Изучение речевых ошибок младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:34, реферат

Описание работы

Задачи исследования:
Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3 – 4
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения 5 речевых ошибок младших школьников.
1. 1. Речевые ошибки и причины их возникновения…………........... 5 – 8
1. 2. О классификациях речевых ошибок……….……………..….... 8 – 18
1. 3. Изложение как вид письменных творческих работ..................18 – 24
Глава 2 Особенности речевых ошибок младших школьников и 29 пути их исправления.
2.1 Типичные речевые ошибки …………………..………..…...…... 19 – 38
2.2 Исправление речевых ошибок………………………...………... 39 – 43
Глава 3. Комплекс упражнений как средство исправления 45 речевых ошибок младших школьников.
3.1 Исправление речевых ошибок младших школьников в условиях экспериментального обучения.
Результаты экспериментального обучения………………………… 50 – 55
Заключение……………………………………………………………. 57 –58
Список использованной литературы……………..………………… 59 – 62
Приложения…………………………………………...……………... 63 – 77

Работа содержит 1 файл

курс.4 курс.docx

— 76.42 Кб (Скачать)

Составьте предложения со словами: залетел, отлетел, налетел, перелетел». [9, 49]

  1. Трансформация конструкций, например изменение порядка слов, их пропуск, соединение двух предложений в одно.

Не  было ветра, но все листья падали и  падали в саду.

5. Подбор  слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным  предметом речи, для выражения  определенной мысли и т. д.  Например, глядя на картинку, подобрать такие слова, которые помогли бы передать…

Проанализировав различные типы упражнений, отметим  их разнообразие. На наш взгляд, наиболее оптимальный вариант работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников представлен в работах М. С. Соловейчик. При этом наиболее интересным и продуктивным заданием, по нашему мнению, является редактирование текста. Задания подобного рода мы использовали в экспериментальной  работе, т. к. данные упражнения доступны и интересны для учащихся второго  класса и их использование наиболее продуктивно при исправлении  типичных речевых ошибок младших  школьников.

 

Заключение.

 

В методической литературе указаны различные типы упражнений, способствующих исправлению  речевых ошибок младших школьников. При этом наиболее эффективным считается  упражнение на редактирование текста, т. к. данные упражнения доступны для  учащихся второго класса и их использование  наиболее продуктивно для исправления  типичных речевых ошибок школьников в письменных творческих работах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников и литературы

 

  1. Арефьева С. А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях// Русский язык в школе. – 1998. – №3. – С.8 – 12.
  2. Архипова Е. В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л. П. Федоренко// Начальная школа. – 1997. – №6. – С. 6 – 10.
  3. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. – Л.: Просвещение, 1971. – 264с.
  4. Гужва Ф. К. Основы развития речи: Пособие для учителя. – Киев: Рад. шк., 1989. – 156с.
  5. Детская речь и пути ее совершенствования: межвуз. сб. науч. тр. – Свердловск, 1989. – 145с.
  6. Егармина Т. Г. Предупреждение речевых недочетов у второклассников// Начальная школа. – 1979. – №6. – С. 12 – 15.
  7. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III – VII классов. – Известия АПН РСФСР – М.: 1956, вып. 78. – С. 34 – 42.
  8. Закожурникова М. Л. и др. Русский язык: Учебник для 1 кл. трехлет. нач. шк./ М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский – М.: Просвещение, 1990. – 128с.: ил.
  9. Закожурникова М. Л. и др. Русский язык: Учебник для 2 кл. трехлет. нач. шк./ М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский – М.: Просвещение, 1989. – 208с.: ил.
  10. Закожурникова М. Л. и др. Русский язык: Учебник для 3 кл. трехлет. нач. шк./ М. Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский – М.: Просвещение, 1987. – 206с.: ил.
  11. Капинос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся// Русский язык в школе. – 1973. – №6. – С. 17 – 19.
  12. Карманова Т. Б. Опыт работы над выборочным изложением// Начальная школа. – 1997. – №1. – С. 29 – 31.
  13. Корепина Л. Ф. Развитие речи учащихся// Начальная школа. – 1981. – №1. – С. 27 – 31.
  14. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история. – М.: Прогресс, 1963, вып. 3. – С. 224 – 273.
  15. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1993. – 740с.
  16. Крючкова Л. Ю. Речь – канал развития интеллекта// Начальная школа. – 1997. – №7. – С. 68 –70.
  17. Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям// Начальная школа. – 1984. – №3. – С. 32 – 35.
  18. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 176с.
  19. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 1975. – 170с.
  20. Львов М. Р. Основы развития младших школьников// Начальная школа. – 1981. – №7. – С. 8 – 13.
  21. Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1995. – 192с.
  22. Меркулова А. Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1996. – №1. – С. 30 –33.
  23. Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом/ М. С. Соловейчик, О. В. Кубасова, В. П. Канакина – М.: Просвещение, 1988. – 143с.
  24. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991 – 240с.
  25. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – 184с.
  26. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240с.
  27. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку (сост. В. И. Капинос и др.) – М., 1986. – 137с.
  28. Педагогическая энциклопедия. – М., 1968 – Т.4.
  29. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1984. –191с.
  30. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 3). – М.: Просвещение, 1994. –160 с.
  31. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987 – 416с.
  32. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1993 – 383с.
  33. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1996. –152с.
  34. Сиротинина О. Б Русская разговорная речь: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 125с.
  35. Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1993. – 704.
  36. Соловейчик М. С. О содержании работы по культуре речи// Начальная школа. – 1979. – №3. – С. 45 – 49.
  37. Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников// Начальная школа. – 1979. – №4. – С. 19 – 23.
  38. Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников// Начальная школа. – 1979. – №5. – С. 13 – 18.
  39. Соловейчик М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1986. – №7. – С. 21 – 25.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Список 1 «в» класса

    1. Ахмедова Настя
    2. Бахтина Настя
    3. Белянина Настя
    4. Богатырёва Маша
    5. Гавинчук Никита
    6. Ермолин Денис
    7. Загайнов Иван
    8. Кропотов Егор
    9. Кудряшов Вова
    10. Крыжановский Иван
    11. Орлова Яна
    12. Прокопьев Костя
    13. Санникова Арина
    14. Сарафанникова Катя
    15. Сергеев Артём
    16. Семёнова Ева
    17. Соколов Глеб
    18. Соколов Арсен
    19. Сидоркин Егор
    20. Тихонова Ксюша
    21. Трубицына Маша
    22. Фёдорова Кристина
    23. Шумелёва Лейла
    24. Шрайнер Кирилл
    25. Фурзикова Саша
    26. Цыплёнков Миша

 


Информация о работе Изучение речевых ошибок младших школьников