Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 23:09, курсовая работа
Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что “глаголы – это какие-то “живые” слова, оживляющие все, к чему они приложены”.
ИЗУЧЕНИЕ
ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ ПИСЬМА И РАЗВИТИЕ
РЕЧИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
VIII ВИДА
1.
Актуальность темы
Глагол — разряд слов, который характеризуется, прежде всего, большим семантическим богатством. Глагол — это часть речи, обозначающая процесс, т.е. представляющая признак как действие, состояние или становление.
Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что “глаголы – это какие-то “живые” слова, оживляющие все, к чему они приложены”.
В.А. Добромыслов, Т.Г. Дьяконова, С.П. Иванов, Г.П. Трофимович, С.Ф. Жуйков, М.Г. Баранов, Т.А. Ладыженская и другие своими исследованиями установили, что в усвоении грамматики вообще и в частности темы «Глагол», а в связи с этим и в использовании глагольной лексики, ученики массовой школы испытывают определенные трудности, которые могут быть преодолены лишь в процессе целенаправленного обучения.
Вопрос об усвоении и использовании глагола учениками учащихся коррекционной школы в литературе не освещен. Между тем, известно, что если красочность речи достигается использованием имен прилагательных и наречий, то использование глагола делает ее (речь) точной, емкой, выразительной и экспрессивной.
Глагол
как часть речи в системе грамматических
средств языка, выражающих нашу мысль,
стоит рядом с существительным. Все многообразнейшие
движения, действия и состояния в любой
области существования материи и в человеческой
деятельности передаются через глагол,
который представляет собою чрезвычайно
динамичную конструктивную и выразительную
часть речи. По сравнению с другими частями
речи он занимает одно из первых мест не
только по употребляемости, но и по многообразию
способов формо- и словообразования, и
по разнохарактерности и сложности написаний.
Академик В.В. Виноградов называет глагол
наиболее сложной грамматически организованной
категорией современного русского языка.
Поэтому не случайно усвоение глагола
оказывается очень трудным для умственно
отсталых учеников.
2.
Изучение темы
«Глагол» на уроках
письма и развитие
речи в специальной (коррекционной)
школе VIII вид
Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями школьников. Основные задачи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи, развить умение осознанно употреблять глагол в устных и письменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся.
Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи.
Подготовительный этап работы (1 класс) над глаголами условно относится к периоду обучения грамоте. Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Происходит как бы накапливание того конкретного материала, на основе которого становится возможным обобщение относительно типичного для глагола лексико-грамматического значения: обозначают действия предмета. Упражнения над глаголами не являются самоцелью отдельных уроков, а проводится в связи с чтением страниц букваря, составлением предложений по картинкам.
Учитель
специально создает условия для
того, чтобы при составлении
Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором класса над изучением темы «Названия действий, отвечающие на вопросы что делает? Что делают?»
Основными упражнениями при изучении этой темы являются словарно-логические (группировка предметов, действий). Например: перечисление предметов одного рода с последующим обобщением, т. е. называнием одним словом; подбор к одному предмету ряда действий.
Понятие о словах, обозначающих действия предметов, следует давать как действия одушевленных предметов. На первых порах это должны быть действия самих учеников класса (что делает Саша? – пишет), затем детей, выполняющих какие-либо действия (дети играют, мальчики плавают, девочки прыгают), затем взрослых в процессе их трудовой деятельности (шьет, вяжет, пишет).
Следующие упражнения должны быть связаны с действиями животных (что делает собака? – лает, что делает ворона? – каркает).
Когда переходим к действиям предметов неодушевленных, следует подбирать сначала слова, обозначающие действия предметов, которые можно наблюдать (самолет – летит, лодка – плывет).
Постепенно, когда формальные вопросы «что делает?», а в дальнейшем «что делают?», «что сделали?» становятся основным признаком определения слов, которые обозначают действия предметов, можно подбирать слова, обозначающие состояние предметов как одушевленных, так и неодушевленных (Мальчик (что делает?) спит. Лампочка (что делает?) светит, висит. Трава (что делает?) растет).
Упражнения, направленные на усвоение учащимися слов, обозначающих действия предметов, будут способствовать развитию их мышления.
