Изучение темы "Глагол" на уроках письма и развитие речи в специальной школе VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что “глаголы – это какие-то “живые” слова, оживляющие все, к чему они приложены”.

Работа содержит 1 файл

Одна из основных задач обучения русскому языку на втором году обучения.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

    III. Воспитательные:

    - воспитывать положительную мотивацию, аккуратность.

    Оборудование: предметные и сюжетные картинки; индивидуальные карточки. 

    Ход урока

    1. Организация начала  урока

    2. Проверка домашнего задания

    (К доске вызываются 2 ученика. Один пишет слово, обозначающее предмет, второй  - действие этого предмета).

    - Подчеркните слова-предметы одной чертой, слова-действия - двумя чертами.

    3. Повторение пройденного материала

    - Прочитайте стихотворение в учебнике.

    Кот поёт, глаза прищуря. Мальчик дремлет на ковре. На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе.

  • Найдите в этих предложениях слова, отвечающие на вопрос «Что делает?». (Поёт, дремлет, играет, свищет.)

    4. Изучение нового материала

    - Ребята, на прошлых уроках мы начали изучать слова, которые обозначают действия предметов. На этом уроке мы продолжим эту работу.

К доске вызывается ученик. Его имя  записывается на классной доске и подчёркивается. Затем вызванному ученику последовательно предлагается писать, рисовать, читать. Остальные учащиеся на вопрос учителя «Что делает Миша?» называют каждое действие ученика.

    Составление предложения по вопросам.

  • Кто был у доски? Что делал Миша?
  • Миша рисовал, писал, читал.
  • Запишите это предложение в тетрадь.
  • О ком говорится в этом предложении?
  • Поставьте вопрос к слову МИША.
  • Подчеркните слово одной чертой.
  • Поставьте вопрос от слова МИША к другим словам.
  • Что обозначают эти слова?
  • Подчеркните слова, обозначающие действия Миши.
  • Сколько Миш было у доски?
  • Сколько названо действий?
  • Прочитайте ещё раз названия этих действий.
  • Ребята, обратите внимание на то, что один предмет может производить несколько действий. Эти знания вам понадобятся в будущем.

    - А сейчас посмотрите, кто изображён на картинке. 
Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением кошки.

    - Запишите в тетрадь слово, обозначающее предмет. 
Учитель пишет на доске:

    Кошка (что делает?)

    Придумайте несколько слов, которые обозначают, что делает кошка.

    Учащиеся  перечисляют действия кошки и записывают названия этих действий в тетрадь после вопроса.

    - Подчеркните названия действий двумя линиями, название 
гпредмета - одной линией.

    Проводится  аналогичная работа со словом «рыба». Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением рыбы.

  • Ребята, вы называли действия предметов, а теперь попробуйте по действию узнать предмет.
  • Прочтите, что записано на доске:

    Лает, кусает, рычит (кто это?) (Собака.)

    Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением собаки.

    Клюёт, кудахчет, ходит (кто это?) (Петух.)

    Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением петуха.

    Мычит, жуёт, лежит (кто это?) (Корова.)

    Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением коровы.

    Разобранное предложение записывается в тетрадь. Подчёркиваются слова-предметы и слова-действия.

    5. Физкультминутка

    6. Закрепление

    - Прочитайте слова в столбиках. Запишите предложения, 
подобрав к словам первого столбика слова из второго столбика.

    Образец: Тигр рычит.

    Кто? Что делает?

    Тигр Чирикает

    Кот Скулит

    Мышка Квакает

    Лягушка Мяукает 
          Щенок Рычит

    Воробей Пищит

    7. Итог урока

  • Назовите тему нашего урока.
  • Что делали на уроке? Чему учились?
  • Оцените свою работу на уроке.
  • Урок окончен. Спасибо всем.
 
 
 

    Конспект  урока  № 3

    7 класс

    Тема: Понятие о временных формах глагола.

    Цель: Развивать умения дифференцировать глаголы по временам.

    Задачи:

    I. Образовательные:

    - познакомить учащихся с временными  формами глагола;

    - формировать умения различать  временные формы глагола.

    II. Коррекционно-развивающие:

    - развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

    - развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.

    III. Воспитательные:

    - воспитывать интерес к изучению  предмета. 

    Ход урока

    1. Организация начала  урока

    - Итак, друзья внимание!

    Вновь прозвенел звонок,

    Садитесь  поудобнее,

    Начнем  сейчас урок.

    2. Введение в тему

    - Открываем тетради, записываем  число, классная работа. А теперь  разгадаем кроссворд (кроссворд  начерчен на доске, учитель  по мере отгадывания записывает  отгадки). Я буду загадывать загадки,  а отгадки вы запишите в  строчку через запятую.

    Для посадок, не иначе,

    Грядки  нам нужны на даче.

    Лук сажаем и картошку,

    Зелень, огурцов немножко. (Огород.)  

    Вот ладонь на длинной ножке

    Выкопала  всю картошку.

    Гладкая, покатая,

    А зовут ее…. (Лопата.) 

    Что копали из земли,

    Жарили, варили?

    Что в золе мы испекли,

    Ели да хвалили? (Картофель.) 

    Любопытный  красный нос

    По  макушку в землю врос,

    Лишь  торчит на грядке

    Зеленые прядки. (Морковь.)

    - Обратите внимание на первый  общий столбик. Какое слово  появилось?

    - Что такое глагол?

            Интересная часть речи

            В русском языке живет.

            Кто что делает, расскажет:

            Чертит, пишет иль поет.

            Вышивает или пашет,

            Или забивает гол,

            Варит, жарит, моет, чистит – 

            Все расскажет вам глагол!

    - Сегодня мы продолжаем работать  над большой темой «Глагол».

    - Скажите, как изменяется глагол?

    - Что обозначает глагол в единственном / множественном числе?

    - На какие вопросы отвечают  глаголы в ед. и мн. числе?

    3. Физкультминутка

    Покачайтесь, покружитесь,

    Потянитесь, распрямитесь.

    Приседайте, приседайте,

    Пошагайте, пошагайте.

    Встаньте  на носок, на пятку.

    Поскачите-ка вприсядку.

    Глубоко теперь вздохните,

    Сядьте  тихо, отдохните.

    Все в порядок приведите

    И писать, друзья, начните.

    4. Ведение в новую  тему

    - Скажите, что возвратить нельзя? Что быстрее мысли? Что остановить  нельзя?

    - Итак, глаголы в русском языке  изменяются по временам.

    - В русском языке есть три  временные формы.

    - Глагол в форме настоящего  времени указывает на то, что действие происходит тогда, когда о нем говорят (в момент речи): думаю, читаю, пишу и т.д.

    - Глагол в форме прошедшего  времени указывает на то, что  действие происходило (до момента  речи): думал, читал, писала и  т.д.

    - Глагол в форме будущего времени  указывает на то, что действие произойдет (после момента речи): подумаю, прочитаю, напишу и т.д.

         Этот хитренький глагол

         Себе время изобрел.

         «Ухожу», - кричит сегодня.

         «А вчера, - кричит, - ушел».

         «Завтра, - скажет, - я уйду!»

         Позавидуйте ему!

     - Прочитаем правило в учебнике. Выполним упражнение устно.

    5. Закрепление полученных  знаний

    - В каком времени стоят глаголы  в начале в начале стихотворения,  в его середине и конце? 

    - Спишите предложения с учебника, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы.

    - Подумайте и ответьте

    Найди «четвертое» лишнее:

    1. Пела, услышу, болел, видео.

    2. Подарю, выйдут, пойдет, блестит.

    3. думаю, пишу, читал, чувствуем.

    - Ребята послушайте коротенький  рассказ-шутка.

    «Учительница  спросила Лентяйкина:

    - Если я говорю: я умываюсь, ты  умываешься, он умывается, мы умываемся,  вы умываетесь, они умываются.  Какое это время?

    Лентяйкин не задумываясь, воскликнул:

    - Утро».

    - А как вы думаете, в каком  времени употреблены глаголы,  кторые назвала учительница?

    6. Итог урока

    - Итак, как изменяется глагол?

    - Что обозначают глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени?

    - На какие вопросы отвечают?

    7. Домашнее задание

    8. Выставление оценок  за урок 
 

Информация о работе Изучение темы "Глагол" на уроках письма и развитие речи в специальной школе VIII вида