Изучение темы "Глагол" на уроках письма и развитие речи в специальной школе VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что “глаголы – это какие-то “живые” слова, оживляющие все, к чему они приложены”.

Работа содержит 1 файл

Одна из основных задач обучения русскому языку на втором году обучения.doc

— 171.00 Кб (Скачать)
center">    Конспект  урока №4

    6 класс

    Тема: Глагол как часть речи.

    Цель: Познакомить детей с новой частью речи как глагол.

    Задачи:

    I. Образовательные:

    - дать знания о глаголе,

    - совершенствовать навык распознания глаголов среди других частей речи;

    II. Коррекционно-развивающие:

    - развивать внимание, мышление.

    III. Воспитательные:

    - прививать интерес к предмету. 

    Ход урока

    1. Организация начала  урока

    2. Сообщение темы и целей урока

    - Сегодня мы начинаем изучение новой темы: Глагол как часть речи. 
Мы поговорим о том, что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает. Будем учиться выбирать глаголы из других частей речи и образовывать глаголы от данных слов. И в конце урока мы подведём итог всему, что сегодня выучим.

    - А чтобы поближе познакомиться с глаголом, мы отправимся к нему в гости.

    3. Изучение нового материала

    - А чтобы попасть к глаголу нужно, отгадать загадку и назвать волшебное слово.

    Интересная  часть речи  
В русском языке живёт. 
Кто что делает, расскажет: 
Чертит, пишет, иль поёт. 
Вышивает или пашет, 
Или забивает гол,  
Варит, жарит, моет, чистит – 
Всё расскажет нам … (глагол).

    - Вот мы и попали в гости к глаголу.

    - Что  обозначает глагол?

    - Какие глаголы встретили в стихотворении?

    - На какие вопросы отвечает глагол?

    - Сейчас мы выпишем все глаголы, которые встретились в загадке.

    Живёт, делает, расскажет….

    Вывод:

    - Что обозначает глагол?

    - На какие вопросы отвечает глагол?

    4. Зарядка для глаз «АБВГ»

    Над доской и на потолке в разных сторонах находятся буквы АБВГ на цветных  кругах. Учитель называет по очереди  буквы, а ученики водят глазами от буквы к букве.

    - Назовите мне глаголы, которые начинаются на букву, которая на зелёном круге (эта буква может быть любой, например Б и ученики называют глаголы на Б).

    5. Физкультминутка

    - Мы туристы, мы в пути.

    Веселей шагайте ноги,

    Легче выдох, глубже вдох

    Путь  неблизок, недалек.

    Впереди течет ручей

    Перепрыгнем поскорей.

    6. Работа с учебником

    Чтение  правила из учебника.

    - Выпишите слова в три столбика:

    существительное          прилагательное         глагол 
кто?                                  какой?                         что делает? 
что?                                  какая?                         что делают? 
синичка                            синий                          синеет 
зелень…                            зелёная…                   зеленеют…

    - Читаем только глаголы.

    - Глагол приводит всё в движение, даже если человек лежит, то он всё равно что-то делает.

    - Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи.

    7. Закрепление изученного материала

    1) Игра «Образуй глагол»

    Учитель вывешивает существительные, и ученики образуют от них глаголы.

Лётчик –  летает                               Будильник – будить 
отдых – отдыхает                            деление – делить 
грызун – грызёт                                дружба – дружить 
подкова – подковывает                    постель – постелить 
свет – светит                                    шалунья – шалить 
шумный – шумит                              укус – укусить 
чисто – чистит                                  посылка – посылать

    2) Игра «Я грамотей»

    – Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе.

    Пример учителя: объясняю.

    Ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…

    8. Итог урока

    - В путь! Домой! 
Садитесь поудобнее, 
Ведь к концу подходит наш урок. 
Чтоб закончить наше путешествие – 
Надо подвести итог.

    - У кого мы сегодня побывали в гостях?

    - Что мы узнали сегодня на уроке?

    9. Оценки за урок 
 

    Конспект  урока № 5

    8 класс

      Тема: Глагол. Времена глагола (настоящее время).

    Цель:

    I. Образовательные:

    - формировать навыки грамотного употребления глаголов настоящего времени.

    II. Коррекционно-развивающие:

    - активизировать мыслительные процессы;

    - развивать внимание, память.

    III. Воспитательные:

    - воспитывать мотивацию к учению. 

    Ход урока

    1. Организация начала  урока

    2. Актуализация прежних  знаний

    - Составьте предложение со словами:

    «Серьезный  художник…». «Веселый дровосек…». «Упрямый водитель…».

    - внимательно посмотрите на доску,  прочитайте слова, исправьте ошибки  и разберите по составу эти слова (К празднику, сдавали, городок).

    3. Изучение новой  темы

    а) Введение в тему

    - Выберите из слов на лоске  те, которые относятся к глаголу:  мыть, стирает, хлеб, доска, гладит, бежала, будет смотреть, хвост, очки, летает, тоска, писала, кушает, отвечал.

    - Из отображенных глаголов назвать  те, которые обозначают действие, происходящее в данный момент. Какой вопрос можно поставить?  Тема нашего урока «Употребление  глаголов настоящего времени».

    б) Объяснение учителя

    На  доске написан текст. Например:

    Бригадир  Сергей Кузьмич лучше всех (…?) кладет кирпич.

    Знатный каменщик столицы (…?) строит школы  и больницы, и дома для москвичей.

    Он (…?) выкладывает стену, он (…?) укладывает в смену очень много кирпичей.

    - Прочитайте текст. Перед какими  словами стоят скобки и для чего?

    - Напишите глаголы с существительными, к которым они относятся. Местоимение  «он» заменить существительными, обозначающими профессию. Поставить  опросы.

    4. Закрепление

    1. - Образуйте от глагола в неопределенной форме глаголы настоящего времени, с одним глаголом составьте предложение от третьего лица.

    Кроить, пилить, обтачивать, строгать, вырезать, строчить, гладить, печь, метать.

    2. Работа по учебнику

    - Сделайте упражнение из учебника: нужно переставить част так, чтобы получился рассказ, части озаглавить самостоятельно. К глаголам поставить вопросы.

    3. Самостоятельная  работа

    Каждому учащемуся выдается серия картинок (4 штуки). Под каждой картинкой на вставленной полоске написано предложение без глагола. Учащиеся должны написать подходящий по смыслу глагол в настоящем времени с вопросом.

    1 серия

1. Мальчик  идет по

Берегу  реки.

     

    Женя…..по берегу реки. 

2. В  воде тонет человек.
 

    Он….утопающего. 

3.Мальчик  бросается на помощь.
 

    Мальчик….бросается  в воду.

5. Итог урока 

Список  литературы

    1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.

    2. Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 72 с.

    3. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в  начальной     школе. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 464 с.

    4. Методика русского языка / В.А. Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 400с.

    5. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений  VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 200. – 224 с.

    6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: 0-4 классы. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007. – 220с.

    7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы/ Под ред. И.М. Бгажноковой – М.: изд-во «Просвещение», 2006. – 296с.

    8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы/ Под ред. В.В. Воронковой – М.: «Просвещение», 2006. – 192 с.

    9. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.— М.: Просвещение, 1979. — 431 с. 

Информация о работе Изучение темы "Глагол" на уроках письма и развитие речи в специальной школе VIII вида