Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развит

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности коррекции эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития .
Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста задержкой психического развития .
Предмет исследования: процесс коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .

Содержание

Введение……………………………………………………………… ..2
Глава 1. Современное состояние изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития .……………………………………………….................... ..6
Понятие «эмоции» в психологии. ………………..……… ..6
Развитие эмоций в онтогенезе…………………………….. ..7
Особенности эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста в норме и
с задержкой психического развития ………………………. 12
Выводы по I главе………………………………………………………18
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития . ………………………………………………………….. ..20
Организация исследования. Обоснование выбора
диагностического материала………………………………...20
Изучение эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития …20
Создание комплекса коррекционно – развивающих
занятий, направленных на коррекцию и развитие
эмоциональной сферы детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития ……………...29
Общий анализ опытно – экспериментальной работы……...36

Выводы по II главе……………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………... ...45
Библиография…………

Работа содержит 1 файл

Кундий ЭВС.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

      Эмоциональное развитие является одним из условий  умственного развития ребёнка с  нарушение интеллекта, его коммуникативных  функций, а в последующем успешности его социальной и школьной адаптации.

      Поэтому в формирующем эксперименте нами бил разработан комплекс коррекционных  занятий для развития эмоциональной  сферы детей с нарушением интеллекта в учебном и вне учебном процессе.

      Комплекс  дидактических занятий был разработан для педагогов, которые работают в этом классе.

      На  основе данных выводов нами были определены основные направления формирующего эксперимента:

    1. включение детей экспериментальной группы в творческую деятельность. Согласно исходным методическим принципам, школьники должны быть снабжены новым орудием мыслительной деятельности, помогающим решать задачу определенного типа;
    2. индивидуальный и дифференцированный подход к детям в учебной деятельности;
    3. самоанализ учащимися своей деятельности, умение прогнозировать результаты своей деятельности. Данный метод широко используется при чтении диалогом и устных ответах;
    4. создание условий для самостоятельной деятельности. Повышение количественной и качественной продуктивности школьников в решении различных задач с помощью метода самоорганизации.

        Согласно этим направлениям были  определены следующие виды занятий  по активизации эмоциональной  сферы.                                                                                                

                                                                                                      
     
     
     
     
     

