Экспериментальное изучение опыта организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить опыт организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс организации работы с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

Введение

 

Актуальность  исследования. Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу — это те, кто составляет группу риска.

Большая часть из них  имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят  проблемы со здоровьем, трудности в  воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.

Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе не было бы проблемы детей «группы риска».

Педагогический подход определен законом РФ «Об образовании» и Конвенцией ООН о правах ребенка, в соответствии с которыми система  образования должна быть адаптирована к возможностям ребенка, а созданные условия для детей «группы риска», должны соответствовать его потребностям, возможностям и желаниям родителей.

Большое значение для  реабилитации детей «группы риска» имеет декоративно-прикладное искусство. Ремесленная основа декоративно-прикладного  искусства позволяет включить детей  в процесс художественно-трудовой деятельности: овладение приёмами и навыками обработки материала, освоение его художественно-технологических особенностей; использование знаний о взаимосвязи орнамента с формой и материалом и композиционных закономерности произведений народных мастеров, и тем самым, позволяет  таким детям избавиться от многих негативных проблем и качеств.

Для освещения значимости декоративно - прикладного искусства  в реабилитации детей «группы  риска» мы использовали труды А.А. Грибовская, Т.М. Доронова, Т.С. Комаровой, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой и др.

Для нашего исследования большое значение имели работы Л.Я. Олиференко, Т.Н. Шульги, И.Ф. Дементьевой   и др.

Решение поставленных целей  и задач  реабилитации детей «группы риска» затруднено доминированием инертной позиции по отношению к воспитанию молодежи, наличием стереотипов в сознании и практической деятельности, сложностями утверждений отношений сотрудничества, равноправного взаимодействия учащихся и педагогов в управлении учреждением, отсутствием достаточных навыков использования технологий социально-культурной реабилитации. Вышесказанное позволило сделать вывод о необходимости разрешения следующих противоречий:

-между объективными  требованиями,   предъявляемыми  обществом и государством к  организации работы с детьми «группы риска» и фактическим отсутствием  современных технологий реабилитации данных детей, способствующих разностороннему развитию каждой личности;

-между практической  потребностью реализации современных  технологий  реабилитации детей «группы риска» в учреждениях дополнительного образования и существующими условиями организации образовательно-воспитательного процесса, недостаточно обеспечивающими данную позицию.

С учетом необходимости  разрешения названных противоречий была выбрана тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова специфика организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования?

Решение данной проблемы и составило цель исследования.

Цель исследования: изучить опыт   организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования: процесс организации работы с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: опыт  организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

    1. Раскрыть  сущность понятия дети «группы риска».
    2. Определить декоративно-прикладное искусство как одно из средств воспитания детей «группы риска».
    3. Теоретически изучить и экспериментально выявить  специфику реабилитации детей «группы риска» средствами декоративно-прикладного искусства в учреждении дополнительного образования.
    4. Разработать методические рекомендации по   организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.   

 В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, организация работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми группы риска в учреждениях дополнительного образования будет иметь следующие особенности:

- учитываются индивидуальные особенности каждой личности;

-обучение основывается  на тесном взаимодействии семьи  и учреждения дополнительного  образования;

- при работе с детьми  используется интегративный подход  как гуманистически направленный, комплексный и социокультрно ориентированный, который позволяет относиться к особенному ребенку как к индивидуальности;

- при организации работы  с детьми, используются следующие методы: куклотерапия, игротерапия, которую дополняют арт-терапевтическими методами (рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия, музыкальная терапия).

 Методологическую основу исследования  составляют труды ведущих ученых, педагогов, достижения современной науки в области теории воспитания и организации работы с «детьми группы риска».

Решение поставленных задач  и проверка гипотезы осуществлялись с использованием комплекса методов исследования:

-изучение методической, научной литературы по проблеме  исследования;

-анкетирование;

-изучение педагогической  документации;

-анализ, синтез,  обобщение, конкретизация полученных данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации понятия  «дети группы риска»; теоретическом обосновании организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования. Результаты научного исследования  выражаются в научно-педагогических представлениях об социально-культурной реабилитации детей «группы риска» в учреждении дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства.

Практическая  значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют осмыслить и организовать на практике реабилитационную работу с детьми «группы риска» в учреждении дополнительного образования.

База исследования: МОУ ДОД  «Центр внешкольной работы "Эврика"» г. Орел, ОГУ ДОД «Дворец пионеров и школьников им Ю.А. Гагарина» г.Орел.

Апробация и  внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений, включающих: а) обсуждения выдвинутых в нем положений на методических семинарах педагогов дополнительного образования МОУ ДОД  «Центр внешкольной работы "Эврика"» г. Орел; б) публикацию материалов исследования в сборнике студенческой конференции; в) практическую деятельность в качестве педагога дополнительного образования в МОУ ДОД  «Центр внешкольной работы "Эврика"» г. Орел.

Структура выпускной  квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,  семи параграфов, выводов, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Глава 1. Теоретическое обоснование  организации работы педагога по декоративно-прикладному  искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного  образования

 

    1. Сущность понятия дети «группы риска»

 

Категория детей «группы  риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Слово «риск» означает возможность, большую  вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может  произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием нежелательных факторов.

Среди факторов социального риска, выделяются следующие, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей и подростков:

1)Социально-экономические факторы; 

2) Медико-социальные факторы;

3) Социально-демографические;

4) Социально-психологические  факторы[47].

В современных социальных условиях вряд ли можно обнаружить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той  или иной степени выраженности. Но все перечисленные факторы могут являться причиной нарушения в развитии ребенка и вовсе не определяют, чем он рискует в действительности. Не сама причина является риском, а то, что следует из этой причины. Понятно, что наибольшему риску могут подвергаться дети из неблагополучных семей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие.

Осложнение социально-экономических  условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему «дети группы риска»[6].

Принадлежность детей  к группе риска обусловлена различной  неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. Это категория детей в силу определенных причин своей жизни более других категории подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.   

Согласно  определению, содержащемуся в Федеральном  законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети группы риска - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (ст. 1)[19].

Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенные дети, в основном психологически и  физически здоровы, но стали трудными из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени.

Социально-педагогическая запущенность рассматривается как  «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка.

Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах[34].

Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории  детей:

1) дети с проблемами  в развитии, не имеющими резко  выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без  попечения родителей в силу  разных обстоятельств;

3) дети из неблагополучных,  асоциальных семей;

4) дети из семей,  нуждающихся в социально-экономической  и социально-психологической помощи  и поддержке;

Информация о работе Экспериментальное изучение опыта организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждения