История женского воспитания и образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1) выявить особенности развития женского воспитания и образования в России.
2) исследовать особенности развития женского воспитания и образования в России в различных этапах развития истории России.
3) рассмотреть характеристики некоторых учебных заведений.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…...3-4 стр.



Глава 1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА
§1. Воспитание и обучение в период превобытно-общинного строя…..5-7 стр.
§2. Воспитание и обучение в Киевском государстве ……………………7-8 стр.

§3. Просвещение в XVI-XVII вв…………………………………………….8 стр.

§4. Воспитание и образование при Петре I ……………………………...8-9 стр.

§5. Женское воспитание и образование при Екатерине II……………..9-11 стр.

§6. Образование женщин в XIX в. …………………………………….11-19 стр.

§7. Женское образование в России в конце XIX начале ХХ вв. ….....19-22 стр.



Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕВУШЕК
§1.Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт)…………………………………………………………………23-28 стр.

§2. Мариинское женское училище …………………………………….28-29 стр.

§3. Петербургский воспитательный дом ……………………………...29-30 стр.
Глава 3 ПОНЯТИЕ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ СООТВЕТСТВЕННО ЭТОЙ РОЛИ ...……30-32 стр.

Заключение …………………………………………………………………33 стр.

Литература ………………………………………………………………34-35 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая itself.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д.Семенов, В.Я.Стоюнин,  К.П.Петров, позже - И.Рашевкий, А.Н.Страннолюбский, стремились дать ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое значение они предавали естественным наукам.

В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и «назначению женщины».

Принятая в 1905 году «Нормальная учебная программа»  окончательно уровняла учебный курс гимназии с институтским курсом.

Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило  958. 
              Преобразовательная деятельность Марии Александровны коснулась и ее постановки воспитания в институтах. По ее инициативе стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей ее заслугой является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время русско-турецкой войны она положила много труда и расходов. Покровительству ее обязаны своим развитием общества "восстановления христианства на Кавказе", "распространения духовно-нравственных книг", "Российское миссионерское", "братолюбивое в Москве" и другие благотворительные учреждения.[1]

 

§ 3 Петербургский  воспитательный дом

2 (14) мая 1797 года император Павел  I издал указ о передаче под  покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким. 
Гуманистические идеалы И. И. Бецкого сформировали уклад Воспитательного дома и его прочные педагогические традиции, которые передавались из поколения в поколение и были унаследованы Педагогическим университетом имени А. И. Герцена. Воспитательный дом разместился в центре Санкт-Петербурга в уникальном архитектурном комплексе - дворце графа К. Г. Разумовского (Мойка, 48). 
           Императорский Воспитательный дом развивался как комплексное образовательное учреждение, реализующее прогрессивные идеи воспитания, и опирался на традиции благотворительности и меценатства. Воспитательный дом предназначался прежде всего для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов, детей и разночинных семей. Здесь решались и проблемы охраны детства, при доме действовал госпиталь, в деревенских округах была организована первая в России система бесплатной педиатрической помощи.

Воспитательный дом заложил  основы женского педагогического образования  в стране. В 1837 году на базе учебных  классов Воспитательного дома был  учрежден Сиротский женский институт (с 1885 года - Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию домашней учительницы, учительницы музыки, учительницы гимнастики и танцев, учительницы французского языка. 
          Опыт образовательной деятельности Николаевского сиротского института позже был использован в организации первого высшего педагогического заведения в России - Императорского Женского педагогического института (1903). 
           С Воспитательным домом связано также начало российской практической коррекционной педагогики. В составе Дома в 1806 году появилось училище глухонемых - первое в России учебное заведение для детей-инвалидов. Здесь сформировались первые русские сурдопедагоги, были созданы первые отечественные труды по сурдопедагогике.

В 1864 году была создана учительская семинария для деревенских питомцев Воспитательного дома, которые должны были стать учителями народных училищ. В 1868 году для девушек учредили женское училище с классами фельдшериц, учительниц сельских школ и воспитательниц детских садов. Так была заложена основа российского дошкольного воспитания. В эти годы впервые в России в округах Воспитательного дома были устроены детские ясли для присмотра за детьми. В новых детских учреждениях успешно работали выпускницы Воспитательного дома.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

ПОНЯТИЕ РОЛИ  ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ СООТВЕТСТВЕННО ЭТОЙ РОЛИ

Из прочитанного и проанализированного материала по этому вопросу, можно сделать вывод, что воспитание и формирование личности девушки шло в определенном направлении. Основной задачей воспитания - было раскрытие в девушке тех качеств, которые были необходимы ей в семейной жизни. Но следует отметить, что в образовании и воспитании уделялось очень мало внимания развитию умственных способностей девушки, получению ей научных знаний. Акцент делался на формирование в ней роли матери, жены, поэтому ей давались только те знания и умения, которые ей были нужны в будущей семейной жизни. Такое положение женщин в образовательной системе объясняется, скорее всего, её социальным положением и общественным значением.

На протяжении многих лет, согласно морали, обычаям и нравам, женщина в средневековье на Руси всегда находилась под покровительством мужчины: отца, старшего брата, свекра, мужа. Большую часть жизни женщина в то время проводила дома, в семье. В течение нескольких столетий (XI-XVII) русские женщины вели замкнутый, затворнический образ жизни, им не полагалось показываться на глаза посторонним людям, посещать общественные места. Девушкам полагалось жить в дальних покоях и во всем подчиняться воле родителей.

Наиболее важным событием в жизни женщины являлось вступление в брак. С X века церковь присваивает себе монопольное право утверждения брака. Церковь старалась придать браку силу священного нравственного союза мужчины и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю жизнь.

Многоженство и браки  с близкими родственниками категорически  запрещались. Дети признавались только в том случае, если они рождены  в браке, освященном церковью. Ограничивалось и число замужеств: нормы христианской морали позволяли не более двух. Повторный брак или замужество благословлялось церковью лишь в случае смерти одного из супругов. Развод практиковался крайне редко. Однако, в этом вопросе церковь демонстрировала двойную мораль: мужчине разрешался повторный брак, а женщине рекомендовалось пострижение в монахини.

До выхода замуж, девушке  предстояло пройти школу воспитания в своей родной семье. Будучи девочкой, она находилась под неусыпным  контролем своих родителей, которые должны были обеспечить ее и «воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку». Со временем родители были обязаны учить своих детей ремеслу.

 Ведение домашнего  хозяйства, было прямой обязанностью  замужней женщины. Утром, «поднявшись с постели, умывшись и помолясь», жене следовало распорядиться по дому. Кому «еду на день готовить, кому хлеб печь». Кроме того, «сама бы хозяйка знала, как сеять муку, как квашню затворить, замесить… знала, сколько муки возьмут и сколько испекут». Сама хозяйка, «разве что занедужит», не должна весь день сидеть без дела: «Люди ли придут, простая ли гостья – всегда б за делом сидела».

Хозяйка при этом должна была уметь хорошо готовить еду «мясную, рыбную, всякие пироги… любые блюда», знать, как хранить, обрабатывать продукты, делать различные запасы. Помимо этого она должна была быть отчасти и экономистом, чтобы «дом свой по добру устроить».

Испокон веков считалось  само собой разумеющимся, что девушка  рано или поздно станет матерью. Осознание человечеством, что дети - это благо, повлекло за собой уважение к женщине. И женщина желала стать матерью, чтобы снискать себе почет и уважение. Материнство считалось священным долгом каждой женщины.[25]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В свете минувших веков, конечно, более отчетливо видны место и значение воспитания и самовоспитания в социально-политическом контексте, диалоге современных многоликих и разноязычных культур.

В исторической литературе бытует мнение, что русская педагогика начинается с официального принятия христианства, т.е. с конца X  века. Однако знакомство с фактами ставит это утверждение под сомнение. Крещение Руси действительно явилось эпохальным событием. Однако воспитание русичей – явления гораздо более древнее. И учитывать это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку оно дает возможность понять историческую неизбежность слияния двух начал –  христианского и языческого («язычником» называли всякого человека иной веры) – в одно общее русло, в котором происходило формирование педагогики православия.

Русская педагогика с  незапамятных времен развивалась в  полиэтнической атмосфере. Поэтому  для нее всегда были актуальны  взаимодействие и взаимовлияние  ментальностей различных народов, народностей, этносов. Это взаимодействие, этот «диалог» различных культур, в истории России далеко не всегда оказывался процессом плавным и беспроблемным. Так, на рубеже XVIII – XIX вв. начинало принимать угрожающее для русского национального воспитания формы и размеры влияние иезуитской педагогики.

Российское просвещение  испытывало сильное воздействие  и со стороны французской и  английской культур. Франкомания сменялась  в российском дворянском обществе англоманией. На роль опекуна русской школы  длительное время претендовала, и  небезуспешно, Германия. Однако вопреки всем этим влияниям (а может быть, отчасти и благодаря им) середина XIX века ознаменовалась небывалым расцветом русской национальной культуры – литературы, театра, музыки, живописи и др. Одновременно педагогическая теория в России выработало ставшее аксиоматическим положение о том, что национальное и общечеловеческое в образовании должно быть уравновешено и гармонизировано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. История педагогики. - М., Мысль, 1976
  2. История педагогики. - М., Просвещение, 1983
  3. Российская педагогическая энциклопедия.Т 1.Т2., М.,1993
  4. Фроянов И.Я. История России с древнейших времен до начала ХХ века. М.,1992
  5. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР // с древнейших времен до конца XVII века. п/р Э.Д. Днепрова. М., Педагогика, 1989
  6. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР // XVIII – первая половина XIX века. п/р М.Ф. Шабаева. М., Педагогика, 1972
  7. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР // вторая половина XIX века. п/р А.И. Пискунова. М., Педагогика, 1976
  8. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР // конец XIX – начало XX века. п/р Э.Д. Днепрова. М., Педагогика, 1991
  9. Москалева М. Ю. К вопросу о концепции женского образования в России во второй половине ХIХ - начале ХХ века // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997
  10. Константинов В.М., Недосекина И.Б. У истоков женского образования в России // Высшее образование в России-1992-№4
  11. История педагогики в России: Хрестоматия/сост. С.Ф. Егоров – 2-е изд., М., «Академия», 2000
  12. История отечественного образования: Учебное пособие: Хрестоматия VIII-начало XX вв./сост. С.В. Калинина, В.В. Каширина, Омск, 2000
  13. История педагогики и образования п/р А.И. Пискунова, М., «Сфера», 2001
  14. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология. - М., Просвещение, 1965 г. 
    15. Миропольский С.А. Школа и общество (частная харьковская женская воскресная школа), - Харьков, 1992 г. 
    16. Никольская А.А Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России, - М., Школа, 1990 г. 
    17. Женщина в обществе: реалии проблемы, прогнозы. – М., 1991 г. 
    18. Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований. – Ижевск, УдГУ, 1997 г. 
    19. Павлова О.Г. Феминизм: восток, запад, Россия. – М., Новое время, 1995 г. 
    20. Возрастная и педагогическая психология. – М., Мысль, 1984 г. 
    21. Возрастная педагогическая психология. - М., Знание, 1992 г. 
    22. Санкт-Петербургские ВЖК. - Л., 1973 г. 
    23. Педагогическая хрестоматия. - М., 1907 г. 
    24. Основные положения, нормальная табель и учебные планы женских институтов и гимназий. - М., 1912 г. 
    25. Женщины в меняющемся мире: история и современность. - Ижевск: УдГУ, 1996 г.

26. http://www.bestreferat.ru 

27. http://revolution.allbest.ru/pedagogics

28. http://works.tarefer.ru

 


Информация о работе История женского воспитания и образования в России