    Таблица 2.10

    Комплекс  коррекционно-развивающих занятий  для коррекции и 

    развития  эмоциональной сферы детей

№ п\п Дата Название Цель Оборудование
1. 01.02.2011 Занятие "Тайна  моего имени" Сформировать  у ребёнка осознанное понимание  своего имени. Списки толкований наиболее распространенных имен мальчиков  и девочек, магнитофон и кассы "звуки  леса" и "звуки моря", мяч; альбом и цветные карандаши на каждого  ребенка.
2. 02.02.2011 Занятие "Автопортрет" Сформировать  осознанное понимание особенностей своего характера; дать понятие, что  он, как и каждый человек, уникален и неповторим Карточки с  изображением носов, глаз и лиц различных  форм; несколько платков разного  цвета и формы для завязывания глаз; аудиокассета с записью спокойной музыки.
3. 03.02.2011 Занятие "Мой  внутренний мир" Сформировать  понятие  о своих характерных  особенностях и предпочтениях. Белые и черные кружочки; "Волшебная палочка", альбом и цветные карандаши на каждого ребенка.
4. 06.04.2010 Занятие "Мой  любимый сказочный герой" Способствовать  развитию самовыражения ребенка,  учить средствами жестикуляции и  мимики передавать наиболее характерные  черты персонажа сказки. Карточки с  именами сказочных героев или  рисунки с их изображениями (Баба-Яга, лиса Алиса, Бармалей, Буратино); альбом цветные карандаши.
5. 10.03.2010 Занятие "Мы так похожи"  Формировать  у детей чувство принадлежности  к группе; развивать способность  детей к эмпатии Очки, еловая шишка; платок для завязывания глаз.
6. 11.03.2010 Занятие "Мы такие разные" Сформировать  у детей представление о том, что все люди непохожи друг на друга; развивать восприятие образа ровесника  по его внешности и индивидуальным особенностям. Модель микрофона; поздравительная открытка, любая сюжетная картинка; каточки к игре "фотограф", картинки с изображениями людей с загримированными лицами (грим: клоун, Пьеро, кот), листы со схематическим изображением черт лица одного и того же человека и цветные карандаши по количеству детей.
7. 14.03.2010 Занятие "Язык жестов и движений"  Формировать  у детей умение устанавливать  и поддерживать контакты; учить  их понимать своего собеседника  по выражению его лица, жестов, движением тела. Магнитофон  и кассета с записью музыки; карточки к игре "Смелый мальчик".
8. 15.03.2010 Занятие "Давайте  жить дружно"  Формировать  у детей чувство принадлежности  к группе, умение устанавливать  и поддерживать контакты, сотрудничать  и решать конфликтные ситуации. Магнитофон  и кассета с записью песни "Настоящий  друг" (слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева), карточки с буквами для игры "Печатная машинка".
9. 16.03.2010 Занятие "Мальчики и девочки". Дать детям  представление о мужественности и женственности, о понимании  свих возможностей при общении с  партнерами противоположного пола в различных ситуациях игровой деятельности; развивать навык общения мальчиков и девочек. Сюжетные картинки, на которых мальчики и девочки  выполняют различные действия, цветные  карандаши.
10. 17.03.2010 Занятие "Радость" Расширять представления детей об эмоции "радость"; учить понимать относительность в оценке чувств; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесные, творческие, физические). Пиктограмма "радость"; одноцветные бумажные салфетки; клубок ниток.
11. 17.03.2010 Занятие "Удивление" Расширять представление  детей об эмоции "удивление"; учить  понимать свои чувства и чувства  других людей; развивать эмпатию. Пиктограмма "удивление"; одноцветные бумажные салфетки; клубок ниток, альбомный лист, альбом; цветные карандаши.
12. 18.03.2010 Занятие "Страх" Расширять представление  детей об эмоции "страх"; учить  их понимать относительность в оценке чувств; способствовать открытому проявлению эмоций социально-бытовыми способами, способствовать снятию тревожных состояний, страхов Пиктограмма "страх"; одноцветные бумажные салфетки; лист бумаги формата А4; листочки бумаги; цветные карандаши.
13. 21.03.2010 Занятие "Гнев" Расширять представление  детей об эмоции "гнев"; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами снятию негативных настроений; ослаблению агрессивности; учить детей анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение. Пиктограмма "гнев"; одноцветные бумажные салфетки.
14. 22.03.2010 Занятие "Горе"  Расширять  представление детей об эмоции "горе"; способствовать, открытому  проявлению эмоций социально-приемлемыми  способами; снимать негативное  настроение Пиктограмма "горе" лист налинованной бумаги формата А4; одноцветные бумажные салфетки; магнитофон и кассета с записью мелодии вальса; альбом, цветные карандаши.
15. 23.03.2010 Занятие "Интерес" Расширять представление  детей об эмоции "интерес"; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами. Пиктограмма "интерес"; одноцветные бумажные салфетки; Спортивная сумка; цветные карандаши, альбом.
16. 4.04.2010. Занятие "Наши эмоции" Закрепить полученные знания об основных эмоциях; развивать  умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, выразительность речи и движений. Пиктограммы с  изображениями основных эмоций; пособие  к игре "Прочитай письмо"; рабочие  листы к игре "Полярные эмоции"; альбомы, цветные карандаши.
17. 04.04.2010 Занятие "Мой  ласковый и нежный зверь" Учить детей  видеть общие и специфические  особенности общения разных животных между собой; дать детям представление  о взаимозависимости человека и  животного; подвести детей к пониманию  того, как важно учиться у животных доброте, чуткости, верности; формировать у детей умение переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми. "Волшебный  мешочек" с набором маленьких  пластмассовых животных - диких и  домашних; маски различных животных; магнитофон и кассета с записью спокойной музыки; альбомы, цветные карандаши.
18. 05.04.2010 Занятие Общение  с животным Змей" Сформировать  умение принимать роли, соответствующие  новым ситуациям; развивать творческие способности детей; оптимизировать общение детей со сверстниками; способствовать снижению страха перед животными. Маска змеи; былина "Добрыня и змей" с иллюстрациями, магнитофон и кассета с записью  спокойной музыки; альбом и цветные  карандаши.
19. 05.04.2010 Занятие " С  кем я живу"  Формировать  у детей чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях;  помогать ребенку в осознании себя как полноправного любимого члена семьи. Фотографии  из альбома, рабочие листы "Моя  семья" и "Мое генеалогическое  древо", карандаши, макет телевизора, микрофон.
20. 06.04.2010 Занятие "Правила  домашнего этикета" Учить детей  ценить доброе отношение к ним  их близких и отвечать им заботой, добротой, лаской и вниманием; учить  находить социально-приемлемый выход  из конфликтных ситуаций. Картинка "С  каким лицом лучше просить прощение"; мяч; альбом и цветные карандаши.
21. 07.04.2010 Занятие на релаксацию «Весёлые гномики» Формировать умение произвольно направлять своё внимание на эмоциональные ощущения.

