Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:40, курсовая работа
Задачи исследования:
1) выявить особенности развития женского воспитания и образования в России.
2) исследовать особенности развития женского воспитания и образования в России в различных этапах развития истории России.
3) рассмотреть характеристики некоторых учебных заведений.
Введение……………………………………………………………….…...3-4 стр.
Глава 1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА
§1. Воспитание и обучение в период превобытно-общинного строя…..5-7 стр.
§2. Воспитание и обучение в Киевском государстве ……………………7-8 стр.
§3. Просвещение в XVI-XVII вв…………………………………………….8 стр.
§4. Воспитание и образование при Петре I ……………………………...8-9 стр.
§5. Женское воспитание и образование при Екатерине II……………..9-11 стр.
§6. Образование женщин в XIX в. …………………………………….11-19 стр.
§7. Женское образование в России в конце XIX начале ХХ вв. ….....19-22 стр.
Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕВУШЕК
§1.Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт)…………………………………………………………………23-28 стр.
§2. Мариинское женское училище …………………………………….28-29 стр.
§3. Петербургский воспитательный дом ……………………………...29-30 стр.
Глава 3 ПОНЯТИЕ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ СООТВЕТСТВЕННО ЭТОЙ РОЛИ ...……30-32 стр.
Заключение …………………………………………………………………33 стр.
Литература ………………………………………………………………34-35 стр.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Курсовая работа по педагогике
Тема: история женского воспитания и образования в России.
Выполнила: студентка 2 курса
заочного отделения
специальности 050303
Здерева Анастасия
Проверила: старший преподаватель
Дрофеева Т.С.
Глава 1 ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА
§1. Воспитание и обучение в период превобытно-общинного строя…..5-7 стр.
§3. Просвещение в XVI-XVII вв…………………………………………….8 стр.
§4. Воспитание и образование при Петре I ……………………………...8-9 стр.
§5. Женское воспитание и образование при Екатерине II……………..9-11 стр.
§6. Образование женщин в XIX в. …………………………………….11-19 стр.
§7. Женское образование в России в конце XIX начале ХХ вв. ….....19-22 стр.
Глава 2 ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДЛЯ ДЕВУШЕК
§2. Мариинское женское училище …………………………………….28-29 стр.
§3. Петербургский воспитательный дом ……………………………...29-30 стр.
Заключение …………………………………………………
Литература …………………………………………………
Педагогика и ее история как отрасли научного знания о человеке начали формироваться только в XIX веке в общем, контексте развития науки. Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики: не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и методы воспитания («философия воспитания»), но и самой практики воспитания, образования и обучения. С этим в значительной степени связаны и различные трактовки фундаментальных понятий педагогики – «воспитание» и «образование».
В конце XIX – начале XX века в России историки педагогики, ранее ограничивавшиеся в основном описанием прошлого, начали предпринимать попытки объяснения причин изменений в развитии взглядов на воспитание и его практику. Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе. Но основные функции истории педагогики остаются неизменными: это осмысление причин возникновения воспитания как социального явления и закономерностей его развития; раскрытие разносторонних связей цели, конкретных задач организации и содержания воспитания и образования с особенностями отдельных исторических периодов.
История педагогики тесно связана с историей многих других наук о человеке, особенно таких, как философия, психология, физиология. Учет этого обстоятельства помогает правильному пониманию эволюции и трансформации педагогических идей и разнообразных форм организации воспитания, обучения и образования.
Осмысление исторического опыта человечества в области воспитания, образования и обучения подрастающего поколения помогает осознать значимость индивидуального стиля работы учителя с учащимися, понять, что его деятельность не может ограничиваться простым следованием набору рецептурных рекомендаций, от кого бы они ни исходили.
Вместе со всем обществом педагогическая наука и педагогическая практика участвуют в переоценке прошлого и попытках прогнозировать с его учетом будущее. В такой сложной обстановке историко-педагогические знания позволяют мыслящему педагогу разумно действовать в современных условиях, учитывая будущее.
Судьба XXI века - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В российском высшем образовании 55% всего числа работников составляют женщины. Они преобладают в таких областях, как экономика, здравоохранение, образование. Женщины составляют 28% общего числа кандидатов наук и 13% докторов наук. В наши дни обучение женщин в институтах и университетах - дело обычное. Однако история женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое.
Изучение данной темы представляет не только исторический, но и современный интерес:
• в педагогическом плане – ввиду нарастающего внимания как к специфике психолого-педагогических основ и содержания собственно женского образования, так и к опыту (историческому и современному) организации раздельного обучения в России;
• в политическом и социально-педагогическом плане – в свете современной актуализации проблем взаимодействия государства и общества, в том числе в сфере образования, а отсюда – и изучения исторического опыта этого взаимодействия в России. В более широком контексте это ключевая проблема социального развития страны – формирование гражданского общества в России, роль школы и как модели этого общества, и как фактора его становления.
Объект исследования: процесс развития женского воспитания и образования в России.
Предмет исследования: особенности процесса развития женского воспитания и образования в России.
Задачи исследования:
1) выявить особенности развития женского воспитания и образования в России.
2) исследовать особенности развития женского воспитания и образования в России в различных этапах развития истории России.
3) рассмотреть характеристики некоторых учебных заведений.
В данной курсовой использовались работы Э.Д. Днепрова, М.Ф. Шабаевой, А.И. Пискуновой, М.Ю. Москалевой, Р. Ф. Усачевой.
Глава 1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА
§ 1 Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания – специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. Эта подготовка завершалась обрядом инициаций, в ходе которого подростки должны были показать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека. Инициации обеспечивали усвоение подростками важнейших трудовых знаний, умений и навыков, системы ценностей, правил поведения и мировоззренческих представлений, принятых в общине.
В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Все дети без исключения воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интересам общины. Община выступала как совокупный воспитатель. На каждом ее члене лежала обязанность заботиться о детях, руководить их поведением. Основные педагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи.
Различия в воспитании детей определялось их полом. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (охота, изготовление орудий труда), а девочек – к женским (собирательство растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми). Это обусловливалось господствующей системой половозрастного труда и соответствовало потребностям производственной жизни.[4]
В VI-IX вв. педагогическая практика восточных славян претерпела заметные изменения. Хотя воспитание детей по-прежнему осуществлялось главным образом в процессе включения их в различные виды деятельности, хотя продолжали существовать обряды инициации и различия в воспитании девочек и мальчиков продолжали оставаться очень существенными, на характер воспитания оказывали сильное внимание процессы, связанные с разложением первобытнообщинного строя и формированием раннеклассового общества. В основе этих процессов лежал переход к земледельческо-скотоводческой экономике, возникновение общественного разделения труда.
Зарождение имущественного и социального неравенства, постепенное дробление общин на семьи, становившиеся самостоятельными хозяйственными ячейками, приводило к превращению воспитания из всеобщего, равного, контролируемого общиной в семейно-сословное. Основные функции воспитания, цели, содержание и формы которого все больше различались для разных социальных групп населения, сосредоточивались в семье. Инициации утратили свой всеобщий характер и стали достоянием элиты, институтом, закрепляющим ее привилегированное положение, возвышающим над основной массой общинников, подчеркивающим исключительность элиты.
В VI-IX вв. у восточных славян уже вполне сформировалось четыре социальных слоя – общинники-земледельцы, ремесленники, племенная феодализирующаяся знать и языческое жречество. Воспитание представителей каждой общественной группы имело свои специфические черты.
Цели воспитания и соответственно
средства, используемые для их достижения,
определялись теми конкретными потребностями,
которые обусловливали
Идеалы различных социальных групп, получая педагогическое преломление, помогали взрослым придать соответствующую направленность развитию личности ребенка, обратить его преимущественно к производственной (сельскохозяйственной или ремесленной), военно-политической, или религиозной культовой деятельности.
Воспитание детей основной массы
населения – крестьян-
С момента рождения и до 3-4 лет ребенок преимущественно находился на попечении матери, что, однако, не исключало участия отца и других членов семьи в его воспитании. Мать, а вместе с ней и другие члены семьи заботились о ребенке, обеспечивали по мере его взросления усвоение им элементов жизненно необходимого опыта. На этом этапе жизни ребенка его воспитание было тесно связано с уходом за ним.
К 3-4 годам ребенок начинал
С семи лет начинался новый период в жизни ребенка, новый этап в его воспитании. Девочки осваивали «женские» виды работ – учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и т.п.
Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. все более приобретало семейно-сословный характер и определялось общественным разделением труда.
§ 2 Воспитание и обучение в Киевском государстве
Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят».[12] В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.
На основании этих и других данных можно считать, что в X-XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В первой половине XVI века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам - «отрокам и девицам».
Информация о работе История женского воспитания и образования в России