Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 08:03, курсовая работа
Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит "закладка" и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Введение
1. Теоретические основы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие словаря в онтогенезе
1.2 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
1.3 Описание диагностической программы
1.4 Выводы по первой главе
2. Апробация диагностической программы по исследованию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
2.1 Цель. Контингент. Описание методик исследования словарного запаса
Заключение
Список литературы
Проведя констатирующий эксперимент и проанализировав данные проведённых методик, можно сделать следующие выводы:
- количество употребленных существительных детьми более высокое, чем других частей речи;
- наибольшие трудности наблюдались у детей при назывании прилагательных и предлогов;
- появляется больше прилагательных, когда дети опираются на картинный материал.
Таким образом, был проведён констатирующий эксперимент и выявлены количественные и качественные показатели уровня развития лексического строя речи у детей с ОНР. Низкий уровень развития словаря был обнаружен у всех детей, кроме одного - Сони. Зафиксированные при этом недостатки выражались в ограничении объёма словаря и неточном употреблении слов. В первом случае дошкольники не могли назвать предметные картинки, самостоятельно расширить данный тематический ряд, подобрать обобщающее понятие, а также достаточное количество признаков и действий, характерных для рассматриваемого предмета. Во втором случае отмечались смешения близких по значению и звучанию слов (крыша - крыса) при названии предметных картинок и подборе обобщающего понятия (птицы=животные); употребление видового понятия вместо родового (транспорт=машины); подбор слов, не относящихся к данной тематической группе (пальто, штаны, рубашка, ботинки); а также подбор прилагательных и глаголов, не входящих в семантическое поле данного существительного (мяч широкий, низкий; бегает, летает).
Все это свидетельствует о
2.3 Рекомендации
Обогащение словаря, его закрепление
и активизация занимают очень
большое место в общей системе
речевой работы в детском саду.
И это закономерно. Слово - основная
единица языка и
Задачи словарной работы:
1. Обогащение словаря детей
2. Закрепление и уточнение
3. Активизация словаря. Важно,
чтобы новое слово вошло в
активный словарь. Это
Следует обращать внимание на уточнение
значения слов на основе противопоставления
антонимов и сопоставления
Методы словарной работы
Для формирования словарного запаса необходимо использовать следующие методы:
1. методы накопления содержания
детской речи и методы, направленные
на закрепление и активизацию
словаря, развитие его
Первая группа включает методы:
А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания.
Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.
Для пополнения и активизации словарного
запаса эффективными могут быть словесные
игры, которые являются разновидностью
дидактических игр, направленных на
развитие речи ребёнка. В любой такой
игре происходит решение определенной
мыслительной задачи, то есть одновременно
совершается коррекция как
Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть кратковременными.
На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры.
В словесных играх очень важно
правильное объяснение игры, оно обычно
включает 2-3 примера выполнения задания.
Игровое задание предлагается сразу
всем детям группы, затем выдерживается
пауза для обдумывания ответа.
Вызывается один ребенок или несколько
детей по очереди. К оценке ответа
постепенно начинают привлекать всю
группу детей. Именно такой подход к
развитию словаря наиболее продуктивен
при коррекционной работе с детьми.
Однако коррекция речевой
Вышеизложенные методы используются и в коррекционной педагогике, но имеют свои особенности.
Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи.
Задачи в работе над словом:
1. работать над узнаванием слов,
а также над различением слов,
близких по звуковому и
2. работать над развитием умений
отличать правильно и
3. работать над систематизацией слов, которыми располагает ребенок, группировать их по разным признакам;
4. работать над разными видами значений слов: предметной соотнесенностью с понятийным, ситуативным, эмоциональным;
5. работать над сопоставлением,
сравнением слов по их
6. работать над смысловой
7. работать над активизацией поиска слов ребенком.
Условия, необходимые для работы по формированию лексического строя речи.
1. Необходимо формировать
2. Формирование обобщающей
3. Выделяя и называя свойства,
признаки предмета, логопед одновременно
стимулирует, активизирует
4. Необходимо проводить работу
по пополнению, уточнению и активизации
словарного запаса детей в
процессе всех режимных
5. Работая с детьми в течение
всего дня, воспитатель имеет
возможность многократно
6. Важно учитывать, что у детей
с ОНР снижен познавательный
интерес, поэтому простое, без
подготовки, называние предметов,
их признаков оказывается
7. Не следует стремиться для словесных упражнений собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели 4-5 детей.
8. Необходимо обогащать словарь
антонимами. С этой целью можно
использовать коротенькие
9. Расширение пассивного и
Р.И. Лалаева в формировании лексики выделяет следующие направления:
1. Расширение объема словаря
параллельно с расширением
2. уточнение значений слов;
3. формирование семантической
4. организация семантических
5. активизация словаря,
Заключение
Таким образом, был проведён констатирующий эксперимент и выявлены особенности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Изучение литературы по данному
вопросу показало, что для развития
активного словаря можно
Итак, все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что вопросы развития словаря детей оказываются недостаточно разработанными, а поэтому остаются актуальными и по сегодняшний день.
В ходе изучения имеющейся литературы
по теме исследования выяснилось, что
словарь у изучаемой нами категории
детей характеризуется
Все это приводит нас к мысли о необходимости изучения и развития словарного запаса детей с ОНР.
Развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной логопедической работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений.
В процессе исследовательской работы были решены следующие задачи:
1.Изучена психолого-
2.Составлен диагностический
3.Апробирован составленный
4. Проведён качественный и
5. Составлены рекомендации по
развитию словарного запаса
Цель работы: выявление сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня была достигнута.
Используемая литература
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М. 1981г.
2. Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984.
3. Волкова Г.А. Методика
4. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002
5. Волосец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников\\ - Институт общегуманитарных исследований В. Секачева- М. 2002
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961
8. Грибова О.Е., Бессонова Т.П.
Дидактический материал по
9. Елисеева М.Б., Цейтлин С.Н., - Говорят дети, СПб., 1996.
10. Грибова О.Е., Бессонова Т.П.
Дидактический материал по
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. -М., 1981.
12. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.
13. Жукова Я.С, Мастюкова Е. М„ Филичева Т,Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
14. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 1975
15. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет: Методические рекомендации. - Санкт-петербург, 2003
16. Коррекционно-педагогическая