рук, что способствует развитию мышления и речи, творческой активности, самостоятельности, ответственности, гуманности и т.д.

Подбор содержания, заданий, их тематика определяется с учетом и дидактических, и психолого-педагогических принципов обучения.

Программа составлена с  учетом комплексного обучения, т.е. не замыкается на работе с каким-либо одним  материалом или технологией. Дается по 3 тематическим разделам:

1.Природный материал.

2.Бумага и ткань.

3.Глина.

Сквозной является тема "Декоративное рисование".

В программе определены основные цели:

  • Развитие творческих способностей детей в процессе их художественной деятельности посредством всестороннего развития и обогащения детского восприятия, совершенствования тонкой моторики рук.
  • Создание условий для формирования гражданской ответственности, духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В программе определены основные задачи:

  • Формиро<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_00202__Char" style=" font-s

Информация о работе Экспериментальное изучение опыта организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждения