Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развит

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности коррекции эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития .
Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста задержкой психического развития .
Предмет исследования: процесс коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .

Содержание

Введение……………………………………………………………… ..2
Глава 1. Современное состояние изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития .……………………………………………….................... ..6
Понятие «эмоции» в психологии. ………………..……… ..6
Развитие эмоций в онтогенезе…………………………….. ..7
Особенности эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста в норме и
с задержкой психического развития ………………………. 12
Выводы по I главе………………………………………………………18
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития . ………………………………………………………….. ..20
Организация исследования. Обоснование выбора
диагностического материала………………………………...20
Изучение эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития …20
Создание комплекса коррекционно – развивающих
занятий, направленных на коррекцию и развитие
эмоциональной сферы детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития ……………...29
Общий анализ опытно – экспериментальной работы……...36

Выводы по II главе……………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………... ...45
Библиография…………

Работа содержит 1 файл

Кундий ЭВС.doc

— 417.00 Кб (Скачать)
 

                                                                                                                         
 
 
 
 
 
 
 

      Данные  из таблицы изобразим на графике.

                                                                                                              

  График 2.2

   Показатели  уровня эмоционального развития

  детей экспериментальной  группы

      Данные  графика 2.2 показывают, что у детей  нарушен объём и структура  эмоциональных представлений, нарушена форма мыслительной деятельности, вербализация эмоциональных явлений (словарь эмоций), нарушены способы адекватного кодирования и вербализации эмоций.

        Показателем данной методики  является фактор эмоциональной  напряжённости, как негативный  показатель эмоционального развития. У детей наблюдается эмоциональная  возбудимость, заторможенность и ситуативная реактивность. Наблюдается нарушение адекватности кодирования.

      Представления об эмоциях интерпретируется на основе изображений и вербальных описаний определённых эмоциональных реакций  и отношений, выражающих когнетивное  понимание эмоционального процесса и степень его дифференцированности.

      Результаты  диагностической методики  «эмоциональная пиктограмм» позволяют выявить  три уровня особенностей эмоционального развития.

                                                                                               Таблица 2.5

      Поуровневая дифференциация адекватности кодирования

      для школьного возраста.

Уровни Кол.%
Низкий  уровень (н\у) 20%
Ниже  среднего уровень (нс\у) 50%
Средний уровень (с\у) 30%
 

         

                                                                                                       Диаграмма 2.3

     Показатели  результатов когнетивно-аффективных  компонентов (в %)

        Диаграмма 2.3 показывает, что у  20% детей грубо нарушено восприятие  экспрессии: они плохо выделяют  комплексы экспрессивных признаков.  Нарушено понимание эмоций, дети  затрудняются в соответствии экспрессивного содержания с определением характера особенностей поведения. У детей нарушена идентифекация эмоций: комплексная интерпретация эмоциогенных ситуаций в сочетании со схематизацией экспрессивного эталона.                                                         

       30% детей имеют средний уровень  адекватности кодирования и вербализации  эмоциональных модальностей, 50% детей  имеют ниже среднего уровень  адекватного кодирования и вербализации  эмоциональных модальностей, возникают  затруднения в некоторых эмоциях (презрение).

          Результаты  констатирующего  эксперимента по диагностической  методике «оцени поведение» для детей 7-10 лет  №3.

                                                                                     Таблица 2.6

Показатели  социальных переживаний детей

экспериментальной  группы

Имена детей Баллы
Валера  Л. 4
Вова  П. 4
Денис Н. 3
Дима  Р. 3
Ира П. 2
Катя  К. 2
Маша  М. 2
Наташа  А. 3
Саша  З. 3
Юля И. 3

      Данные  из таблицы изобразим на графике.

                                                                                                                  График 2.3

Результаты  социальных переживаний детей 

экспериментальной группы

      Анализ  ответов детей позволяет распределить их по трём уровням.

