Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа
Цель исследования: изучить опыт организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс организации работы с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.
Введение
Актуальность исследования. Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу — это те, кто составляет группу риска.
Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту.
Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе не было бы проблемы детей «группы риска».
Педагогический подход определен законом РФ «Об образовании» и Конвенцией ООН о правах ребенка, в соответствии с которыми система образования должна быть адаптирована к возможностям ребенка, а созданные условия для детей «группы риска», должны соответствовать его потребностям, возможностям и желаниям родителей.
Большое значение для реабилитации детей «группы риска» имеет декоративно-прикладное искусство. Ремесленная основа декоративно-прикладного искусства позволяет включить детей в процесс художественно-трудовой деятельности: овладение приёмами и навыками обработки материала, освоение его художественно-технологических особенностей; использование знаний о взаимосвязи орнамента с формой и материалом и композиционных закономерности произведений народных мастеров, и тем самым, позволяет таким детям избавиться от многих негативных проблем и качеств.
Для освещения значимости декоративно - прикладного искусства в реабилитации детей «группы риска» мы использовали труды А.А. Грибовская, Т.М. Доронова, Т.С. Комаровой, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой и др.
Для нашего исследования большое значение имели работы Л.Я. Олиференко, Т.Н. Шульги, И.Ф. Дементьевой и др.
Решение поставленных целей и задач реабилитации детей «группы риска» затруднено доминированием инертной позиции по отношению к воспитанию молодежи, наличием стереотипов в сознании и практической деятельности, сложностями утверждений отношений сотрудничества, равноправного взаимодействия учащихся и педагогов в управлении учреждением, отсутствием достаточных навыков использования технологий социально-культурной реабилитации. Вышесказанное позволило сделать вывод о необходимости разрешения следующих противоречий:
-между объективными требованиями, предъявляемыми обществом и государством к организации работы с детьми «группы риска» и фактическим отсутствием современных технологий реабилитации данных детей, способствующих разностороннему развитию каждой личности;
-между практической
потребностью реализации
С учетом необходимости разрешения названных противоречий была выбрана тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова специфика организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования?
Решение данной проблемы и составило цель исследования.
Цель исследования: изучить опыт организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.
Объект исследования: процесс организации работы с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования: опыт организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, организация работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми группы риска в учреждениях дополнительного образования будет иметь следующие особенности:
- учитываются индивидуальные особенности каждой личности;
-обучение основывается
на тесном взаимодействии
- при работе с детьми
используется интегративный
- при организации работы с детьми, используются следующие методы: куклотерапия, игротерапия, которую дополняют арт-терапевтическими методами (рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия, музыкальная терапия).
Методологическую основу исследования составляют труды ведущих ученых, педагогов, достижения современной науки в области теории воспитания и организации работы с «детьми группы риска».
Решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись с использованием комплекса методов исследования:
-изучение методической,
научной литературы по
-анкетирование;
-изучение педагогической документации;
-анализ, синтез, обобщение, конкретизация полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации понятия «дети группы риска»; теоретическом обосновании организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования. Результаты научного исследования выражаются в научно-педагогических представлениях об социально-культурной реабилитации детей «группы риска» в учреждении дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют осмыслить и организовать на практике реабилитационную работу с детьми «группы риска» в учреждении дополнительного образования.
База исследования: МОУ ДОД «Центр внешкольной работы "Эврика"» г. Орел, ОГУ ДОД «Дворец пионеров и школьников им Ю.А. Гагарина» г.Орел.
Апробация и
внедрение результатов
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретическое обоснование организации работы педагога по декоративно-прикладному искусству с детьми «группы риска» в учреждениях дополнительного образования
Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.
В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием нежелательных факторов.
Среди факторов социального риска, выделяются следующие, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей и подростков:
1)Социально-экономические
2) Медико-социальные факторы;
3) Социально-демографические;
4) Социально-психологические факторы[47].
В современных социальных условиях вряд ли можно обнаружить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени выраженности. Но все перечисленные факторы могут являться причиной нарушения в развитии ребенка и вовсе не определяют, чем он рискует в действительности. Не сама причина является риском, а то, что следует из этой причины. Понятно, что наибольшему риску могут подвергаться дети из неблагополучных семей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие.
Осложнение социально-
Принадлежность детей к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. Это категория детей в силу определенных причин своей жизни более других категории подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Согласно определению, содержащемуся в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети группы риска - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (ст. 1)[19].
Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенные дети, в основном психологически и физически здоровы, но стали трудными из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени.
Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка.
Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах[34].
Понятие «детей группы риска»
подразумевает следующие
1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей,
нуждающихся в социально-