Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:40, курсовая работа
Задачи исследования:
1) выявить особенности развития женского воспитания и образования в России.
2) исследовать особенности развития женского воспитания и образования в России в различных этапах развития истории России.
3) рассмотреть характеристики некоторых учебных заведений.
Введение……………………………………………………………….…...3-4 стр.
Глава 1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА
§1. Воспитание и обучение в период превобытно-общинного строя…..5-7 стр.
§2. Воспитание и обучение в Киевском государстве ……………………7-8 стр.
§3. Просвещение в XVI-XVII вв…………………………………………….8 стр.
§4. Воспитание и образование при Петре I ……………………………...8-9 стр.
§5. Женское воспитание и образование при Екатерине II……………..9-11 стр.
§6. Образование женщин в XIX в. …………………………………….11-19 стр.
§7. Женское образование в России в конце XIX начале ХХ вв. ….....19-22 стр.
Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕВУШЕК
§1.Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт)…………………………………………………………………23-28 стр.
§2. Мариинское женское училище …………………………………….28-29 стр.
§3. Петербургский воспитательный дом ……………………………...29-30 стр.
Глава 3 ПОНЯТИЕ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ СООТВЕТСТВЕННО ЭТОЙ РОЛИ ...……30-32 стр.
Заключение …………………………………………………………………33 стр.
Литература ………………………………………………………………34-35 стр.
• всесословностъ и открытость женских учебных заведений;
• гуманистический характер женского образования и его равенство с образованием мужским;
• единство воспитательного влияния семьи и школы;
• общественно-государственный характер женского образования и участие общественных сил в его развитии.
Иными словами, в ряду социально-педагогических и образовательных обретений эпохи «великих реформ» 1860-х гг. первым стал принципиально новый тип российской женской средней школы, появление которого имело два фундаментальных последствия.
Во-первых, кардинально изменился общий характер российской системы образования, в ней возник негосударственный сектор и, соответственно, разрушилась прежняя монополия правительства на образование, что было одним из ведущих лозунгов общественно-педагогического движения «шестидесятых годов» XIX столетия.
Во-вторых, принципиально изменились облик самого женского образования в России, основы его построения и пути дальнейшего развития. Это произошло в результате опережающего реформирования женского образования, проведенного более дальновидной частью правительственной либеральной бюрократии в сотрудничестве с передовыми общественными силами.
В 60-е годы XIX века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863 году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833 девочек.
Под давлением требований
демократической общественности министерство
народного просвещения
Реформа женского образования встретила сопротивление со стороны представителей консервативных кругов, полагавших, что старая система закрытых сословных воспитательных учреждений обеспечивает родителям «уверенность, что их дочери будут встречаться в школе с равными им и что на их успехи, приемы, поведение и манеры будет обращено особое внимание» [13]
Для детей средних слоев населения, по мнению большинства попечителей, было бы достаточно создать элементарные четырехклассные школы без иностранных языков.
30 мая 1858 года было
утверждено «Положение о
После издания «Положения» женские училища были открыты во многих городах – Вологде, Тотьме, Усть-Сысольске, Твери, Самаре, Моршанске, Ржеве, Чернигове, Туле, Смоленске, Нижнем Новгороде и др. Инициатива их открытия принадлежала местным обществам. К 1865 году в России насчитывалось уже 176 женских училищ.
В 1858 году по инициативе инспектора Павловского женского института Н.А. Вышнеградского ведомства учреждений императрицы Марии открыло в Петербурге первое женское училище для приходящих учениц, названное мариинским. В училище принимались девочки от 9 до 13 лет всех сословий, за исключением крепостных. Однако большинство поступивших принадлежало к господствующим классам. Из 162 принятых в 1858 году 97 были дочерьми дворян и чиновников (около 70%), 20 из купеческих семей (14%), 12 – дети духовенства (8%), 10 – из мещан (7%) и только одна крестьянка (менее 1%). Примерно такое же процентное соотношение состава учащихся в учебных заведений этого ведомства сохранялось и позже.
В том же 1858 году открылось еще 3 мариинских женских училища в Петербурге, одно – в Твери, а через год – в Вышнем Волочке и Саратове. Всего до конца века было открыто 31 училище, из них 6 – в Москве, 11 – в Петербурге, остальные – в западных губерниях.
Передовые педагоги во главе с Вышнеградским стремились не только дать воспитанницам училищ общее образование, но подготовить их к участию в общественной деятельности. В связи с тем, что по окончанию училищ воспитанницы получали звание домашней наставницы, по инициативе Вышнеградского в 1860 году при Петербургском мариинском училище был открыт педагогический одногодичный класс, через три года преобразованный в двухгодичные педагогические курсы для подготовки учительниц и воспитательниц. Курсы имели два отделения: естественно-математическое и гуманитарное. К обучению допускались не только выпускницы женских училищ, но и окончившие институты благородных девиц и т.п. Эти курсы положили начало женскому педагогическому образованию в России.[1]
Период общественного подъема 60-х годов, вынудивший царское правительство пойти на известные уступки общественной инициативе в области образования вообще и женского в частности, сменился эпохой реакции. Еще в 1864 году специальным циркуляром было предписано преподавать естественные науки «не иначе, как с всегдашним указанием на премудрость божию как естественный источник блага». На педагогических курсах при мариинских гимназиях анатомия и физиология были исключены из преподавания.
Реакционный курс, взятый
правительством, особенно обозначился
со времени назначения министром
народного просвещения Д.А.
В 1870 году было утверждено
«Положение о женских гимназиях
и прогимназиях Министерства народного
просвещения», по которому женские
училища первого разряда
Новое «Положение» было шагом назад по сравнению с «Положением» 1858 года. Оно резко ограничивало инициативу общественности. Компетенция попечительского совета теперь сводилась лишь к изысканию материальных средств и наблюдению за хозяйственной стороной деятельности женских учебных заведений. Педагогический совет был лишен права определять объем преподавания каждого предмета и утверждать учебные пособия и учебники. Все это перешло в ведение министерства.
Сохраняя в учебном плане деление предметов на обязательные и необязательные, новое «Положение» стремилось придать преподаванию «более практичный характер, применяясь к будущему предназначению женщины – хозяйке, матери». Так в четвертом классе необходимо было усвоить «приложение арифметики к счетоводству», в курсе естественной истории – необходимые сведения по домашнему хозяйству и гигиене.
Чтобы придать единое направление учебной работе и оградить учащихся от «опасных влияний», министерство подготовило и утвердило в 1874 году учебные планы и программы. Это были первые общегосударственные программы для женских гимназий и прогимназий. По новому учебному плану в курс обучения включалась алгебра, а в число необязательных предметов – педагогика, не предусмотренная ранее «Положением». В качестве необязательных предметов вводились также древние языки. Однако они преподавались лишь в 9 женских гимназиях.
Присвоение женским училищам названия гимназий и прогимназий, якобы на том основании, что они соответствуют мужским, создало лишь видимость такого равенства. На самом деле женские гимназии (и министерские, и мариинские) давали меньший объем знаний, чем мужские, хотя количество часов, отведенных на общеобразовательные предметы было примерно одинаково (за исключением математики).
В программах женских гимназий отсутствовал такой предмет, как «краткое основание логики», зато много времени отводилось рукоделию. Женские гимназии, по словам известного педагога П.Ф.Каптерева, являлись «сколком с мужских», но курс женских гимназий был значительно облегчен и «разжижен».
В период правительственной реакции 80-х годов началось наступление и на женскую школу. И.Д.Делянов неоднократно пытался лишить женские гимназии права присваивать выпускницам звание домашних учительниц, дабы не привлекать в гимназии тех, кому «свойственно было бы искать элементарного образования».
Охранительная политика царского правительства привела к тому, что женские гимназии превратились в привилегированные учебные заведения, в которых могли учиться в основном дети имущих классов. Ведомство учреждений императрицы Марии также, вопреки своим декларациям о всесословности гимназий, принимало все меры к тому, чтобы уменьшить в них число «лиц низшего и беднейшего слоев общества». С этой целью постоянно повышалась плата за обучение. К 1879 году в столичных мариинских гимназиях она возросла с 25 до 65-70 рублей, в провинциальных – до 40 рублей в год. К 1887 году плата за обучение уже доходила до 100 рублей в год.
И все же, несмотря на чинимые самодержавием препятствия, сеть женских гимназий расширялась довольно быстро.
Во второй половине 19 века появляются частные женские гимназии, по своему курсу обучения соответствующие мужской средней школе. Так в 1872 году в Москве была открыта женская гимназия Фишер с полным курсом мужской классической гимназии. Общеобразовательное женское училище Спешневой, открытое в 1868, давало окончившим свидетельство, позволявшее поступать на медицинские и другие высшие курсы. Учебный план гимназии Оболенской (открыта в 1870 году), где работали выдающиеся педагоги А.Я.Герд и А.Н. Страннолюбский, совпадал с учебным планом мужских реальных гимназий.
Наряду с женскими гимназиями существовали закрытые женские учебные заведения – институты. По уставы 1855 года они подразделялись на три разряда: первый – высший – предназначался для детей потомственных дворян и тех, кто приобрел гражданские и военные чины не ниже штаб-офицерского; второй – средний – «для дочерей личных дворян, военных и гражданских обер-офицеров, почетных граждан и купцов». В учебные заведения третьего - низшего – разряда могли поступать дочери лиц прочих неподатных сословий. По окончании институтов первых двух разрядов воспитанницы (как и окончившие женскую гимназию) получали звание домашних наставниц и учительниц. В этих институтах большое место отводилось обучению рисованию, пению, музыке, танцам; в институтах третьего разряда главными предметами обучения были рукоделия и различные хозяйственные работы.
Наряду с гимназиями и женскими закрытыми учебными заведениями во второй половине 19 века продолжался рост женских средних учебных заведений учебного ведомства – епархиальных училищ, открывавшихся с разрешения синода. В 1868 году был утвержден единый устав для епархиальных училищ, который требовал «внушить и воспитать в детях преданность престолу и отечеству».
Епархиальные женские училища были полузакрытыми учебными заведениями, где наряду с интернатными воспитанницами обучались и приходящие. С конца 60-х годов в епархиальные училища принимались не только дети духовенства. Для них была установлена двойная плата. В 1889 году в 41 епархиальном училище обучалось 8478 девочек из семей духовенства и 1387 детей из других семей.
Учебный план епархиальных училищ, предусматривавший шестилетний курс обучения, включал: закон божий, русский язык, теорию словесности, историю, русскую литературу, арифметику, общие основания геометрии, общие сведения из физики, географию, практическое ознакомление со славянским языком, педагогика, чистописание и церковное пение, которому придавалось большое значение. Обязательными предметами было также ведение домашнего хозяйства и рукоделие. К необязательным предметам, преподававшимся за особую плату, относились новые языки, музыка, рисование. Приложенная к уставу программа отличалась необычайной краткостью. Составление подробных программ возлагалось на училища. Программы утверждались епархиальными властями.
В 1895 году для епархиальных училищ были составлены новые программы, которые, сохраняя объем и содержание обучения, установленные уставом в 1868 году, четко регламентировал содержание курса по каждому предмету.
Окончившие епархиальные училища получали право преподавания в начальных народных и церковноприходских школах. Для педагогической практики воспитанниц при епархиальных училищах открывались начальные школы разных типов (церковноприходские, воскресные и т.п.). К 1889 году такие школы были учреждены при 23 епархиальных училищах.
Женские епархиальные училища были немаловажным звеном в сословно-классовой системе женского образования в дореволюционной России. Большое значение в борьбе с католическим духовенством придавалось учреждению епархиальных училищ в западных губерниях.
В целом женское среднее
Женское профессиональное образование во второй половине 19 века развивалось слабо, что объяснялось в первую очередь неравноправным положением женщины во всех областях жизни. Не только царское правительство, но и либеральные деятели в области народного образования, вопреки тенденции развивающегося капитализма, все шире включавшей женщину в производство, не видели необходимости давать женщине глубокую общеобразовательную и профессиональную подготовку. «Назначение жизни женщины – это семья, - говорилось в докладе по вопросу о содержании профессионального образования женщин на I съезде по техническому и профессиональному образованию, - всякого рода познания, и общеобразовательные, и ремесленные, нужны ей в семье и для семьи». Однако жизнь все настойчивее требовала создания женских профессиональных учебных заведений, и потому сеть их медленно, но неуклонно расширялась.
Информация о работе История женского воспитания и образования в России