Экспериментальное изучение опыта организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить опыт организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс организации работы с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

5) дети с проявлениями  социальной и психолого-педагогической  дезадаптацией.

Особенностью детей  «группы риска» является то, что  они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или  нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей.

Анализ условий жизни  таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова.

Семейное неблагополучие порождает массу проблем в  поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.

В трудностях поведения  детей и подростков очень часто  отзываются проблемы самих родителей, корнями, уходящими в их собственное детство.

Проживание в асоциальных  семьях приводит к снижению у детей  эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

Такие дети вырастают  в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

По данным социологических  и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности:

1. Отсутствие ценностей,  принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение  в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.

2. Проецирование на  себя современной жизни собственных  родителей, напоминающей гонки  на выживание.

3. Ощущение эмоционального  отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.

4. Среди ценностей  на первом месте — счастливая  семейная жизнь, на втором —  материальное благополучие, на третьем  — здоровье.

5. В то же время,  кажущаяся недоступность этих  ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт — один из источников стресса.

6. Подкрепление потери  ценности образования в реальной  жизни — пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) — без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».

7. Повышенный уровень  тревожности и агрессивности.

8. Преобладание ценности  красивой, легкой жизни, стремления  получать от жизни одни удовольствия.

9. Изменение направленности  интересов — свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).

10. В отношениях со  взрослыми характерны отклонения  в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека[36].

Смысл жизни и ценностные ориентации у детей группы риска  отличаются по многим проявлениям от смысла жизни и ценностных ориентации у детей, воспитывающихся в нормальных условиях. Реализация ценностей у группы риска осуществляется путем самоутверждения в том, что кажется особенно важным, проявления независимости и смелости граничащей с нарушением закона, а также путем принятия особой жизненной позиции в обществе; для входящих в данную группу подростков характерна пассивность в их достижении.

Для детей старшего школьного  возраста, относящихся к группе риска, характерен особый процесс социализации. Как правило, они проживают большую часть своей жизни в таких учреждениях (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье.

Дети старшего школьного  возраста стоят на пороге самостоятельной  жизни, к которой они не считают  себя готовыми. С одной стороны, они  хотят жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны — боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой.

В ценностный ряд подростков и старших юношей группы риска  не входят такие качества, как честность, ответственность, терпимость, чуткость. Они уверены в том, что от них ничего не зависит, и поэтому всегда ищут себе покровителей, их интересует не общественное признание деятельности, а лишь собственный статус в обществе.

У подростков группы риска  это состояние связано с конкретными  жизненными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор; при нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.

Склонность к свободе, независимости приводит к поиску такой деятельности, которая приносит только материальное удовлетворение, и в способах «добывания» средств они проявляют неразборчивость. Особенно чувствительными к перемене ценностей и смысла жизни среди группы риска оказываются юноши, возраст которых колеблется от 16 до 23 лет.

Особенностью подростков группы риска является переживание  одиночества и беспомощность. Понятие «беспомощность» рассматривается нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии.

Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать. К ним, по нашему мнению, относятся:

1) неумение общаться  с людьми вне учреждения, трудности  с установлением контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

2) нарушения в развитии  чувств, не позволяющие понимать  и принимать других, опора только на свои желания и чувства;

3) низкий уровень социального  интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, находить себе подобных и свой круг общения;

4) слабо развитое чувство  ответственности за свои поступки, без различие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним;

5) потребительская психология  отношения к близким, государству,  обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки, что выражается в рентных установках;

6) неуверенность в  себе, низкая самооценка, отсутствие  постоянных друзей и поддержки с их стороны;

7) несформированность  волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь,  чаще всего целеустремленность  проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т.д., что приводит к виктимности (жертвенности) в поведении;

8) несформированность  жизненных планов, потребность в  жизненных ценностях, связанных  с удовлетворением самых насущных  потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях);

9) низкая социальная  активность, проявление желания  быть незаметным человеком, не  привлекать к себе внимания;

10) склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению —  злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.) [29].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Декоративно-прикладное искусство как одно из средств воспитания детей «группы риска»

 

Народное искусство  – самое древнее искусство, традиции которого складывались веками, развивались  и бережно передавались из поколения  в поколение. Это искусство входит в жизнь яркими, сочными красками, выразительными ритмами, особой стройностью, соразмерностью, гармонией форм, линий, пропорций.

