Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:18, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности коррекции эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития .
Объект исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста задержкой психического развития .
Предмет исследования: процесс коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития .
Введение……………………………………………………………… ..2
Глава 1. Современное состояние изучения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития .……………………………………………….................... ..6
Понятие «эмоции» в психологии. ………………..……… ..6
Развитие эмоций в онтогенезе…………………………….. ..7
Особенности эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста в норме и
с задержкой психического развития ………………………. 12
Выводы по I главе………………………………………………………18
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития . ………………………………………………………….. ..20
Организация исследования. Обоснование выбора
диагностического материала………………………………...20
Изучение эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития …20
Создание комплекса коррекционно – развивающих
занятий, направленных на коррекцию и развитие
эмоциональной сферы детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития ……………...29
Общий анализ опытно – экспериментальной работы……...36
Выводы по II главе……………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………... ...45
Библиография…………
Исследования, направленные на изучение памяти учеников с задержкой психического развития, позволили увидеть, что в своих пересказах дети не только не пропускают эмоционально окрашенные фрагменты образца, но и акцентируют на них внимание, ставят на первый план, воспроизводят с большей частотой и выразительностью [17].
Наиболее
понятными для учащихся с задержкой
психического развития являются реальные
жизненные ситуации. Можно считать установленным,
что, оказавшись в доступной для понимания
ситуации, они способны к сопереживанию,
к эмоциональному отклику на переживания
другого человека, могут прийти на помощь
в тех случаях, когда она требуется
[29].
Выводы по I главе.
В современной психологии понятие эмоции представлено в работах В. Вундта, Ч. Дарвина, У. Джеймса, А. Н. Луки. Общепринятым является следующая формулировка: «Эмоция – это особый механизм отражения индивидом объективной реальности».
Проблемой изучения эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития занимались следующие исследователи Ф. Барда, Л. И. Божович, А. Ф. Запорожцева, У. Кеннон, С. Л. Рубинштейн, С. Шехтер. П. Янгом была разработана последовательность появления эмоциональных реакций у детей в течение дошкольного и школьного возраста. Д. Уотсон является родоначальником исследований в области онтогенеза эмоциональной сферы.
Таким образом, динамика эмоционального развития в раннем детстве характеризуется следующими свойствами эмоционального процесса: «комплексом оживления», трансформацией содержания эмоциональных переживаний, социализацией эмоций, механизмов эмоциональных регуляций, возрастной динамикой, произвольной регуляцией переживания и выражения эмоций, вербального обозначения эмоциональных состояний.
Изучением особенностей эмоциональной сферы школьников занимались исследователи Л. В. Благонадёжина, К. Левина, Л. Н. Рогожина. Л. С. Выготский и М. С. Певзнер установили, что развитие эмоций учащихся с нарушением интеллекта определяется внешними условиями: нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность, неадекватность действий, слабость интеллектуальной регуляции чувств, снижение самоконтроля.
Следовательно, для развития личности необходимо использование специально разработанного комплекса коррекционно - развивающих занятий, направленного на повышение уровня эмоционального развития умственно отсталых детей.
Возможность
введения систематического обучения и
воспитания связана с такими факторами
активности детей, в которых бы отводилось
место повышению уровня эмоционального
развития детей. Использование данного
комплекса коррекционно-развивающих занятий
позволяет разнообразить учебную деятельность
и полнее учитывать особенности школьников.
Глава вторая. Экспериментальная работа по изучению и коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2.1. Организация исследования. Обоснование выбора
диагностического материала.
В качестве испытуемых были выбраны ученики 2го специального (коррекционного) класса VII вида в количестве 10 человек. Это подготовка к переходному периоду от начальной школы к среднему звену. В это время происходят существенные изменения в эмоциональном развитии учащихся и отношении к себе и окружающим людям.
Исследования Е. И. Изотовой, А. М. Щетининой, М. А. Кузьмищёвой, О. В. Назаровой, Т. Д. Марцинковской, М. Митру показали, что эмоциональное развитие – это сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контакте общей социализации ребёнка.
2.2. Изучение эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Исследование
особенностей эмоциональной сферы
детей и работоспособности
Таблица 2.1
Плановое проведение диагностических методик
№ п/п | Наименование методик | Цели |
1. | Диагностическая методика «эмоциональная идентификация» для детей младшего школьного возраста №1. | 1. Выявление
особенностей идентификации 2. Выявить
сформированность процессов 3.Определить
уровни произвольного 4. Выявить объем эмоционального опыта. 5. Выявить
факторы эмоциональной |
2. | Диагностическая методика «эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста №2 | Выявление особенностей эмоционального развития (когнетивно-аффективных компонентов) у детей младшего школьного возраста. |
3. | Диагностическая методика «оцени поведение» для детей 5-8 лет №3 | Выявление социальных
переживаний ребенка младшего школьного
возраста оцениваемые на основании
его способности оценивать |
4. | Диагностическая методика «раскрась картинки» для детей младшего школьного возраста №4. | Исследование уровня сформированности социальных переживаний, умение оценить поведение по заданным моральным критериям нормам и выражать отношения к поведению партнера по социальному взаимодействию. |
Результаты констатирующего эксперимента по диагностической методике «эмоциональная идентификация» для детей младшего школьного возраста №1.
Показатели восприятия и понимания эмоциональных состояний
у детей экспериментальной группы.
Имя ребёнка | Баллы |
Валера Л. | 4 |
Денис Н. | 2 |
Наташа А. | 3 |
Саша З. | 4 |
Юля И. | 3 |
Вова П. | 4 |
Дима Р. | 3 |
Ира П. | 2 |
Катя К. | 2 |
Маша М. | 3 |
Данные из таблицы изобразим на графике.
Показатели уровня произвольного выражения эмоций у детей экспериментальной группы
Данные графика
2.1 показывают, что у детей наблюдается
нарушение структуры
Таблица 2.3
Поуровневая дифференциация результатов эмоциональной идентификации
Уровни | Кол.% |
Низкий уровень (н/у) | 30% |
Ниже среднего уровень (нс/у) | 40% |
Средний уровень (в/у) | 30% |
Показатели
результатов диагностической
Диаграмма 2.2 показывает, что у
30% детей грубо нарушено
40%
детей имеют ниже среднего
уровень эмоциональной
30% детей относятся к среднему уровню эмоциональной идентификации. Эти дети с незначительными затруднениями выделяют комплексы экспрессивных признаков. Соотносят эмоциональный эталон с эмоциональным содержанием характерных особенностей поведения, наблюдается адекватность произвольной мимической имитации по образцу.
Результаты констатирующего эксперимента по диагностической методике «эмоциональная пиктограмма» для детей младшего школьного возраста №2.
Показатели
когнитивно-аффективных
Имена детей | Баллы |
Валера Л. | 4 |
Вова П. | 4 |
Денис Н. | 3 |
Дима Р. | 2 |
Ира П. | 2 |
Катя К. | 2 |
Маша М. | 3 |
Наташа А. | 3 |
Саша З. | 4 |
Юля И. | 3 |