• Назвать, каких действия характерны для разных предметов (кошка что делает?) – ходит, крадётся, мяукает, лает).
• Определить предмет по ряду названных действий (плавает, крякает, летает – кто это?).
• Подобрать слова, обозначающие интенсивность действий конкретных предметов (идет, бежит, мчится; улыбается, смеется, хохочет).
В процессе таких упражнений учащиеся практическим путем усваивают изменение формы слова. Они подбирают слова, обозначающие действия предметов по признаку числа (читает - читают), времени (читаю – ты читаешь – он читает). Важно учить детей соотносить личные формы изучаемых слов с формой соответствующих им вопросов (что делаю? что делаешь? что делает?).
Подобные упражнения направлены на компенсацию недостаточности дошкольной речевой практики учащихся. При подборе речевого материала к этим упражнениям следует понимать, что нельзя предлагать ученикам заведомо сложные случаи правописания. Лучше, если все личные окончания глаголов во избежание ошибок будут даваться в ударном варианте (спешу, спешишь, спешат; пою, поёт, поёшь, поём) или требовать выполнения по образцу (что делает? – пишет, читает).
В качестве наглядности для подбора слов, которые обозначают действия предметов, следует подбирать сначала ситуативные рисунки, а затем рисунки с несложным для умственно отсталых второклассников сюжетом (Игры детей летом, зимой. Дети в саду, лесу).
Дополнительно к рекомендованным можно отнести упражнения игрового и занимательного характера, особенно на дифференциацию слов, относящихся к тому или другому ряду.
•
Разложить в две корзины
• Из ряда предложенных слов убрать лишнее (игра «Четвертый лишний»), к остальным поставить вопросы и записать (Бежит, свистит, шкаф, рычит).
• Выписать сначала слова, которые обозначают предметы, а затем те, которые обозначают действия предметов.
• Из ряда предложенных слов выбрать более подходящее по смыслу:
Девочка (…….?) (летит, читает, кудахчет)
Воробей (……..?) (поет, крякает, чирикает)
Самолет (……...?) (бежит, летит, гудит)
В 3-м классе кроме глаголов, отвечающих на вопросы что делает? и что делают?, водятся другие глагольные формы, к которым можно поставить вопросы что делал? что будет делать? и что сделал?
Программа указывает в качестве одного из ведущих умений, формируемых у умственно отсталых учащихся, постановку вопроса к слову. Учитель специально упражняет учащихся в этом, используя глаголы различных временных форм и вида. Слова, отвечающие на вопрос что? сопоставляются со словами, отвечающими на вопрос что делать? Отмечается при этом, что слова первой указанной группы являются названием предметов, а слова второй группы – названиями действий предметов. Сопоставление позволяет не только дифференцировать глаголы и имена существительные, но и установить их взаимодействие в речи.
Рассматривая постановку вопросов к глаголам, необходимо подчеркнуть также, что данный вид работы не должен носить формального характера. Например, при распознавании вопросов что делает? и что делают? учащиеся практически знакомятся с изменением глаголов по числам, подводятся к пониманию сущности формы числа глагола.
В
качестве наглядной опоры в
Выполнение подобного рода упражнений должно привести учащихся к той системе в овладении словарем, которая без специальной работы им недоступна.
В
4-м классе круг грамматических и
орфографических тем
Работа над глаголом, начиная с 5 по 9 класс, представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению с начальными классами является знакомство с понятием «глагол как часть речи», с изменением глаголов по числам и временам, с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формированием навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.
При ознакомлении учащихся с категорией числа глагола обращается внимание на ее смысловую сторону и на формально-грамматическое средство выражения числа. Учащиеся на основе конкретных наблюдений подводятся к обобщению о том, что глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, глагол во множественном числе обозначает действие двух или нескольких предметов; при изменении числа глагола изменяется окончание. Таким образом, достигается установление учащимися связи между вопросом, на который отвечает глагол, формой числа, в котором он употреблен, и окончанием: что делает? ед. ч. говорит, что делают? мн. ч. говорят. В процессе выполнения упражнений у учащихся формируется умение изменять глагол по числам.
Овладение временными формами глагола представляет для учащихся значительную трудность. Она обусловлена, в частности, и тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.
Сущность
временной формы глагола