Формировать умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения.

Направлять своё внимание на мышечные ощущения. Уметь  демонстрировать эмоции по заданному  образцу.

Шапочки гномиков, игрушка медвежонок, стулья из классной комнаты.
22. 08.04.2010 Занятие на релаксацию «Страдание и печаль» Коррекция и  развитие эмоциональной сферы психики.

Обучение приёмам  саморасслабления.

Картинки гномиков.
23. 11.04.2010 Занятие на релаксацию «Отвращение и презрение». Развитие и  коррекция эмоциональной сферы.

Обучение приёмам  саморасслабления.

Иллюстрации из произведения Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок»
24. 12.04.2010 Занятие на релаксацию «Вина и стыд» Снятие психоэмоционального  напряжения и мышечных зажимов. Речные камешки  разной формы и тяжести картинки с изображением посуды, транспорта, одежды, насекомых, рабочих столярных инструментов.
25. 13.04.2010 Занятие на релаксацию, тренинг узнавания эмоций по внешним  сигналам Сформировать  понятие об эмоциональных состояниях окружающих людей, формирование моральных  представлений, коррекция поведения. Снятие психомоторного напряжения. Картинки с  изображением зайца, часиков, доброго  мальчика, картинки с изображением жизненных ситуаций.
 
 

    2.4. Общий анализ опытно – экспериментальной работы.

      После проведения формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент  в экспериментальной и контрольной группах по выявлению уровня коррекции и  развития эмоциональной сферы  у детей задержкой психического развития.  В ходе контрольного эксперимента проводились методики Е. И. Изотовой, Т. Д. Марцинковской, Е. В. Никифоровой.

      Таблица 2.11

      Усредненные показатели уровня эмоционального развития

      у детей экспериментальной группы

Ф. И. Средний показатель по методикам Уровни  эмоционального развития
Констатирующий  эксперимент Контрольный эксперимент
Вова 4 4 средний
Дима 2,5 3,5 ниже среднего
Катя 2 2 низкий
Маша 2,75 3,75 ниже среднего
Юля 3 3 ниже среднего
 
 

    Таблица 2.11 показывает, что 

    • 20 % детей имеют низкий уровень эмоционального развития
  • 60 % детей имеют уровень эмоционального развития ниже среднего
  • 20%  имеют средний уровень эмоционального развития

Таблица 2.12

Усредненные показатели уровня эмоционального

развития  у детей контрольной группы

Ф. И. Средний показатель по методикам Уровни  эмоционального развития
Констатирующий  эксперимент Контрольный эксперимент
Валера 4 4 средний
Денис 2,75 2,75 низкий
Ира 2 2 низкий
Наташа 3 3 ниже среднего
Саша 3,75 3,75 ниже среднего

    Таблица 2.12 показывает, что:

  • 40% детей имеют низкий уровень эмоционального развития
  • 40% детей имеют уровень эмоционального развития ниже среднего
  • 20% детей имеют средний уровень эмоционального развития

    По  данным контрольного эксперимента у  двоих детей экспериментальной  группы повысился:

    1) уровень  сформированности двух компонентов  процесса опознания эмоций –  восприятия и понимания эмоциональных  состояний;

    2) уровень  произвольного выражения эмоций  различных модальностей;

    3) объём  эмоционального опыта и эмоциональных  представлений;

    4) фактор  эмоциональной напряжённости;

    5) уровень  социальных переживаний ребёнка,  оцениваемые по заданным моральным  критериям нормы;

    6) уровень  выражения отношения к поведению  партнёра по социальному взаимодействию.

      В результате проведённых занятий  у Маши М. повысился уровень  социальных переживаний. У девочки  появились устойчивые предпочтения  в оценках поведения героев  картинок. Она даёт точные формулировки поведения детей. Девочка свободно выражает своё мнение, даёт оправдание внешности детей изображённых на картинках.

