Изучение темы "Глагол" на уроках письма и развитие речи в специальной школе VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что “глаголы – это какие-то “живые” слова, оживляющие все, к чему они приложены”.

Работа содержит 1 файл

Одна из основных задач обучения русскому языку на втором году обучения.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

    При распознавании времени глагола  для школьников основным показателем  выступает вопрос, на который отвечает глагол. Прием постановки вопроса  не исключает ориентировки и на смысловую  сторону временной формы глагола (обозначает время совершения действия относительно момента речи). Учитель специально обращает внимание учащихся на суффикс как показатель прошедшего времени глагола.

    Важно научить правильно пользоваться вопросом в целях распознавания  и образования временных форм глагола. Вначале эта работа выполняется коллективно и направлена на установление связи: вопрос - время глагола - суффикс (для глаголов прошедшего времени). В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма, с которой учащиеся знакомятся как с начальной формой глагола. Постановка вопроса направляет действия учащихся, например: что делать? рисовать; что делал? рисовал; что буду делать? буду рисовать; что сделать? нарисовать; что сделал? нарисовал; что сделаю? нарисую. Учитель делает предметом осознания учащихся дифференцированную постановку вопроса что делать? и что сделать? с учетом завершенности (законченности) или незавершенности действия.

    Сущность  категории времени у глагола  становится для учащихся более понятной при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. Поэтому в процессе изучения темы «Глагол» систематически проводятся упражнения с заданием: изменить глагол по временам. При этом предлагаются и однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида: получать — получить, объединять — объединить, отправлять — отправить, доставлять — доставить, писать — написать, покупать — купить и т. п.

    В целях развития у учащихся осознанного  употребления глагола в определенном времени в соответствии с целями высказывания необходимо использовать тексты. В заданиях упражнений предлагается учащимся определить время глагола и обосновать употребление той или иной глагольной формы, а также изменить время (например, заменить настоящее время прошедшим или наоборот), составить рассказ, употребив глаголы в определенном времени и т. п.

    Овладение неопределенной формой как начальной формой глагола важно как для правильного образования учащимися временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний глагола. По неопределенной форме, как известно, распознается спряжение глагола.

    Работа  над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в старших  классах особое место. Данный навык  сложен, и его грамматическую основу составляет целый комплекс знаний и  умений: умение распознать глагол, его время., лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. После того как учащиеся научились спрягать глаголы с ударными окончаниями, научились различать спряжение таких глаголов, они узнают о том, как можно распознавать спряжение глаголов, имеющих безударные окончания. Спряжение глаголов с безударными окончаниями, как известно, распознается по неопределенной форме: глаголы на -ить II спряжения (кроме глагола брить), все остальные глаголы относятся к I спряжению.

    Затем проводятся упражнения с изменением глагольных форм: от неопределенной формы  образуется 3-е число (или 2-е) единственного  и множественного числа; учащиеся списывают  текст со вставкой пропущенных букв, перерабатывают текст с заменой  прошедшего времени настоящим.

    При последующей работе рекомендуются  следующие приемы:

    1) ознакомить детей с порядком действий при встрече с личным окончанием глаголов: а) определить время глагола (наст. или буд.); б) изменить глагол по вопросу что делать? или что сделать?, не путая этих вопросов; в) применить правило: глагол на -ить в личных окончаниях сохраняет и; остальные глаголы имеют в окончаниях е;

    2) развить у учащихся понимание  обязательности соотношений:  - -ут, -ют; –и - -ат, -ят; -ут, ют - -е; -ат, -ят - -и.

    3) использовать в качестве вспомогательной  словарную работу, имея в виду, что глаголы, имеющие перед  личным окончанием  гласную букву,  в большинстве своем имеют  в окончании е: читает, играет, гуляет, отправляет, болеет, теплеет, рисует, воет.

    В процессе закрепления понятия глагола необходимо научить старшеклассников определять грамматическую категорию, не смешивать ее с другим изученным материалом, правильно использовать в речи.

    Для того чтобы школьники научились  относить слова к определенной грамматической категории, совершенно необязательно предлагать им заучивать определения. В работе с умственно отсталыми детьми заучивание дефиниции скорее причиняет вред, чем приносит пользу, так как усугубляет их дефект — склонность к механическому воспроизведению изученного. Вместе с тем без знания конкретных признаков, присущих той или иной грамматической категории, невозможны ее выделение и дифференциация. Важно обеспечить такую актуализацию знаний, при которой теоретические и практические задачи решаются совместно. Для этой цели можно использовать различные наглядные опоры, постепенно доводя их содержание до определенной степени обобщенности.

    Так, на начальном этапе запоминания основных признаков глагола или любой другой грамматической категории детям предлагается вести его разбор, опираясь на образец: 

Рисовать - это глагол, потому что обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?

    Каждый  раз, воспроизводя данное рассуждение, ученик должен вставлять в рамки  разбираемый пример и варьировать  вопрос.

    По  мере изучения признаков грамматической категории расширяется объем  самостоятельного высказывания, а опорная  таблица приобретает следующий  вид:

Лететь  – это глагол, потому что обозначает……, отвечает на вопрос……, изменяется по числам….., по временам…., по лицам…..
 

    Ориентируясь  на таблицу, школьники не только применяют  свои знания при разборе конкретного  слова, но и воспроизводят по памяти основные грамматические признаки. Неоднократно доказывалось, что опора лишь на семантику слова и вопрос не всегда дает возможность ученикам не только специальной, но и массовой школы правильно дифференцировать грамматические категории. Это положение особенно значимо в обучении умственно отсталых детей, так как они не всегда используют для определения грамматического факта два признака, смешивают вопросы. Для ориентира им надо предлагать опираться и на такие признаки, как изменение по падежам у существительного и изменение по лицам у глагола.

    Третья  опорная таблица представляет собой  план разбора.

Какая это часть речи? Почему? Доказательство

1. Что  обозначает?

2. На  какой вопрос отвечает?

3. Как  изменяется?

 

    Такой план может использоваться при анализе  любой части речи. Применение опорных  таблиц не только создает условия  для формирования более конкретных знаний, но и способствует развитию умений доказывать, строить развернутое высказывание, употреблять сложные предложения сначала на основе образца, а затем и с большей степенью самостоятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Анализ  программного материала 

Программа под ред. В.В. Воронковой Программа под  ред. И.М. Бгажноковой
 
2 класс

Тематика  в обеих программах совпадает:

Действие  и его название. Различение действия и его названия. Названия действий предмета по вопросам что делает? что делают? Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению (кто как голос подает). Согласование слов, обозначающих действия, с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? и кто что делают?

Основные  требования к знаниям  и умениям учащихся
 
 
_
1 уровень –  группировать слова – названия  предметов и названия действий; приводить в качестве примера  слова этих категорий;

2 уровень-  подбирать к словам названия  действий, составлять предложение  по действию и по картинке  с помощью учителя

 
3 класс
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать  по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Основные  требования к знаниям  и умениям учащихся
 
_
1 уровень –  выделять из предложения слова,  обозначающие предметы.

2 уровень  – подбирать по вопросам названия  действий.

 
4 класс

Различение  основных категорий слов в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

Основные  требования к знаниям  и умениям учащихся
Составлять  предложения, устанавливать связи  между словами по вопросам. 1 уровень –  с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий.

2 уровень – различать и подбирать слова, обозначающие действия.

 
5 класс
Общее понятие о глаголе, умение различать  его по вопросам и значении.  
 
 
Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства). Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.
Основные  требования к знаниям  и умениям учащихся
_ 1 уровень –  различать глагол по вопросам, с опорой на таблицу
 
6 класс
 
 
 
 
_
Дифференциация  глаголов, обозначающих однотипные семантические  группы. Времена глаголов. Их различение по вопросам и значению. Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе. Составление словосочетаний глаголов в различных временных формах с именами существительными, отвечающие на вопросы косвенных падежей. Употребление глаголов в переносном значению, включение их в текст.
Основные  требования к знаниям  и умениям учащихся
 
_
1 уровень –  доказывать принадлежность слов  к определенным частям речи, ориентируясь  на их значение и вопрос  с помощью опорных таблиц.

2 уровень  – различать части речи по вопросам учителя.

 
7 класс
Понятие о глаголе. Изменение глагола  по временам и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Изменение глаголов в прошедшее по родам и числам. Глаголы на –ся (-сь). Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, чувства). Слова, близкие и  противоположные по значению. Начальная  форма глагола на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься. Дифференциация глаголов 3-го лица ед.ч. и неопределенной формы. Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение). Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания. Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи.
Основные  требования к знаниям  и умениям учащихся
Различать части речи, знать название частей речи, их значение. 1-уровень –  образовывать одну часть речи  от другой и правильно употреблять  их  речи; определять изученные  грамматические признаки частей  речи с опорой на таблицу.

2-уровень  – различать части речи с  опорой на таблицу или с  помощью учителя, правильно употреблять  их в предложении.

