Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:34, реферат
Задачи исследования:
Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.
Введение………………………………………………………………….3 – 4
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения 5 речевых ошибок младших школьников.
1. 1. Речевые ошибки и причины их возникновения…………........... 5 – 8
1. 2. О классификациях речевых ошибок……….……………..….... 8 – 18
1. 3. Изложение как вид письменных творческих работ..................18 – 24
Глава 2 Особенности речевых ошибок младших школьников и 29 пути их исправления.
2.1 Типичные речевые ошибки …………………..………..…...…... 19 – 38
2.2 Исправление речевых ошибок………………………...………... 39 – 43
Глава 3. Комплекс упражнений как средство исправления 45 речевых ошибок младших школьников.
3.1 Исправление речевых ошибок младших школьников в условиях экспериментального обучения.
Результаты экспериментального обучения………………………… 50 – 55
Заключение……………………………………………………………. 57 –58
Список использованной литературы……………..………………… 59 – 62
Приложения…………………………………………...……………... 63 – 77
По
мнению Т. А. Ладыженской «в процессе
речевой деятельности всегда присутствует
творческое начало. Методика развития
речи оперирует не только упражнениями
в указанном понимании, но и задачами.
Однако в силу традиции, сложившейся
в методике русского языка, разные виды
работ, ориентирующие и на воспроизводящую,
и на творческую деятельность учащихся,
недифференцированно называют
Анализ
методической литературы показал, что
в практике обучения русскому языку
и развитию речи сложились различные
подходы к типологии
При рассмотрении типологии могут быть приняты во внимание различные основания. Т. А. Ладыженская основаниями своей типологии определяет «… содержание, на усвоение которого направлены упражнения, и способ деятельности, предопределяемый тем или иным типом задания». [24, 15] Если учитывать каждое из данных оснований в единой типологии упражнений, то это приведет к ее сложной организации.
По первому основанию Т. А. Ладыженская представляет следующую систему упражнений.
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто им владеет, как мастер.
А мастерски владеть любым из них – стамеской или кистью художника, крошечным чертежным пером или гигантским блюмингом – это значит, до тонкостей узнать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чем изменяются во время работы, какого обращения с собой требуют.
Из всех орудий язык самое удивительное и сложное. Так достаточно ли мы знаем его?
С какими из данных слов слово очень не сочетается и почему?
Уникальный, высокий, спокойный, патриотичный, обаятельный, замечательный, умный.
Устраните повторы, сохраняя содержание высказывания.
Летом мы поедем в спортивный лагерь. Лагерь оборудовали для нас шефы. Ниши шефы – рабочие соседнего совхоза. Мы помогаем совхозу во время уборки урожая.
С. Н. Цейтлин иначе подходит к типологии упражнений. Она выделяет несколько типов упражнений «по характеру речевых операций».
Вернувшись из рейса, я показал папе свои новые рисунки.
В работах Ф. П. Сергеева указана система упражнений по предупреждению ошибок согласно их классификации. Его типология выглядит следующим образом:
А) словарные упражнения:
Б) Ознакомление учащихся с основными видами речевых недочетов и правки текста:
Она поборола боязнь и страх. Он негодовал от возмущения;
Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
В) Упражнения на лексическую сочетаемость:
А) Найти ошибки в образовании частей речи: Вот такая разноязыковая наша страна. У него беззаботливый характер;
Б) Предупреждение ошибок в именах существительных и прилагательных:
В) Предупреждение ошибок в местоимениях:
Вася подарил Марусе куклу, но она скоро умерла. Отец Пети ушел на фронт, когда ему было три года;
Меня окружили незнакомые мальчики и пригласили меня купаться.
Г) Предупреждение ошибок в глаголах, причастиях, деепричастиях:
У него были вьющие волосы. Мы увидели в реке купающих коней;
Придя первый день на участок, нам дали задание.
Д) Предупреждение ошибок в простых предложениях:
Стукнул по голове волка Яша. Он подыскал надежного себе помощника. После операции он стал не выступать на сцене. Пушкин он написал много произведений.
Е) Предупреждение ошибок в построении сложных предложений:
Разведчик вернулся, то все стали активно готовиться к выполнению задания. Мы едем в школу, бывает туман.
М. С. Соловейчик несколько иначе подходит к типологии упражнений по предупреждению речевых ошибок. Она считает, что «обучение школьников соблюдению требований культуры речи хотя и имеет место на уроках русского языка, но проводится беспорядочно, в слишком малом объеме». [32, 279]. Для решения данной проблемы автор предлагает «сочетание работы над тем или иным вопросом культуры речи с изучением основного программного материала». [39, 23]
В своих работах М. С. Соловейчик приводит фрагменты уроков русского языка по разделу «Состав слова» во 2 классе. [39, 23] Рассмотрим примеры некоторых упражнений.
1.Тема “Родственные слова”. Детям предлагается пары слов: дом – домик, гриб – грибок, и предлагается ответить на следующий вопрос: “Как вы думаете, можно ли сделать такой вывод: раз эти слова близки по значению, то они всегда могут заменить друг друга в нашей речи?” Детям предлагаются предложения:Построили большой домик. Нашли крохотный гриб. Делается вывод после анализа предложений.
В учебнике «Русский язык» 2 класс [9,85] приводятся подобные упражнения:
2. При
знакомстве с корнем даются
предложения для
Летчики переночевали ночь в лесу. 7 ноября весь народ празднует праздник. В рассказе рассказывается о животных.
Дети выделяют корни у родственных слов и делают вывод «употребление рядом или близко однокоренных слов создает неблагозвучие, его всегда можно избежать, обратившись к богатым возможностям нашего языка». [39, 23]
3.Тема
«Приставка». Задание детям: «
4.От
слов, называющих действие, образуйте
однокоренные слова,
5.Спишите. Выберете из двух слов, данных в скобках, одно, правильное для данного предложения:
Около школы вьюга (намела, замела) большой сугроб.
Около школы вьюга (намела, замела) все дорожки.
Как видно
из рассмотренных примеров, уроки
русского языка представляют большие
возможности органичного
Аналогичную работу М. С. Соловейчик предлагает проводить и в рамках раздела «Части речи».
Для накопления опыта использования средств языка М. С. Соловейчик предлагает «обобщенную типологию упражнений, помогающих младшим школьникам учиться формулировать мысли в соответствии с требованиями культуры речи». [32, 281]
«Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить…, слово, рисующее…, точно называющее…, подчеркивающее…» – вот некоторые из предлагаемых заданий.
Очень эффективным приемом является лингвистический эксперимент, при котором текст «портится» для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности, выразительности авторского варианта.
Информация о работе Изучение речевых ошибок младших школьников