Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:18, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности коррекции эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития .
Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста задержкой психического развития .
Предмет исследования: процесс коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .
Введение……………………………………………………………… ..2
Глава 1. Современное состояние изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития .……………………………………………….................... ..6
Понятие «эмоции» в психологии. ………………..……… ..6
Развитие эмоций в онтогенезе…………………………….. ..7
Особенности эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста в норме и
с задержкой психического развития ………………………. 12
Выводы по I главе………………………………………………………18
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития . ………………………………………………………….. ..20
Организация исследования. Обоснование выбора
диагностического материала………………………………...20
Изучение эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития …20
Создание комплекса коррекционно – развивающих
занятий, направленных на коррекцию и развитие
эмоциональной сферы детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития ……………...29
Общий анализ опытно – экспериментальной работы……...36
Выводы по II главе……………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………... ...45
Библиография…………
Данные из таблицы изобразим на графике.
График 2.2
Показатели уровня эмоционального развития
детей экспериментальной группы
Данные графика 2.2 показывают, что у детей нарушен объём и структура эмоциональных представлений, нарушена форма мыслительной деятельности, вербализация эмоциональных явлений (словарь эмоций), нарушены способы адекватного кодирования и вербализации эмоций.
Показателем данной методики
является фактор эмоциональной
напряжённости, как негативный
показатель эмоционального
Представления об эмоциях интерпретируется на основе изображений и вербальных описаний определённых эмоциональных реакций и отношений, выражающих когнетивное понимание эмоционального процесса и степень его дифференцированности.
Результаты диагностической методики «эмоциональная пиктограмм» позволяют выявить три уровня особенностей эмоционального развития.
Поуровневая дифференциация адекватности кодирования
для школьного возраста.
Уровни | Кол.% |
Низкий уровень (н\у) | 20% |
Ниже среднего уровень (нс\у) | 50% |
Средний уровень (с\у) | 30% |
Показатели
результатов когнетивно-
Диаграмма 2.3 показывает, что у
20% детей грубо нарушено
30% детей имеют средний уровень
адекватности кодирования и
Результаты констатирующего эксперимента по диагностической методике «оцени поведение» для детей 7-10 лет №3.
Показатели социальных переживаний детей
экспериментальной группы
Имена детей | Баллы |
Валера Л. | 4 |
Вова П. | 4 |
Денис Н. | 3 |
Дима Р. | 3 |
Ира П. | 2 |
Катя К. | 2 |
Маша М. | 2 |
Наташа А. | 3 |
Саша З. | 3 |
Юля И. | 3 |
Данные из таблицы изобразим на графике.
Результаты социальных переживаний детей
экспериментальной группы
Анализ
ответов детей позволяет
Поуровневая дифференциация результатов социальных переживаний
Уровни | Кол.% |
Низкий уровень (н\у) | 20% |
Ниже среднего уровень (нс\у) | 50% |
Средний уровень (с/у) | 30% |
Таблица 2.7 показывает, что в данном возрасте большинство детей (около 50%) имеют ниже среднего уровень социальной нормативности. 20% детей относятся к низкому уровню. Эти дети не могут без специальной, психологической помощи взрослого овладеть социальной нормативностью и оценочными эталонами. Средний уровень социальной нормативности, по нашим результатам, отмечается в 30% случаев. Эталоны оценки, причём эти эталоны являются реально действующими.
Показатели результатов диагностической
методики «оцени поведение» (в %)
Дети, относящиеся к низкому уровню, оценивают героев картинок только на основе их внешнего вида, собственных симпатий и антипатий.
У детей ниже среднего уровня нет устойчивых предпочтений в оценках поведения героев картинок. В то же время эти дети временами, особенно при помощи психолога могут вспомнить о существующих нормах оценки, особенно если поступок (добрый или злой), совершаемый героем на картинке, близок самому ребёнку.
30%
детей, относящиеся к среднему
уровню развития социальной
Результаты констатирующего эксперимента по диагностической методике «раскрась картинки» для детей младшего школьного возраста №4.
Показатели уровня сформированности оценки поведения детей экспериментальной группы
Имена детей | Баллы |
Валера Л. | 4 |
Вова П. | 4 |
Денис Н. | 3 |
Дима Р. | 2 |
Ира П. | 2 |
Катя К. | 2 |
Маша М. | 3 |
Наташа А. | 3 |
Саша З. | 4 |
Юля И. | 3 |
Данные из таблицы изобразим на графике.
График 2.4
Показатели сформированности оценки поведения
детей экспериментальной группы
Результаты диагностической методики «раскрась картинки» позволили оценить поведение персонажей в ситуации (характер оценки - позитивная, негативная, нейтральная). Дети обосновывают своё решение при характеристике внешнего вида героев, их поведении и выборе цветовой гаммы.
Анализ
материалов с учётом диагностических
показателей диагностической
Поуровневая дифференциации оценки поведения
Уровни | Кол.% |
Низкий уровень (н\у) | 30% |
Ниже средний уровень (нс\у) | 40% |
Средний уровень (с\у) | 30% |
Показатели
результатов диагностической
Диаграмма 2.5 показывает, что 30% детей
составляют низкий уровень.
Основываясь на результатах констатирующего эксперимента, мы увидели, что пять детей с нарушением интеллекта имеют низкий уровень развития эмоциональной сферы. Следовательно, мы разделили детей на две группы (экспериментальная и контрольная). Для коррекции эмоциональной сферы детей нами был разработанный комплекс коррекционно-развивающих занятий.
2.3. Создание комплекса коррекционно – развивающих занятий, направленных на коррекцию и развитие эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития.