Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит "закладка" и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие словаря в онтогенезе
1.2 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
1.3 Описание диагностической программы
1.4 Выводы по первой главе
2. Апробация диагностической программы по исследованию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
2.1 Цель. Контингент. Описание методик исследования словарного запаса
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 88.07 Кб (Скачать)

Наряду со смешением слов по родовым  отношениям наблюдаются замены слов на основе других семантических признаков.

Нарушения развития лексики у детей  с ОНР проявляется и в более  позднем формировании лексической  системности, организации семантических  полей, качественном своеобразии этих процессов.

Как и в норме, у детей 7-8 лет  так же происходят качественные изменения  в соотношении синтагматических и парадигматических реакций. Если в 5-6 лет количество синтагматических ассоциаций значительно превышает  количество парадигматических ассоциаций, то в 7 лет парадигматические ассоциации преобладают над синтагматическими. Однако это преобладание у детей с ОНР, по мнению Р.И. Лалаевой [ 15 ], не является столь значительным, как у детей с нормальным речевым развитием. В 7 лету детей с нормальным речевым развитием парадигматические ассоциации встречаются почти в 3 раза чаще, чем синтагматические, а у детей с речевой патологией лишь в 1,5 раза чаще. Важным является то, что в норме к 7 годам парадигматические ассоциации становятся доминирующими среди всех других типов ассоциаций. У детей с ОНР к 7--8 годам парадигматические ассоциации не становятся доминирующими и составляют лишь 25 % всех ассоциаций. Это свидетельствует о том, что процесс выделения ядра.(центра) и периферии семантического поля у детей с речевой патологией значительно задерживается.

О несформированности семантического поля у детей с нарушениями речи говорит и количественная динамика случайных ассоциаций. Даже к 7--8 годам у детей с речевой патологией случайные ассоциации являются очень распространенными, до минирующими, хотя с возрастом их количество уменьшается. У детей же с нормальным речевым развитием к 7--8 годам случайные ассоциации оказываются единичными.

У детей с ОНР имеются особенности  и в динамике синтагматических ассоциаций. У детей с нормальным речевым  развитием резкое увеличение синтагматических реакций происходит к 6 годам. К 7 годам  наблюдается такое же резкое снижение их количества. У детей с нарушениями  речи резкое увеличение синтагматических реакций наблюдается к 7 годам, что, вероятно, связано с задержкой  сформирования грамматического  строя речи.

Итак, у детей 5--8 лет с ОНР  происходит как бы параллельное увеличение синтагматических и парадигматических  ассоциаций, в то время как у  детей с нормальным речевым развитием  отмечается противоположная закономерность после 6 лет: резкое увеличение парадигматических  и значительное уменьшение синтагматических ассоциаций.

У детей 5--6 лет все парадигматические  ассоциации носят характер аналогии, сходства (кошка -- собака, стол -- стул). К 7 годам парадигматические ассоциации у всех групп детей становятся более разнообразными, они возникают и на основе значений противопоставления (высоко -- низко, хороший -- плохой, говорит -- молчит), на основе родовидовых отношений (дерево -- береза, посуда -- чашка). У детей с ОНР, однако, преобладающими остаются ассоциации по аналогии (75 %), в то время как у детей с нормальным речевым развитием к 7 годам начинают преобладать отношения противопоставления. Следовательно, дифференциация отношений внутри семантического поля у детей с речевой патологией имеет определенные особенности.

Таким образом, у детей с ОНР  отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению  с нормой.

По мнению Бутон Ш. [ 2 ], организация семантических полей у детей с ОНР имеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:

1. Ассоциации у детей с речевой  патологией в большей степени,  чем у детей с нормальным  речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер.

2. Наиболее трудным звеном формирования  семантических полей у детей  с нарушениями речи является  выделение центра (ядра) семантического  поля и его структурная организация.

3. У детей с ОНР наблюдается  малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном  количестве смысловых связей. Так,  в парадигматических ассоциациях  у детей с речевой патологией  преобладают отношения аналогии. Отношения противопоставления, родовидовые  отношения встречаются редко.  В то же время у детей  с нормальным речевым развитием  отношения противопоставления к  7 годам составляют большинство  всех парадигматических ассоциаций.

4. Латентный период реакции на  слово-стимул у детей с речевыми  нарушениями гораздо длительнее, чем в норме: у детей с  нормальным речевым развитием  -- до 10 секунд, у детей с речевой  патологией-- до 40 секунд.

Формирование лексической системности, семантических полей проявляется  не только в характере вербальных ассоциаций, но и в особенностях классификации слов на основе семантических  признаков.

Так, при выполнении задания «найти лишнее слово в ряду слов» (например, в ряду слов яблоко, свекла, груша, апельсин) у детей с нормальным речевым  развитием не вызывает затруднений.

Что касается детей с ОНР, то даже выполнение паданий на группировку  слов, семантически далеких, вызывает у некоторых из них определенные трудности. Так, например, в задании  «назвать лишнее слово из серии тигр, тарелка, кошка» ребёнок называет лишним слово тигр, так как он не в  доме, а в цирке или «так как  все это дома, а тигр в лесу».

Выполнение заданий на группировку  семантически близких слов сопровождается еще большим количеством ошибок.

Так, при группировке существительных  дошкольники с ОНР часто не выделяют общий понятийный признак, а осуществляют классификацию на основе общности ситуации, функционального  назначения. При этом в ряде случаев  дети недостаточно точно представляют себе образ денотативной ситуации. некоторые примеры ответов детей: «Сорока, бабочка, скворец -- лишнее слово сорока, так как сорока и»; летает, а сидит на кустике»; «Тарелка, стол, стакан -- лишнее слово тарелка, из нее едят, а не остального нет» или «лишнее слово стакан, он из стекла».

Даже при правильном выполнении заданий дети с ОНР часто объясняют  свой выбор на основе ситуативных  признаков:

«Волк» собака, лиса -- лишнее слово собака, так как в лесу не ходят собаки»;

«Береза, облако, дерево -- лишнее слово облако, оно небо, а другое не небо».

В ответах детей с речевой  патологией отражаются их нечеткие представления  о родовидовых отношениях» трудности  дифференциации понятий овощи, фрукты, птицы, насекомые (лимон,' свекла, яблоко -- лишнее слово яблоко, это фрукт, а остальные овощи).

Еще больше трудностей возникает у  дошкольников с ОНР при группировке  семантически близких прилагательных. Так, дети с ОНР часто допускав ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); высокий, маленький, низкий (низкий); большой, низкий, маленький (маленький); круглый, большой, овальный (овальный); тяжелый, длинный, легкий (тяжелый или легкий).

Указанные примеры свидетельствуют  о неточном понимании значений слов короткий, длинный, высокий, низкий, о  трудностях группировки на основе существенного  признака. Это подтверждает несформированность семантических полей, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению.

Задания на группировку прилагательных выявляют также стратегию, которая  преобладает при группировке (аналогия или противопоставление).

Исследования многих учёных показывают, что у детей шестилетнего возраста с нормальным речевым развитием  преобладает стратегия противопоставления над стратегией аналогии (10 :1). У детей с речевыми нарушениями не выявляется явного преобладания стратегии противопоставления (отношения примерно 1:1). Можно предположить, что противопоставление как значимая семантическая операция вызывает существенные затруднения у детей с речевой патологией и усваивается ими более поздно, чем в норме.

Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка  глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, например, сериях слов: подбежал, вышел, подошел (подошел); стоит, растет; сидит (сидит); идет, цветет, бежит (идет или бежит).

Эти данные свидетельствуют о более значительной несформированности структуры значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при группировке глаголов.

В заданиях на группировку глаголов выявляется и то, на какие морфемы  опираются дети при выполнении этих заданий. Исследования показывают, что  при группировке глаголов дошкольники  с нормальным и нарушенным развитием  основываются и на лексическом (корневом) значении слова. Случаи объединения  глаголов на основе общих приставок  немногочисленны и наблюдаются  лишь у детей с нормальным развитием.

1.3 Описание диагностической программы

Нами проводилось исследование сформированности лексики у детей дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 10 детей с ОНР, посещающих старшую группу детского сада для детей с нарушениями речи. Констатирующий эксперимент проводился на базе МОУ «Прогимназия» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, города Суворова. В состав группы для обследования вошли дети 6 лет, в личных делах которых (по итогам обследования в условиях психолого-медико-педагогической комиссии) имелось заключение о наличии общего недоразвития речи, третий уровень речевого недоразвития (по классификации Р. Е. Левиной).

Для исследования были использованы следующие диагностические методики:

1. Диагностическая методика на  базе методики психолого-логопедического  обследования речи Волковой Г.А., которая наиболее информативно  показывает уровень сформированности лексики.

2. Методика обследования словарного  запаса детей О.Е.Грибовой, Т.П.Бессоновой.

3. Методика обследования словарного  запаса детей И.А.Смирновой.

4. Методика исследования лексики  Н.В.Серебряковой, Л.С.Соломоховой.

5. Методики изучения словарного  запаса М.А.Поваляевой.

1.4 Вывод по первой главе

Итак, проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы выяснили, что лексический  строй речи детей с ОНР 3 уровня характеризуется:

1. Нарушенным формированием лексики,  что проявляется в трудностях  поиска нового слова, в нарушении  актуализации пассивного словаря.

2. Резким расхождением в объёме  активного и пассивного словаря.

3. Многочисленными вербальными парафразиями, несформированностью семантических полей.

4. Преобладанием в активном словаре  существительных и глаголов. Недостаточно  слов, обозначающих признаки, качества, состояния предметов и действий. 

2. Апробация диагностическогй программы

2.1 Цель, контингент, описание диагностических методик

Цель: изучение уровня сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Контингент: констатирующий эксперимент  проводился на базе МОУ «Прогимназия»  для детей дошкольного и младшего школьного возраста города Суворова. В состав группы для обследования вошли 10 детей в возрасте 6 лет, посещающие логопедическую группу, и в личных делах которых (по итогам обследования в условиях психолого - медико-педагогической комиссии) имелось заключение о наличии общего недоразвития речи 3 уровня (по классификации Р.Е. Левиной).

Описание диагностических методик.

1.Методика выявления уровня  сформированости лексики у детей дошкольного возраста Волковой Г.А.

Состоит из тестов в количестве 11 шт. Они направлены на исследование пассивного словаря (3 теста), активного словаря (8 тестов). Упражнения по ходу теста  имеют усложненные элементы, для  наиболее точной оценки умений детей.

1 блок

Цель: Исследование пассивного словаря

Задание № 1. Понимание обобщающих слов с деталями

Оценка: всего предъявляют 6 проб, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит, 0 баллов - отказ или далекая словесная  замена.

Задание № 2. Понимание названий детёнышей  домашних и диких животных.

Логопед раскладывает перед ребенком изображения животных и их детенышей  и называет: «У кошки котёнок» (ребёнок  показывает и т. д.). «У лошади жеребёнок», «У собаки щенок», «У коровы телёнок», «У белки бельчонок», «У тигра тигрёнок», «У медведя медвежонок», "У ежа  ежонок", "У овечки ягненок", "У козы козлёнок".

Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, находит, 0 баллов - отказ или  далекая словесная замена.

Задание № 3 Понимание слов с противоположным  значением

Логопед называет, ребёнок показывает на картинках:

входит -- выходит открывает -- закрывает

подходит -- отходит стоит -- идет

длинный -- короткий широкий -- узкий

влетает -- вылетает большой -- маленький

высокий -- низкий

Оценка: 18 картинок, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, находит, 0 баллов - отказ или  далекая словесная замена.

2 блок

Цель: Исследование активного словаря

Задание.№ 4. Состояния глагольного (предикативного) словаря.

Назвать действие по предъявленному предмету.

Логопед использует предметные картинки. «Что делают ручкой?» Ответ ребёнка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?» ... (с продолжающейся интонацией), ребёнок: «Режут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.

Оценка: 10 заданий, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью  логопеда, находит, 0 баллов - отказ или  далекая словесная замена.

Задание № 5. Состояние глагольного  словаря.

Сказать, кто как передвигается  или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка -- ..., кузнечик -- ..., змея -- ..., лошадка -- ..., собака -- ..., корова -- ..., самолет --... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие  действия.

Информация о работе Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня