Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит "закладка" и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1 Развитие словаря в онтогенезе

1.2 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня

1.3 Описание диагностической программы

1.4 Выводы по первой главе

2. Апробация диагностической программы по исследованию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

2.1 Цель. Контингент. Описание методик исследования словарного запаса

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач словарь детей ОНР.docx

— 82.70 Кб (Скачать)

Уровень сложности  Б.

Задание №1. Предлагаются 2 сюжетные картинки: «В библиотеке», «На  вокзале».

«Рассмотрите  картинки; расскажите, что на них  изображено». При возникновении  трудностей можно задать дополнительные наводящие вопросы.

Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильно называет предметы, действия на картинках, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная  замена.

Задание №2. «Расскажите, какие признаки имеет … (какой  бывает …); какие действия он (она) может  выполнять (что умеет делать); кто  там работает? И т.п.

Объекты описания: лошадь, самолёт.

Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильно называет не менее 3-х  признаков предмета, его действия, 1 балл –называет не более 1 признака предмета, затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

Уровень сложности  В.

Задание №1. Предлагаются 2 сюжетные картинки: «На заводе», «На  стройке».

«Рассмотрите  картинки; расскажите, что на них  изображено». При возникновении  трудностей можно задать дополнительные наводящие вопросы.

Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильно называет предметы, действия на картинках, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная  замена.

Задание №2. «Расскажите, какие признаки имеет … (какой  бывает …); какие действия он (она) может  выполнять (что умеет делать); кто  там работает? И т.п.

Объекты описания: ученик, электропоезд.

Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильно называет не менее 3-х  признаков предмета, его действия, 1 балл –называет не более 1 признака предмета, затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

Обобщающие понятия.

Уровень сложности  А.

Задание №1. Назовите картинки (покажите картинки), относящиеся  к заданному видовому понятию.

Видовые понятия Содержания  картинок
Овощи; фрукты; ягоды Груша, огурец, вишня, лимон, смородина, банан, помидор, яблоко, капуста
 

Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ.

Задание №2. Перечислите, какие предметы мебели (обуви) вы знаете.

Оценка: 2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- называет не менее 5 предметов, 1 балл – затрудняется, называет не более 3 предметов, 0 баллов – отказ или  неправильное выполнение задания.

Задание №3. Продолжите ряд предметов, назовите их одним  словом (подберите обобщающее понятие).

Тарелка, чашка  …

Оценка: максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- называет не менее 3 предметов, 1 балл – затрудняется, называет не более 1 предметов, 0 баллов – отказ или неправильное выполнение задания.

Уровень сложности  Б.

Задание №1. Назовите картинки (покажите картинки), относящиеся  к заданному видовому понятию.

    Видовые понятия Содержания  картинок
    Домашние  животные; дикие животные; домашние птицы Медведь, верблюд, индюк, корова, волк, овца, олень, гусь, барсук

Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ.

Задание №2. Перечислите, какие предметы транспорта (белья) вы знаете.

Оценка: всего 2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- называет не менее 5 предметов, 1 балл – затрудняется, называет не более 3 предметов, 0 баллов – отказ  или неправильное выполнение задания.

Задание №3. Продолжите ряд предметов, назовите их одним  словом (подберите обобщающее понятие).

Тетрадь, альбом …

Оценка: максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- называет не менее 3 предметов, 1 балл – затрудняется, называет не более 1 предметов, 0 баллов – отказ или неправильное выполнение задания.

Уровень сложности  В.

Задание №1. Назовите картинки (покажите картинки), относящиеся  к заданному видовому понятию.

    Видовые понятия Содержания  картинок
    Деревья; цветы; кустраник Сирень, дуб, ромашка, колокольчик, шиповник, каштан, ель, фиалка, калина

Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ.

Задание №2. Перечислите, какие предметы, относящиеся к  данным видовым понятиям, вы знаете.

Население, явления  природы

Оценка: максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- называет не менее 3 предметов, 1 балл – затрудняется, называет не более 1 предмета, 0 баллов – отказ или неправильное выполнение задания.

Задание №3. Продолжите ряд предметов, назовите их одним  словом (подберите обобщающее понятие).

Кепка, берет  …

Оценка: максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- называет не менее 3 предметов, 1 балл – затрудняется, называет не более 1 предметов, 0 баллов – отказ или неправильное выполнение задания.

