История женского воспитания и образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1) выявить особенности развития женского воспитания и образования в России.
2) исследовать особенности развития женского воспитания и образования в России в различных этапах развития истории России.
3) рассмотреть характеристики некоторых учебных заведений.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…...3-4 стр.



Глава 1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА
§1. Воспитание и обучение в период превобытно-общинного строя…..5-7 стр.
§2. Воспитание и обучение в Киевском государстве ……………………7-8 стр.

§3. Просвещение в XVI-XVII вв…………………………………………….8 стр.

§4. Воспитание и образование при Петре I ……………………………...8-9 стр.

§5. Женское воспитание и образование при Екатерине II……………..9-11 стр.

§6. Образование женщин в XIX в. …………………………………….11-19 стр.

§7. Женское образование в России в конце XIX начале ХХ вв. ….....19-22 стр.



Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕВУШЕК
§1.Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт)…………………………………………………………………23-28 стр.

§2. Мариинское женское училище …………………………………….28-29 стр.

§3. Петербургский воспитательный дом ……………………………...29-30 стр.
Глава 3 ПОНЯТИЕ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ СООТВЕТСТВЕННО ЭТОЙ РОЛИ ...……30-32 стр.

Заключение …………………………………………………………………33 стр.

Литература ………………………………………………………………34-35 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая itself.doc

— 234.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и  науки РФ

Государственное образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования

«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по педагогике

 

Тема: история женского воспитания и образования в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

заочного отделения

специальности 050303

Здерева Анастасия

 

Проверила: старший преподаватель

Дрофеева Т.С.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….…...3-4 стр.

 

 

 

Глава 1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА

§1. Воспитание и обучение в период превобытно-общинного строя…..5-7 стр.

§2. Воспитание и обучение в Киевском государстве ……………………7-8 стр.

 

§3. Просвещение в XVI-XVII вв…………………………………………….8 стр.

 

§4. Воспитание и образование при Петре I ……………………………...8-9 стр.

 

§5. Женское воспитание и образование при Екатерине II……………..9-11 стр.

 

§6. Образование женщин в XIX в. …………………………………….11-19 стр.

 

§7. Женское образование в России в конце XIX начале ХХ вв. ….....19-22 стр.

 

 

 

Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕВУШЕК

§1.Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт)…………………………………………………………………23-28 стр.

 

§2. Мариинское женское училище …………………………………….28-29 стр.

 

§3. Петербургский воспитательный дом ……………………………...29-30 стр.

Глава 3 ПОНЯТИЕ РОЛИ  ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ СООТВЕТСТВЕННО ЭТОЙ РОЛИ ...……30-32 стр.

 

Заключение …………………………………………………………………33 стр.

 

Литература ………………………………………………………………34-35 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Педагогика и ее история как  отрасли научного знания о человеке начали формироваться только в XIX веке в общем, контексте развития науки. Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики: не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и методы воспитания («философия воспитания»), но и самой практики воспитания, образования и обучения. С этим в значительной степени связаны  и различные трактовки фундаментальных понятий педагогики – «воспитание» и «образование».

В конце XIX – начале XX века в России историки педагогики, ранее ограничивавшиеся в основном описанием прошлого, начали предпринимать попытки объяснения причин изменений в развитии взглядов на воспитание и его практику. Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе. Но основные функции истории педагогики остаются неизменными: это осмысление причин возникновения воспитания как социального явления и закономерностей его развития; раскрытие разносторонних связей цели, конкретных задач организации и содержания воспитания и образования с особенностями отдельных исторических периодов.

История педагогики тесно  связана с историей многих других наук о человеке, особенно таких, как философия, психология, физиология. Учет этого обстоятельства помогает правильному пониманию эволюции и трансформации педагогических идей и разнообразных форм организации воспитания, обучения и образования.

Осмысление исторического  опыта человечества в области воспитания, образования и обучения подрастающего поколения помогает осознать значимость индивидуального стиля работы учителя с учащимися, понять, что его деятельность не может ограничиваться простым следованием набору рецептурных рекомендаций, от кого бы они ни исходили.

Вместе со всем обществом  педагогическая наука и педагогическая практика участвуют в переоценке прошлого и попытках прогнозировать с его учетом будущее. В такой  сложной обстановке историко-педагогические знания позволяют мыслящему педагогу разумно действовать в современных условиях, учитывая будущее.

Судьба XXI века - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые  сейчас составляют половину выпускников  университетов, играют все большую  роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В российском высшем образовании 55% всего числа работников составляют женщины. Они преобладают в таких областях, как экономика, здравоохранение, образование. Женщины составляют 28% общего числа кандидатов наук и 13% докторов наук. В наши дни обучение женщин в институтах и университетах - дело обычное. Однако история женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое. 

  Изучение данной темы представляет не только исторический, но и современный интерес:

• в педагогическом плане – ввиду нарастающего внимания как к специфике психолого-педагогических основ и содержания собственно женского образования, так и к опыту (историческому и современному) организации раздельного обучения в России;

• в политическом и социально-педагогическом плане – в свете современной актуализации проблем взаимодействия государства и общества, в том числе в сфере образования, а отсюда – и изучения исторического опыта этого взаимодействия в России. В более широком контексте это ключевая проблема социального развития страны – формирование гражданского общества в России, роль школы и как модели этого общества, и как фактора его становления.

Объект исследования: процесс развития женского воспитания и образования  в России.

Предмет исследования: особенности процесса развития женского воспитания и образования в России.

Задачи исследования:

1) выявить особенности  развития женского воспитания  и образования в России.

2) исследовать особенности  развития женского воспитания и образования в России в различных этапах развития истории России.

3) рассмотреть характеристики  некоторых учебных заведений.

 

В данной курсовой использовались работы Э.Д. Днепрова, М.Ф. Шабаевой, А.И. Пискуновой, М.Ю. Москалевой, Р. Ф. Усачевой.

 

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОБЩЕЕ  ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА

 

§ 1  Воспитание и обучение в период первобытнообщинного  строя

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно  в процессе включения детей в  конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории  существовали первые институализированные формы воспитания – специальные  ритуалы.  Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. Эта подготовка завершалась обрядом инициаций, в ходе которого подростки должны были показать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие  испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека. Инициации обеспечивали усвоение подростками важнейших трудовых знаний, умений и навыков, системы ценностей, правил поведения и мировоззренческих представлений, принятых в общине.

В первобытных родовых  общинах воспитание носило общественный характер. Все дети без исключения воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов  интересам общины. Община выступала  как совокупный воспитатель. На каждом ее члене лежала обязанность заботиться о детях, руководить их поведением. Основные педагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи.

Различия в воспитании детей определялось их полом. Мальчиков готовили преимущественно  к мужским видам деятельности (охота, изготовление орудий труда), а девочек – к женским (собирательство растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми). Это обусловливалось господствующей системой половозрастного труда и соответствовало потребностям производственной жизни.[4]

В VI-IX вв. педагогическая практика восточных славян претерпела заметные изменения. Хотя воспитание детей по-прежнему осуществлялось главным образом в процессе включения их в различные виды деятельности, хотя продолжали существовать обряды инициации и различия в воспитании девочек и мальчиков продолжали оставаться очень существенными, на характер воспитания оказывали сильное внимание процессы, связанные с разложением первобытнообщинного строя и формированием раннеклассового общества. В основе этих процессов лежал переход к земледельческо-скотоводческой экономике, возникновение общественного разделения труда.

Зарождение имущественного и социального неравенства, постепенное дробление общин на семьи, становившиеся самостоятельными хозяйственными ячейками, приводило к превращению воспитания из всеобщего, равного, контролируемого общиной в семейно-сословное. Основные функции воспитания, цели, содержание и формы которого все больше различались для разных социальных групп населения, сосредоточивались в семье. Инициации утратили свой всеобщий характер и стали достоянием элиты, институтом, закрепляющим ее привилегированное положение, возвышающим над основной массой общинников, подчеркивающим исключительность элиты.

В VI-IX вв. у восточных славян уже вполне сформировалось четыре социальных слоя – общинники-земледельцы, ремесленники, племенная феодализирующаяся знать и языческое жречество. Воспитание представителей каждой общественной группы имело свои специфические черты.

Цели воспитания и соответственно средства, используемые для их достижения, определялись теми конкретными потребностями, которые обусловливали необходимость  воздействовать на психику детей, руководить их поведением, передавать детям знания, прививать умения и навыки, формировать ценностные ориентиры. Общая направленность воспитания, осуществляемого в конкретных жизненных ситуациях, была неразрывно связана с образом идеального героя, специфического для каждой социальной группы. Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель воспитания, в принципе недостижимую, но определяющую его общую конечную направленность.

Идеалы различных социальных групп, получая педагогическое преломление, помогали взрослым придать соответствующую направленность развитию личности ребенка, обратить его преимущественно к производственной (сельскохозяйственной или ремесленной), военно-политической, или религиозной культовой деятельности.

Воспитание детей основной массы  населения – крестьян-земледельцев, живших в VI-IX вв. соседскими общинами, осуществлялось в семье. Роль родителей в воспитании детей заметно возрастала. В патриархальных семьях мальчики и девочки, достигнув определенного возраста, воспитывались главой семьи и его женой.

С момента рождения и до 3-4 лет ребенок преимущественно находился на попечении матери, что, однако, не исключало участия отца и других членов семьи в его воспитании. Мать, а вместе с ней и другие члены семьи заботились о ребенке, обеспечивали по мере его взросления усвоение им элементов жизненно необходимого опыта. На этом  этапе жизни ребенка его воспитание было тесно связано с уходом за ним.

К 3-4 годам ребенок начинал выполнять  посильную работу, помогая старшим, главным образом матери. Воспитание осуществлялось в практике повседневной жизнедеятельности. Старшие члены семей поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей производственной деятельности.[5]

С семи лет начинался новый период в жизни ребенка, новый этап в его воспитании. Девочки осваивали «женские» виды работ – учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и т.п.

Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. все более приобретало семейно-сословный характер и определялось общественным разделением труда.

 

§ 2  Воспитание и обучение в Киевском государстве

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится  к XI веку. В 1086 году  Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят».[12] В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния  в основанных ею  монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.

На основании этих и других данных можно считать, что  в X-XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В первой половине XVI века митрополит Данил в своих поучениях говорил,  что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам - «отрокам и девицам».

Информация о работе История женского воспитания и образования в России