Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 23:09, курсовая работа
Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что “глаголы – это какие-то “живые” слова, оживляющие все, к чему они приложены”.
6 класс
Тема: Глагол как часть речи.
Цель: Познакомить детей с новой частью речи как глагол.
Задачи:
I. Образовательные:
- дать знания о глаголе,
- совершенствовать навык распознания глаголов среди других частей речи;
II. Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, мышление.
III. Воспитательные:
-
прививать интерес к предмету.
Ход урока
1. Организация начала урока
2. Сообщение темы и целей урока
-
Сегодня мы начинаем изучение новой темы:
Глагол как часть речи.
Мы поговорим о том, что обозначает глагол
и на какие вопросы отвечает. Будем учиться
выбирать глаголы из других частей речи
и образовывать глаголы от данных слов.
И в конце урока мы подведём итог всему,
что сегодня выучим.
- А чтобы поближе познакомиться с глаголом, мы отправимся к нему в гости.
3. Изучение нового материала
- А чтобы попасть к глаголу нужно, отгадать загадку и назвать волшебное слово.
Интересная
часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол).
- Вот мы и попали в гости к глаголу.
- Что обозначает глагол?
- Какие глаголы встретили в стихотворении?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Сейчас мы выпишем все глаголы, которые встретились в загадке.
Живёт, делает, расскажет….
Вывод:
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
4. Зарядка для глаз «АБВГ»
Над доской и на потолке в разных сторонах находятся буквы АБВГ на цветных кругах. Учитель называет по очереди буквы, а ученики водят глазами от буквы к букве.
- Назовите мне глаголы, которые начинаются на букву, которая на зелёном круге (эта буква может быть любой, например Б и ученики называют глаголы на Б).
5. Физкультминутка
- Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох, глубже вдох
Путь неблизок, недалек.
Впереди течет ручей
Перепрыгнем поскорей.
6. Работа с учебником
Чтение правила из учебника.
- Выпишите слова в три столбика:
существительное
кто?
что? какая? что делают?
синичка синий синеет
зелень… зелёная…
- Читаем только глаголы.
- Глагол приводит всё в движение, даже если человек лежит, то он всё равно что-то делает.
- Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи.
7. Закрепление изученного материала
1) Игра «Образуй глагол»
Учитель вывешивает существительные, и ученики образуют от них глаголы.
Лётчик –
летает
отдых – отдыхает дел
грызун – грызёт
подкова – подковывает постель –
постелить
свет – светит
шумный – шумит у
чисто – чистит посылка – посылать
2) Игра «Я грамотей»
–
Чтобы стать грамотным
Пример учителя: объясняю.
Ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…
8. Итог урока
- В
путь! Домой!
Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтоб закончить наше путешествие –
Надо подвести итог.
- У кого мы сегодня побывали в гостях?
- Что мы узнали сегодня на уроке?
9.
Оценки за урок
Конспект урока № 5
8 класс
Тема: Глагол. Времена глагола (настоящее время).
Цель:
I. Образовательные:
- формировать навыки грамотного употребления глаголов настоящего времени.
II. Коррекционно-развивающие:
-
активизировать мыслительные
- развивать внимание, память.
III. Воспитательные:
-
воспитывать мотивацию к
Ход урока
1. Организация начала урока
2. Актуализация прежних знаний
-
Составьте предложение со
«Серьезный художник…». «Веселый дровосек…». «Упрямый водитель…».
-
внимательно посмотрите на
3. Изучение новой темы
а) Введение в тему
- Выберите из слов на лоске те, которые относятся к глаголу: мыть, стирает, хлеб, доска, гладит, бежала, будет смотреть, хвост, очки, летает, тоска, писала, кушает, отвечал.
-
Из отображенных глаголов
б) Объяснение учителя
На доске написан текст. Например:
Бригадир Сергей Кузьмич лучше всех (…?) кладет кирпич.
Знатный каменщик столицы (…?) строит школы и больницы, и дома для москвичей.
Он (…?) выкладывает стену, он (…?) укладывает в смену очень много кирпичей.
-
Прочитайте текст. Перед
-
Напишите глаголы с
4. Закрепление
1. - Образуйте от глагола в неопределенной форме глаголы настоящего времени, с одним глаголом составьте предложение от третьего лица.
Кроить, пилить, обтачивать, строгать, вырезать, строчить, гладить, печь, метать.
2. Работа по учебнику
- Сделайте упражнение из учебника: нужно переставить част так, чтобы получился рассказ, части озаглавить самостоятельно. К глаголам поставить вопросы.
3. Самостоятельная работа
Каждому учащемуся выдается серия картинок (4 штуки). Под каждой картинкой на вставленной полоске написано предложение без глагола. Учащиеся должны написать подходящий по смыслу глагол в настоящем времени с вопросом.
1 серия
1. Мальчик
идет по
Берегу реки. |
Женя…..по
берегу реки.
2. В воде тонет человек. |
Он….утопающего.
3.Мальчик бросается на помощь. |
Мальчик….бросается в воду.
5.
Итог урока
Список литературы
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 72 с.
3. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 464 с.
4. Методика русского языка / В.А. Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 400с.
5. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 200. – 224 с.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007. – 220с.
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы/ Под ред. И.М. Бгажноковой – М.: изд-во «Просвещение», 2006. – 296с.
8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы/ Под ред. В.В. Воронковой – М.: «Просвещение», 2006. – 192 с.
9.
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения
русскому языку в начальных классах.—
М.: Просвещение, 1979. — 431 с.