Различение сходных  по звучанию слов.

Задание №1. Послушайте и скажите, что нарисовано: «Крыша или крыса; каска или маска; сабля  или цапля; молоток или молоко; деревня или деревья; трава или  дрова; ворота или ворона; врач или  грач; усы или осы; крышка или крыша; куча или туча; кость или куст.

Оценка: максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, с помощью логопеда, 0 баллов –  отказ или неправильное выполнение задания.

Слова – синонимы

Задание. Подберите  к данным словам слова, близкие по значению. Например: радость – веселье, пытаться – пробовать, храбрый –  отважный

Врач, дети, зной, нежный, забавный, заботливый, мастерить, выкинуть, наклониться.

Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – выполняет с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая  словесная замена

Многозначность  слов.

Задание. Составьте  словосочетания из данных слов:

Тёмный (ночь, книга, переулок, комната, окно, человек, голос).

Тихий (звук, город, тетрадь, погода, езда, вечер).

Короткий (путь, память, сук, старик, платье, кустарник).

Оценка: всего 19 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

Слова – антонимы.

Задание №1. Сравните предметы на картинках. Чем они отличаются?

Содержание картинок

Уровень сложности Шары: большой  и маленький

Ремни: короткий и длинный, узкий и широкий

А
Б Платье: чистое и грязное

Книги: толстая  и тонкая

В Лес: густой и  редкий

Тарелки: глубокая и мелкая

Оценка: всего 14 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

Задание №2. Подберите  к данным словам слова с противоположным  значением. Например: хороший – плохой; идти – стоять.

Уровень сложности
А Б В
Друг  –

Любовь –

Ночь –

Говорить –

Положить –

Строить –

Весёлый –

Горький –

Тёплый –

Победа –

Храбрость –

Счастье –

Ссориться –

Ругаться –

Выиграть –

Быстрый –

Смелый –

Светлый –

Свет –

Красота –

Покой –

Радоваться –

Бодрствовать  –

Наклониться –

Правдивый –

Ясный –

Воинственный  –

Оценка: всего 19 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

Задание №3.

Закончите предложения.

Уровень сложности  А.

Верёвка толстая, а нитка …

Уголь чёрный, а  снег …

Уровень сложности  Б.

Сом – рыба крупная, а килька …

В басне стрекоза ленивая, а муравей …

Володя вежливый, а Саша …

Уровень сложности  В.

Репа сладкая, а редька …

Груша сладкая, а лимон …

Кисель варят  густой или …

Лес бывает густой или …

Цветы у незабудки  мелкие , а у подсолнуха …

Пруд мелкий, а море …

Оценка: всего 19 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, 0 баллов – отказ или  далёкая словесная замена.

Понимание и  употребление предлогов.

Уровень сложности  А.

Задание №1. Составьте  предложения по картинкам и вопросам где? (куда?), откуда? (Покажите картинку, прослушав предложение).

Содержание картинного материала:

Книга лежит  на столе.

Книга лежит  в столе.

Книга лежит  под столом.

Уровень сложности  Б.

Задание №1. Составьте  предложения по картинкам и вопросам где? (куда?), откуда? (Покажите картинку, прослушав предложение).

Содержание картинного материала:

Кот лежит на стуле.

Кот прыгает  со стула.

Кот ходит около  стула (идёт мимо стула).

Кот спит под  стулом.

Уровень сложности  В.

Задание №1. Составьте  предложения. Ответьте на вопросы:

Где лежат карандаши? (Куда положили карандаши?)

Где лежит пенал (по отношению к карандашам)?

Откуда взяли  карандаши?

    Уровень сложности Содержание  картинного материала
    В Карандаши лежат  в пенале. –Девочка достаёт карандаши  из пенала.

    Карандаши лежат  на пенале.-Девочка берёт карандаши  с пенала.

    Карандаши лежали под пеналом. – Пенал лежал  на карандашах. – Девочка достала  карандаши из-под пенала.

    Карандаши лежали за пеналом. – Девочка берёт карандаши  из-за пенала.

    Карандаши лежат  перед пеналом. – Пенал за карандашами.

    Карандаши около  пенала (вокруг). – Пенал между  карандашами.

Информация о работе Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня