Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 08:03, курсовая работа
Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит "закладка" и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Введение
1. Теоретические основы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Развитие словаря в онтогенезе
1.2 Особенности словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
1.3 Описание диагностической программы
1.4 Выводы по первой главе
2. Апробация диагностической программы по исследованию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
2.1 Цель. Контингент. Описание методик исследования словарного запаса
Заключение
Список литературы
2.3 Название профессий: «Поёт певец, а кто лечит, строит и т.д.»
Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
2.4 Глагольный словарь: «Кто
Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
2.5 Словарь прилагательных. Попросить показать, где оранжевый цвет, где голубой, розовый, коричневый. Ответить на вопросы: «Какой формы стол, окно, тарелка».
Оценка: всего 2 пробы по 4 признака, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка - 212 баллов, соответствует высокому уровню; 123 - 176 б. - среднему; менее 123 баллов - низкому уровню лексического развития ребёнка.
6.Методика изучения
Направлена на выявления способности детей быстро подбирать наиболее точное сова, употреблять обобщающие слова. Включает в себя 4 задания.
Задание №1. Классификация понятий.
Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Логопед называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.
Задание №2. Подбор антонимов.
Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (грустный - весёлый, молодой - старый, тонкий - толстый, трусливый - смелый; бежать - стоять, смеяться - плакать, разговаривать - молчать; высоко - низко, далеко - близко).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл - если подобранное слово является антонимом заданному; 0 баллов - не соответствует.
Задание №3. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребёнку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, весёлый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл - подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов - не соответствует семантическому полю.
Задание №4. Подбор определений.
Проводится в форме игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать ещё? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла - придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл - менее 3 слов; 0 баллов - ответ не соответствует семантическому полю слова.
После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявления словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка - 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35 - 50 баллов - среднему; менее 35 баллов - низкому уровню лексического развития ребёнка.
2.2 Анализ результатов
1. Диагностическая методика на
базе методики психолого-
Цель: выявление уровня сформированности лексики.
Количественные показатели по данной методике представлены в таблице №1.
Табл.№1. Количественные показатели по методике Волковой Г.А.
№ |
Имя ребёнка |
Процент правильно выполненных заданий |
||
Активный словарный запас |
Пассивный словарный запас |
|||
1 |
Андрей |
40,2% |
73% |
|
2 |
Аня В. |
41,8% |
75,3% |
|
3 |
Аня С. |
40,3% |
73,3% |
|
4 |
Ваня |
36,7% |
70,6% |
|
5 |
Даша |
42,1% |
76% |
|
6 |
Дима |
38% |
71% |
|
7 |
Кирилл |
41,7% |
75% |
|
8 |
Миша |
41,1% |
72% |
|
9 |
Сергей |
40,3% |
72% |
|
10 |
Соня |
42,7% |
76% |
|
Средний показатель |
40,4% |
73,7% |
||
Как видно из приведённой таблицы,
в среднем уровень
Качественный анализ данных показывает, что лучше всего у детей развит номинативный словарь. Хуже всего - атрибутивный словарь. А также затруднения были вызваны при подборе антонимов. Дети подбирали антонимы или с помощью, или давали далёкую словесную замену.
Выявленные особенности
Перейдём к анализу
2. Методики обследования
Цель: выявление уровня словарного запаса детей.
Количественные показатели результатов представлены в таблице №2.
Табл. №2. Количественные показатели по методике О.Г. Грибовой, Т.П. Бессоновой
№ |
Имя ребёнка |
Процент правильно выполненных заданий |
||
Активный словарный запас |
Пассивный словарный запас |
|||
1 |
Андрей |
35% |
58% |
|
2 |
Аня В. |
37,3% |
58,4% |
|
3 |
Аня С. |
35,7% |
60% |
|
4 |
Ваня |
31% |
59% |
|
5 |
Даша |
36,8% |
59,4% |
|
6 |
Дима |
31,8% |
55% |
|
7 |
Кирилл |
38% |
58,6% |
|
8 |
Миша |
36,5% |
60% |
|
9 |
Сергей |
36% |
54% |
|
10 |
Соня |
41,3% |
64% |
|
11 |
Средний показатель |
36% |
55,6% |
|
Как видно из приведённой таблицы,
в среднем уровень
Качественный анализ данных показывает, что, как и в предыдущей методике, лучше всего у детей развит номинативный словарь. Далее, по частоте правильно выполненных заданий, следует глагольный словарь, затем - атрибутивный словарь, словарь числительных. Хуже всего развит словарь предлогов. А также затруднения были вызваны при подборе антонимов, синонимов.
3. Методика обследования
Цель: обследование словарного запаса детей.
Результаты обследования словарного запаса детей по данной методике представлены в таблице №3.
Табл. №3. Количественные показатели по методике И.А. Смирновой.
№ |
Имя ребёнка |
Процент правильно выполненных заданий |
||
Активный словарный запас |
Пассивный словарный запас |
|||
1 |
Андрей |
45,5% |
61% |
|
2 |
Аня В. |
46,4% |
65% |
|
3 |
Аня С. |
38% |
67,8% |
|
4 |
Ваня |
38% |
60% |
|
5 |
Даша |
47% |
68% |
|
6 |
Дима |
40,5% |
66% |
|
7 |
Кирилл |
43% |
66% |
|
8 |
Миша |
37,6% |
67,9% |
|
9 |
Сергей |
44% |
65% |
|
10 |
Соня |
60% |
83% |
|
11 |
Средний показатель |
44% |
60,3% |
|
При анализе результатов данной таблицы мы видим, что уровень сформированности активного словарного запаса составляет 44% - это, как и в предыдущих методиках соответствует низкому уровню развития словарного запаса. Лишь у одного ребёнка - Сони, уровень лексического развития средний - 60%.
Средний уровень развития пассивного словарного запаса составляет 60,3%.
Качественный анализ данных показывает,
что больше всего в своей речи
дети используют существительные и
глаголы. Затруднения возникают
при использовании
4. Методика исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
Цель: исследование лексики детей.
Результаты, полученные с помощью данной диагностики представлены в таблице №4
Табл. №4. Количественные показатели по методике Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
№ |
Имя ребёнка |
Процент правильно выполненных заданий |
||
Активный словарный запас |
Пассивный словарный запас |
|||
1 |
Андрей |
58% |
80% |
|
2 |
Аня В. |
57% |
77% |
|
3 |
Аня С. |
53% |
75% |
|
4 |
Ваня |
43,8% |
60% |
|
5 |
Даша |
53% |
79% |
|
6 |
Дима |
50% |
77,8% |
|
7 |
Кирилл |
54% |
80% |
|
8 |
Миша |
50% |
78,9% |
|
9 |
Сергей |
52,6% |
74% |
|
10 |
Соня |
65% |
83% |
|
11 |
Средний показатель |
53,6% |
76,4% |
|
Анализ результатов данной методики показал, что уровень развития словарного запаса детей с ОНР 3 уровня низкий - 53,6%. Лишь у двух детей - Андрея и Сони - средний, составляет 58% и 65% соответственно. И у одного ребёнка - Ани В. Уровень развития словарного запаса приближен к среднему.
Уровень пассивного словарного запаса составляет 76,4%.
Качественный анализ данных показывает, что, как и в предыдущей методике, лучше всего у детей развит номинативный словарь. Далее, по частоте правильно выполненных заданий, следует глагольный словарь. Хуже всего развит атрибутивный словарь.
5. Методика изучения словарного запаса М.А. Поваляевой.
Цель: изучение словарного запаса.
Количественные показатели по данной методике представлены в таблице №5.
Табл.№5. Количественные показатели по методике М.А. Поваляевой.
№ |
Имя ребёнка |
Процент правильно выполненных заданий |
||
Активный словарный запас |
Пассивный словарный запас |
|||
1 |
Андрей |
45% |
61% |
|
2 |
Аня В. |
42% |
65% |
|
3 |
Аня С. |
43% |
67,8% |
|
4 |
Ваня |
35% |
60% |
|
5 |
Даша |
50% |
68% |
|
6 |
Дима |
40% |
66% |
|
7 |
Кирилл |
38% |
66% |
|
8 |
Миша |
41% |
67,9% |
|
9 |
Сергей |
40% |
65% |
|
10 |
Соня |
60% |
83% |
|
11 |
Средний показатель |
43,4% |
60,3% |
|
Как видно из таблицы уровень развития активного словарного запаса составляет 43,4%, что соответствует низкому уровню развития. Лишь у одного ребёнка - Сони, выявлен средний уровень развития словарного запаса - 60%. Большую часть лексического строя детей составляет номинативный словарь, за ним следует глагольный. И хуже всех, как и в предыдущих методиках, развит атрибутивный словарь. Помимо подбора определений, затруднения были вызваны при выполнении заданий на подбор антонимов и синонимов.
Выводы
Количественные показатели по результатам всех методик представлены в таблице №6.
Табл. №6. Количественные показатели по результатам всех методик
№ методики |
Процент правильно выполненных заданий |
||
Активный словарный запас |
Пассивный словарный запас |
||
1 |
40,4% |
73,7% |
|
2 |
36% |
55,6% |
|
3 |
44% |
60,3% |
|
4 |
53,6% |
76,4% |
|
5 |
43,4% |
60,3% |
|
Средний показатель |
43,4% |
65,2% |
|
Качественный анализ проведённого констатирующего эксперимента показывает, что больше всего в словаре детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи присутствует существительных, меньше - глаголов. Очень беден атрибутивный словарь, а также словарь числительных и предлогов.