    У Димы тоже значительно повысился  уровень социальных переживаний. Он адекватно реагирует на поведение  детей в окружающей среде и оценивает поведение героев на картинках. Ребёнок правильно оценивает внешний вид персонажа. Чётко и ясно излагает свою точку зрения.

    Все эти улучшения можно проследить на графике, который наглядно изображает все изменения в эмоциональном развитии каждого ребёнка.  
 

      График 2.5

Усреднённые показатели эмоционального

развития  у детей экспериментальной и  контрольной групп

      Ряд 1 – контрольная группа

      Ряд 2 – экспериментальная группа

      Контрольное оценивание результатов показало, что  дети экспериментальной группы демонстрировали нужную форму эмоционального развития, благодаря созданным условиям и систематическим занятиям.

      У детей контрольной группы особых изменений в эмоциональном развитии не наблюдалось.

      Для полной достоверности и наглядности изобразим наши результаты на диаграмме.    
 
 
 
 

      Диаграмма 2.6

       Сравнительные показатели уровней эмоционального развития у детей экспериментальной  и контрольной групп 

      Ряд 1 – экспериментальная группа

      Ряд 2 – контрольная группа.

      Диаграмма 2.6 показывает, что у детей экспериментальной группы произошли некоторые изменения. Значительно поднялся показатель уровня ниже среднего. Показатели среднего уровня экспериментальной и контрольной групп не изменились. Показатели низкого уровня экспериментальной группы значительно ниже, чем детей контрольной группы.

      Для наглядного изображения результатов  контрольного эксперимента нами был  рассчитан усреднённый коэффициент  по диагностическим методикам детей  экспериментальной и контрольной  групп. 
 
 
 
 
 

      Таблица 2.13

      Сравнительные показатели по диагностическим методикам  экспериментальной и контрольной  групп

Названия  методик Эксперимен-тальная  группа Контрольная группа
Диагностическая методика "эмоциональная идентификация" №1 3,2 3,2
Диагностическая методика "эмоциональная пиктограмма" №2 3,4 3,4
Диагностическая методика "оцени поведение" №3 3,2 3
Диагностическая методика  "раскрась картинки" №4 3,4 3
 

      Таблица 2.13 показывает, что после проведения комплекса коррекционно – развивающих  занятий, у детей экспериментальной группы числовые результаты по диагностическим методикам №3 и №4 стали немного выше, чем у детей контрольной группы.

      Вычислив  усреднённый коэффициент по диагностическим  методикам детей экспериментальной  и контрольной групп, можно построить диаграмму. Она более наглядно изображает те улучшения, которые появились у детей экспериментальной группы при проведении диагностических методик «оцени поведение» и «раскрась картинки».

      Диаграмма 2.7

      

      Сравнительные показатели результатов контрольного эксперимента по диагностическим методикам у детей экспериментальной и контрольной групп 

      Ряд 1 – экспериментальная группа

      Ряд 2 – контрольная группа

      Диаграмма 2.7 показывает, что у детей экспериментальной  группы средний показатель диагностических  методик «оцени поведение» составляет 3,2 баллов, а у детей контрольной группы – 3 балла. Результаты по диагностической методике «раскрась картинки» следующие:

      - 3,4 балла – экспериментальная  группа

      - 3 балла – контрольная группа

      Таким образом, незначительные улучшения результатов у Маши и Димы являются подтверждением эффективности проведения комплекса коррекционно – развивающих занятий.

      Более подробно и наглядно изобразим это  на графике, используя диагностические  методики, усреднённый коэффициент  по методикам и данные контрольного эксперимента у детей экспериментальной и контрольной групп.

      График 2.6

      Сравнительные показатели результатов диагностических 

       методик у  детей экспериментальной и контрольной  групп

      Показатели  результатов контрольного эксперимента свидетельствуют о повышении уровня овладения социальной нормативностью и оценочным эталоном у двоих детей экспериментальной группы. Дети без помощи учителя могут вспомнить о существующих нормах оценки хороших и плохих поступков людей, могут оценить поведение героев в сказке, рассказе, охарактеризовать их используя прилагательные. Умеют выстраивать и регулировать своё и чужое поведение. Дети обосновывают своё мнение, дают адекватную оценку себе и окружающим. Демонстрируют словесное описание героев, используя цвет в оформлении эталона.

Информация о работе Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развит