Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит "закладка" и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1 Развитие словаря в онтогенезе

1.2 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня

1.3 Описание диагностической программы

1.4 Выводы по первой главе

2. Апробация диагностической программы по исследованию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

2.1 Цель. Контингент. Описание методик исследования словарного запаса

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач словарь детей ОНР.docx

— 82.70 Кб (Скачать)

Задание №2. Подбор антонимов.

Проводится в  форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку  предлагается поиграть в слова и  подобрать к названному слово, противоположное  по значению. Всего предъявляют 10 слов (грустный – весёлый, молодой –  старый, тонкий – толстый, трусливый  – смелый; бежать – стоять, смеяться – плакать, разговаривать – молчать; высоко – низко, далеко – близко).

Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – если подобранное  слово является антонимом заданному; 0 баллов – не соответствует.

Задание №3. Подбор синонимов.

Проводится в  форме игры «Скажи по-другому». Ребёнку  предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего  предъявляют 10 слов (например: хмурый, весёлый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – подобранное слово  является синонимом названному; 0 баллов – не соответствует семантическому полю.

Задание №4. Подбор определений.

Проводится в  форме игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову  как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как  про него можно сказать ещё? Каким  оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла – придумано более 3 слов, семантически соответствующих  названному; 1 балл – менее 3 слов; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.

После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявления  словаря, подсчитывается суммарная  оценка. Высшая оценка – 60 баллов, соответствует  высокому уровню; 35 – 50 баллов – среднему; менее 35 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.

2.2 Анализ результатов  диагностики.

1.  Диагностическая методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи Волковой Г.А.

Цель: выявление  уровня сформированности лексики.

Количественные  показатели по данной методике представлены в таблице №1. 

Табл.№1. Количественные показатели по методике Волковой Г.А.

Имя ребёнка Процент правильно выполненных заданий
Активный  словарный запас Пассивный словарный  запас
1 Андрей 40,2% 73%
2 Аня В. 41,8% 75,3%
3 Аня С. 40,3% 73,3%
4 Ваня 36,7% 70,6%
5 Даша 42,1% 76%
6 Дима 38% 71%
7 Кирилл 41,7% 75%
8 Миша 41,1% 72%
9 Сергей 40,3% 72%
10 Соня 42,7% 76%
  Средний показатель 40,4% 73,7%

Как видно из приведённой таблицы, в среднем  уровень сформированности активного  словарного запаса составляет 40,4% . Это  довольно низкий показатель. Уровень  пассивного словарного запаса средний, составляет 73 %.

Качественный  анализ данных показывает, что лучше  всего у детей развит номинативный словарь. Хуже всего - атрибутивный словарь. А также затруднения были вызваны  при подборе антонимов. Дети подбирали  антонимы или с помощью, или давали далёкую словесную замену.

Выявленные особенности  соответствуют характеристике качественных нарушений, указанных А.В. Захаровой, Гвоздевой А.В., Вехтеровым В.П и  другими учёными, и описанных  нами в параграфе 1.1.

Перейдём к  анализу результатов следующей  методики.

2.  Методики обследования словарного запаса детей О.Г.Грибовой, Т.П.Бессоновой.

Цель: выявление  уровня словарного запаса детей.

Количественные  показатели результатов представлены в таблице №2. 

Табл. №2. Количественные показатели по методике О.Г. Грибовой, Т.П. Бессоновой

    Имя ребёнка Процент правильно выполненных заданий
    Активный  словарный запас Пассивный словарный  запас
    1 Андрей 35% 58%
    2 Аня В. 37,3% 58,4%
    3 Аня С. 35,7% 60%
    4 Ваня 31% 59%
    5 Даша 36,8% 59,4%
    6 Дима 31,8% 55%
    7 Кирилл 38% 58,6%
    8 Миша 36,5% 60%
    9 Сергей 36% 54%
    10 Соня 41,3% 64%
    11 Средний показатель 36% 55,6%

Как видно из приведённой таблицы, в среднем  уровень сформированности активного  словарного запаса составляет 36% . Это  довольно низкий показатель. Уровень  пассивного словарного запаса средний, составляет 58,6%.

Качественный  анализ данных показывает, что, как  и в предыдущей методике, лучше  всего у детей развит номинативный словарь. Далее, по частоте правильно  выполненных заданий, следует глагольный словарь, затем - атрибутивный словарь, словарь числительных. Хуже всего  развит словарь предлогов. А также  затруднения были вызваны при  подборе антонимов, синонимов.

3.  Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой.

Цель: обследование словарного запаса детей.

Результаты обследования словарного запаса детей по данной методике представлены в таблице  №3. 

Табл. №3. Количественные показатели по методике И.А. Смирновой.

Имя ребёнка Процент правильно выполненных заданий
Активный  словарный запас Пассивный словарный  запас
1 Андрей 45,5% 61%
2 Аня В. 46,4% 65%
3 Аня С. 38% 67,8%
4 Ваня 38% 60%
5 Даша 47% 68%
6 Дима 40,5% 66%
7 Кирилл 43% 66%
8 Миша 37,6% 67,9%
9 Сергей 44% 65%
10 Соня 60% 83%
11 Средний показатель 44% 60,3%

При анализе  результатов данной таблицы мы видим, что уровень сформированности активного  словарного запаса составляет 44% - это, как и в предыдущих методиках  соответствует низкому уровню развития словарного запаса. Лишь у одного ребёнка  – Сони, уровень лексического развития средний – 60%.

Средний уровень  развития пассивного словарного запаса составляет 60,3%.

Качественный  анализ данных показывает, что больше всего в своей речи дети используют существительные и глаголы. Затруднения  возникают при использовании  прилагательных, а также числительных и предлогов.

4.  Методика исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.

Цель: исследование лексики детей.

Результаты, полученные с помощью данной диагностики  представлены в таблице №4 

Табл. №4. Количественные показатели по методике Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.

Имя ребёнка Процент правильно выполненных заданий
Активный  словарный запас Пассивный словарный  запас
1 Андрей 58% 80%
2 Аня В. 57% 77%
3 Аня С. 53% 75%
4 Ваня 43,8% 60%
5 Даша 53% 79%
6 Дима 50% 77,8%
7 Кирилл 54% 80%
8 Миша 50% 78,9%
9 Сергей 52,6% 74%
10 Соня 65% 83%
11 Средний показатель 53,6% 76,4%

Анализ результатов  данной методики показал, что уровень  развития словарного запаса детей с  ОНР 3 уровня низкий – 53,6%. Лишь у двух детей – Андрея и Сони – средний, составляет 58% и 65% соответственно. И  у одного ребёнка – Ани В. Уровень  развития словарного запаса приближен  к среднему.

Уровень пассивного словарного запаса составляет 76,4%.

Качественный  анализ данных показывает, что, как  и в предыдущей методике, лучше  всего у детей развит номинативный словарь. Далее, по частоте правильно  выполненных заданий, следует глагольный словарь. Хуже всего развит атрибутивный словарь.

5.  Методика изучения словарного запаса М.А. Поваляевой.

Цель: изучение словарного запаса.

Количественные  показатели по данной методике представлены в таблице №5. 

Табл.№5. Количественные показатели по методике М.А. Поваляевой.

Имя ребёнка Процент правильно выполненных заданий
Активный  словарный запас Пассивный словарный  запас
1 Андрей 45% 61%
2 Аня В. 42% 65%
3 Аня С. 43% 67,8%
4 Ваня 35% 60%
5 Даша 50% 68%
6 Дима 40% 66%
7 Кирилл 38% 66%
8 Миша 41% 67,9%
9 Сергей 40% 65%
10 Соня 60% 83%
11 Средний показатель 43,4% 60,3%
         

Информация о работе Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня