Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа
Цель исследования: изучить опыт организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс организации работы с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.
В единстве художественной
и утилитарной функций изделия,
во взаимопроникновении формы и
декора, изобразительного и тектонического
начал проявляется
Велика воспитательная
роль декоративно-прикладного
Платон считал, что содержанием искусства являются идеи, но выраженные не непосредственно, а опосредованно через созданные по их образцам предметы природы и вещи вообще, т.е. посредством подражания вещам, а через них и их идеями. Согласно этой идее человек творит мир, но не отражает его.
Платон утверждает «не раньше окажемся [мы] художественно образованными людьми, чем распознаем образы мудрости, мужества, благородства и щедрости и всего, что им сродни, а также противоположные всему этому, всюду, где это имеет место, и почувствуем их присутствие везде, где они налицо, как их, так и их изображение [2,С.89].
Платон считает искусство «едва ли не основным позитивным средством формирования общества в нужном направлении, равно как и обеспечения его стабильности»[16,С.166].
По Платону мерилом оценки предмета ремесленного производства является «эстетическое наслаждение, доставляемое человеку актом воспроизведения предмета средствами искусства, не впечатленные от того, как представлен в искусстве данный предмет, а мера самого предмета взятого безотносительно к его художественному воссозданию, т.е. «в отношении к самому себе, если воспользоваться здесь гоголевским словоупотреблением» [16,С.76].
Аристотель утверждает,
что в основе всякого искусства
лежит опыт. Этот опыт составляется
у человека из бесконечного ряда самых
разнообразных чувственных
Ремесло у Аристотеля
не является принадлежностью
«Творчество искусства
совершается не в соответствии
с личной прихотью художника,
а каждый его шаг определяется
логикой вещей и реальными
соотношениями
Художественное произведение, по Аристотелю, причем не только произведение искусства, но и продукт ремесленной деятельности, должно обладать не только формальными чертами единства, завершенности и т.п., но и быть целенаправленным, то есть служить инструментом, орудием для осуществления какого-либо разумного содержания.
Произведения искусства, точно так же как произведения природы обладают завершенностью, порядком и вообще красотой, хотя и в менее полном смысле, чем последние [24,С.613].
Философы XIX века И. Кант, Ф. Гегель, И. Фихте, Ф. Шиллер уделяют огромное значение искусству, как средству развития художественных способностей человека. Эстетическая культура в этот период является средством развития личности.
Кант не связывает
эстетическое отношение с утилитарно
физиологическим, научным и
познавательным. Он определяет специфику
эстетического чувства как
Кант утверждает, что соединение эстетического удовольствия с интеллектуальными происходит при восприятии предметов обладающих как объективной, так и субъективной красотой.
Кант сформулировал свою знаменитую антипологию вкуса:
«1. Тезис. Суждение
вкуса не основывается на
2. Антитезис. Суждение вкуса основывается на понятиях, иначе, несмотря на их различие, нельзя было бы о них даже спорить (притязать на необходимое согласие других с данным суждением» [24].
Истоки происхождения искусства следует искать в трудовой деятельности народа. Человек стал человеком лишь в трудовой деятельности народа.
По Канту искусство
свободное занятие, приятная бесцельная
игра, а ремесло занятие
Гердер развивает идею о происхождении искусства в процессе удовлетворения повседневных нужд человека. Потребность в питании заставляет заниматься человека земледелием, потребность в жилище строить. Потребность в одежде рождает прикладное искусство, художественное ремесло. Поэзия и музыка порождает потребность общения. Гердер понимает искусство как результат и важнейший стимул развития общества. Человеческое общество связано общностью потребностей. Ремесло, наука, искусство - деятельность людей, связанных с удовлетворением людских потребностей.
По Гердеру, искусство это средство воспитания. «Искусство, если оно далеко от народа, не представляет собой действенной силы» [14,С.160].
Для Гердера носителем национального вкуса считается народ. В его жилище порой больше вкуса, чем в роскошном дворце. Вкус возможно воспитать и развить, но это должны делать подлинные знатоки, мастера своего дела.
Народное искусство
одно из древнейших. Первые его образцы
относятся к первобытной эпохе.
Традиции народного искусства
Многие мыслители обратились к понятиям «искусство» и ремесло, это и Платон, и Сократ, и Аристотель, и Кант и Гердер и многие другие. Все они по -–своему обосновывали воспитательные функции народного искусства. Народное искусство является одним из основных средств эстетического воспитания и формирования творческой личности. Природа творчества рассматривается мыслителями поразному.
Важную роль народного
и декоративно-прикладного
Главный смысл широкого применения народного искусства, народных промыслов в работе с детьми это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности.
Народное искусство играет существенную роль в духовном и творческом развитии детей, в их эстетическом и трудовом воспитании.
Благоприятное развитие детского творчества зависит прежде всего от руководства опытного педагога и применение им определенных методов обучения и воспитания.
Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни изменения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремлении избежать очевидных, традиционные решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации.
Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций - воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Воспитание детей средствами ДПИ – это передача от поколения к поколению многостороннего опыта людей, выраженного в общей культуре, искусстве, языке, семейных и общественных отношениях.
1. Воспитание как развитие личности - формирование личности.
- Растить индивида, как биологического существа.
- Формировать личность, как члена человеческого общества.
- Учитывать наследственность и индивидуальные особенности психических процессов.
- Целенаправленно формировать качества личности.
2. Воспитание, как развивающее общение со всем окружающим миром.
- Учитывать и формировать социальную среду.
- Создать культурную среду.
- Воспитывать моральные качества.
- Приобщить к культуре общества и мировой.
3. Воспитание, как целенаправленное формирование знаний, умений, навыков, привычек.
- Превращать усвоенные знания в мотивы деятельности.
- Обучать новым знаниям связывая их с ранее усвоенными.
- Упражнять знания, умения, устремления сделать лучше до навыков и привычек.
Необходимым условием реабилитации детей группы риска является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Обучая детей основам художественного ремесла, необходимо помнить, что эти уроки открывают им великолепный мир народного искусства, вобравший в себя многовековые представления о красоте и гармонии. Поэтому важно умело сочетать показ тех или иных приемов с интересным рассказом об искусстве, демонстрацией высших достижений народных мастеров. Определенную помощь в этом окажут альбомы, диафильмы, комплекты художественных открыток, репродукций и диапозитивов по различным видам народного искусства, которые столь широко выпускаются в последние годы.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.
Процесс приобщения учащихся
к декоративно-прикладному