 
8 класс
Неопределенная  форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Различение окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Неопределенная  форма глагола на -ть, -ти, -чь, -ться. Правописание глаголов на -тся, -ться. Употребление однокоренных глаголов с различными приставками.  Понятие о I и II спряжении. Упражнения в спряжении глаголов с ударным окончанием. Наблюдение за безударными окончаниями глаголов I и II спряжения. Использование таблицы, школьного орфографического словаря. Правописание глаголов 2-го лица ед.ч. Правильное использование временных форм глагола.
Основные  требования к знаниям  и умениям учащихся
Различать части речи, знать части речи. 1 уровень –  определять части речи, используя сложные предложения для доказательства..
 
9 класс
Неопределенная  форма глагола. Спряжение глаголов. Провисание личных окончаний глаголов  I и II спряжения, глаголов с -ться, -тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами. Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет. Трудные  случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на -тся и -ться. Написание глаголов 2-го лица ед.ч. Глаголы I и II спряжения с ударным и безударным окончанием. Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях. Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок.
Основные  требования к знаниям  и умениям учащихся
Знать части речи, использование их в  речи. 1 уровень –  определять части речи, используя  сложные предложения для доказательства;

2 уровень  – составлять короткие тексты  по плану, опорным словам; составлять  простые и сложные предложения.

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

    Конспект  урока №1

    8 класс

    Тема: Правописание приставки «НЕ» и частицы «НЕ» с глаголами.

    Цель: Закрепить учебные навыки в написании и объяснении раздельного и слитного написания «НЕ» с глаголами.

    Задачи:

    I. Образовательные:

    - закрепить правила написания  «НЕ» с именами глаголами.

    II. Коррекционно-развивающие:

    - развивать орфографическую зоркость, на основе повторения изученных  правил, зрительное внимание при списывании слов.

    III. Воспитательные:

    - воспитывать мотивацию к учению. 

    Ход урока

    1. Организация начала  урока

    - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все  ли готовы к уроку?

    2. Повторение пройденного материала

    - Сейчас я вам раздам карточки, вы внимательно изучите их, прочитайте задание, а потом мы все вместе проверим.

Зима  – с. (сущ-е)                  Отъехал – е. (ед.ч.)
Зимний  – п.                  Добывали – м.
Зимует -?                   Отнесла -?
Рисует  – н. (наст) Пишется – 3. (3л.)
Сорил – п. Смеяться  – н.
Высмотрит – ? Мыться  – ?
 

    3. Закрепление темы

    а) Работа с текстом 

    - Мы продолжаем работать по  теме «Правописание приставки  «НЕ» и частицы «НЕ» с глаголами». Послушайте внимательно текст,  который я вам прочитаю, постарайтесь запомнить слова с частицей «НЕ» и записать в тетради.

      « НЕ с глаголами не дружит.

    И частицей только служит.

    Не  пошел, не дал, не пел

    Вот у НЕ как много дел»

    - Давайте проверим.

    - А теперь приведите мне примеры,  где НЕ с глаголами пишется  слитно. Чем является НЕ в этих словах.

    б) Работа с учебником

    - Открываем учебники, выполните упражнение 7, определите, чем является НЕ  в словах, которые вам здесь  представлены. Слова какой части  речи здесь встречаются? Помните,  чтобы все правильно выполнить,  нужно верно определить часть речи.

    (Непрерывность, неуважение, не выполнен, нехотя, негодовать, не пререкаясь, не пять человек, не ряд, невозмутимость, неприглядный, неприступный, недавно).

    - Давайте проверим. Почему вы так  решили? Объясните свое решение.

    в) Самостоятельная работа

    - Я буду читать глаголы, а  вы записывать в 2 столбика: частица  “НЕ” с глаголами отдельно, слитно.

    Не  летают, не боятся, неволить, не хочешь, негодовать, ненавидеть, не может, не делают, недоумевать.

    - Зачитайте слова 1 столбика. Как  написали не с глаголом. Как написали не с глаголом во 2 столбике?

    3. Итог урока   

    - Домашнее задание будет дополнить  таблицу собственными примерами,  на следующем уроке проверим.

    - Урок закончен. 
 
 

    Конспект  урока  № 2

2 класс

    Тема: Дополнение предложений словами, обозначающими действия предметов.

    Цель:

    Задачи:

    I. Образовательные:

    - упражнять учащихся в подборе слов-действий;

    - учить дополнять предложения словами, обозначающими действие предметов.

    II. Коррекционно-развивающие:

    - развивать речь, внимание, навыки грамотного письма.

Информация о работе Изучение темы "Глагол" на уроках письма и развитие речи в специальной школе VIII вида