                                                                                        Таблица 2.7

Поуровневая дифференциация результатов социальных переживаний

Уровни Кол.%
Низкий  уровень (н\у) 20%
Ниже  среднего уровень (нс\у) 50%
Средний уровень (с/у) 30%

        Таблица 2.7 показывает, что в данном возрасте большинство детей  (около 50%) имеют  ниже среднего уровень социальной нормативности. 20% детей относятся к низкому уровню. Эти дети не могут без специальной, психологической помощи взрослого овладеть социальной нормативностью и оценочными эталонами. Средний уровень социальной нормативности, по нашим результатам, отмечается в 30% случаев. Эталоны оценки, причём эти эталоны являются реально действующими.

                                                                                                             Диаграмма 2.4

Показатели  результатов диагностической 

методики  «оцени поведение» (в  %)

      Дети, относящиеся к низкому уровню, оценивают героев картинок только на основе их внешнего вида, собственных симпатий и антипатий.

      У детей ниже среднего уровня нет устойчивых предпочтений в оценках поведения  героев картинок. В то же время эти  дети временами, особенно при помощи психолога могут вспомнить о  существующих нормах оценки, особенно если поступок (добрый или злой), совершаемый героем на картинке, близок самому ребёнку.

      30% детей, относящиеся к среднему  уровню развития социальной нормативности,  хорошо социализированы, умеют  выстраивать и регулировать и  своё и чужое поведение. В ответах этих детей оценивается только поведение героев, изображённых на картинках, хотя и отмечается, что их внешний вид не соответствует норме. Однако дети стараются найти оправдание такой внешности. Для детей этого уровня характерны развёрнутые речевые дополнения и  аргументация сделанной ими оценки, что доказывает, что эта оценка не случайна.

      Результаты  констатирующего  эксперимента по диагностической  методике «раскрась  картинки» для  детей младшего школьного  возраста №4.

                                                                                  Таблица 2.8

Показатели  уровня сформированности оценки поведения  детей экспериментальной  группы

Имена детей Баллы
Валера  Л. 4
Вова  П. 4
Денис Н. 3
Дима  Р. 2
Ира П. 2
Катя  К. 2
Маша М. 3
Наташа  А. 3
Саша  З. 4
Юля И. 3

      Данные  из таблицы изобразим на графике.

                                                                                                                 
 

 График 2.4

Показатели  сформированности оценки поведения 

детей экспериментальной  группы

      Результаты  диагностической методики «раскрась  картинки» позволили оценить  поведение персонажей в ситуации (характер оценки - позитивная, негативная, нейтральная). Дети обосновывают своё решение при характеристике внешнего вида героев, их поведении и выборе цветовой гаммы.

      Анализ  материалов с учётом диагностических  показателей диагностической методики «раскрась картинки» позволяет  выделить три уровня.

                                                                                        Таблица 2.9

Поуровневая дифференциации оценки поведения 

Уровни Кол.%
Низкий  уровень (н\у) 30%
Ниже  средний уровень (нс\у) 40%
Средний уровень (с\у) 30%
 

                                                                                                           Диаграмма 2.5

      Показатели  результатов диагностической методики «раскрась картинки» (в  %).

        Диаграмма 2.5 показывает, что 30% детей  составляют низкий уровень. Они  не могут определиться с характеристикой  персонажей рисунков (демонстрируя уход от выполнения задания), либо дают слишком категоричную и необоснованную оценку поведения персонажей. 40% детей составляют уровень ниже среднего. Они дают адекватную оценку поведения персонажей в заданиях и могут обосновать своё мнение. 30% детей составляют средний уровень. Дети умеют давать адекватное описание причин предлагаемых оценок поведения персонажей и использовать цвет в оформлении эталона. В этой группе интересным моментом является то, что отдельные дети в ходе проведения оценки поведения персонажей подчёркивают, что оба героя хорошие, но один из них плохо поступает.

      Основываясь на результатах констатирующего  эксперимента, мы увидели, что пять детей с нарушением интеллекта имеют  низкий уровень развития эмоциональной  сферы. Следовательно, мы разделили детей на две группы (экспериментальная и контрольная). Для коррекции эмоциональной сферы детей нами был разработанный комплекс коррекционно-развивающих занятий.

      2.3. Создание комплекса коррекционно – развивающих занятий, направленных на коррекцию и развитие эмоциональной сферы младших школьников  с задержкой психического развития.       

Информация о работе Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развит