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизненных сил.

Ценность народного  искусства в том, что оно ярко, реалистично воплощает в себе черты и чувства народа, раскрывает его душевную красоту и щедрость национального таланта – таланта  редкого и неповторимого [1, С.126].

Возникнув в самую  раннюю пору развития человеческого  общества, декоративно-прикладное искусство  на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и  народностей основной областью художественного  творчества. Древнейшим (относящимся  к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором [3,С.12].

Декоративно-прикладное искусство народов России богато и разнообразно. Заслуженной славой пользуются произведения художников Хохломы  и Городца, живописцев Палеха, Федоскина  и Жостова, ювелиров великого Устюга и златокузнецов Кубачей, холмогорских и тобольских косторезов, богородских и хотьковских резчиков по дереву, мастеров глиняной игрушки Каргополя и Дымки, кружевниц Вологды, Ельца, Михайлова, ткачих и вышивальщиц южных, центральных и северных областей, а также мастеров многих других центров художественного ремесла. Привлекательны результаты их труда, но мало известно о процессах создания этих совершенных по пластике и орнаменту произведений. Немногие знают, что современных художников вдохновляют работы мастеров традиционных народных промыслов, поражающие выразительностью форм и соразмерностью узора. Эти зачастую безымянные мастера народных промыслов воплотили в вещественных формах стремление самых широких масс преобразить свое непосредственное окружение по законам гармонии и красоты.

Декоративно-прикладное искусство, раздел декоративного искусства, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным  образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника. К ним относятся одежда, всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению, утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство принадлежит одновременно к сфере создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Основными видами декоративно-прикладного искусства являются: батик (холодный батик, горячий батик), гобелен, нитяная графика, художественная резьба (резьба по камню, резьба по дереву, резьба по кости), керамика, вышивка, древнерусское лицевое шитье, вязание (вязание крючком, вязание спицами), макраме, ювелирное искусство, художественная обработка кожи, художественная ковка, пирография (выжигание по дереву, коже). Так как декоративно-прикладное искусство является разделом декоративного искусства, то рассмотрим последнее.

По законам целесообразности и красоты издавна создают народные мастера вещи, окружающие человека: гончарную, деревянную — резную и расписную — посуду, прялки, которые в течение столетий были постоянной принадлежностью женского труда; ткацкие станы, трепала для льна и т. д. Подлинной художественностью обладают конструкции и декор жилых и хозяйственных построек, мебель и оформление интерьера.

Во всем, что выходило из рук народного мастера, в сделанном  для своей семьи, для подарка  или на продажу, нашел замечательное  выражение опыт многих поколений в обработке различных материалов: дерева, глины, шерсти, металла и др. У разных народов вещи приобретали разные формы, отражая местные особенности жизни и природных условий, а в связи с этим — эстетические представления. Вместе с тем показательно, что у разных народов содержание художественных предметов, восходящее к глубокой старине, имеет много общего, так как выражает добрые пожелания молодой семье, оберег от враждебных сил, добрую магию, связанную с ведением хозяйства. Красота в народном искусстве неразрывно связана с добром. Эстетическое и этическое содержание вещи живут вместе, наполняя ее особой человеческой значительностью, несмотря на примитивные подчас формы. Понятие примитива может быть приложено не ко всему народному искусству, а лишь к тем его проявлениям, в которых меньше выражен профессионализм. Народное декоративное искусство неоднородно: оно объединяет и предметы, исполненные крестьянином для себя, и изделия сельского ремесленника, сделанные по заказу односельчан или к ярмарке, и городских ремесленников, предназначенные для быта господствовавших классов. Возникли разные виды народного искусства в различное время. И каждый создал свою традицию, но отбирая и отшлифовывая лучшее в творчестве передавая его новым поколениям [28,С.54].

Информация о работе Экспериментальное изучение опыта организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждения