Историко – педагогический аспект проблемы влияния семейного воспитания на личность ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

По данным исследований, семья опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.
Вопросы семейного воспитания всегда привлекали внимание российских и зарубежных ученых.

Содержание

Введение …………………………………………..……………………………..3
Глава I. Теоретические вопросы семейного воспитания…….………………6
1.1. Характеристикам основных понятий………………………………….6
1.2. Становление теории семейного воспитания
(конец XIX – начало XX в.)…………………………………………………10
Глава II. Воздействие семейного воспитания на личность ребенка………...21
2.1. Основные задачи и условия семейного воспитания………………….21
2.2. Формирование личности ребенка под влиянием семейного воспитания……………………………………………………………………28
2.3. Значение впечатлений детства на становление личности ребенка………………………………………………………………………..35
Заключение ………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Историко-педагогический аспек проблемы влияния семейного воспитания на личность ребенка.docx

— 67.29 Кб (Скачать)

 Трудовое воспитание  является неотъемлемой частью  всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет  относиться к труду, какими  трудовыми умениями он будет  обладать, окружающие будут судить  о его ценности.

 Важным условием успешного  воспитания детей является единство  требований, предъявляемых к детям  всеми членами семьи, а также  единые требования к детям  со стороны семьи и школы.  Отсутствие единства требований  между школой и семьей подрывает  авторитет учителя и родителей,  ведет к потере уважения к  ним.

 

 Развитые в раннем  возрасте духовные потребности,  умение общаться со сверстниками  и взрослыми обогащают личность  ребенка, требуют применения возможностей  в обществе. А применить их  можно, доверившись коллективным  формам воспитания. Важным условием  успеха в воспитании является  авторитет родителей и старших  братьев и сестер. Отец и мать  уполномочены воспитать достойного  члена общества, на этом и основывается  их родительская власть и их  авторитет в глазах детей. Родители  являются самыми близкими и  дорогими людьми для детей,  поэтому дети хотят подражать  отцу или матери, быть похожими  на них. Поэтому родители обязаны  показывать пример своим детям  во всем. Нормальные взаимоотношения  детей и родителей в семье  строятся на взаимном уважении  и доверии друг к другу. Дети  видят в родителях советчиков  во всех своих делах, помощников  в борьбе с разного рода  трудностями, истинных друзей, с  которыми можно поделиться и  радостями, и заботами. Родители  должны предъявлять к детям  высокие требования, одновременно  глубоко уважая их личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Формирование  личности ребенка под влиянием  семейного воспитания

 

Важность влияния семьи  на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны  и ни при каких условиях не могут  стать таковыми.

Семейное воспитание более  эмоционально по своему характеру, чем  любое другое воспитание, ибо «проводником»  его является родительская любовь к  детям, вызывающая ответные чувства  детей к родителям». Рассмотрим влияние  семьи на ребенка.

1. Семья выступает как  основа чувства безопасности. Отношения  привязанности важны не только  для будущего развития взаимоотношений  – их непосредственное влияние  способствует снижению чувства  тревоги, возникающего у ребенка  в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Важными для ребенка  становятся модели родительского  поведения. Дети обычно стремятся  копировать поведение других  людей и наиболее часто тех,  с которыми они находятся в  самом близком контакте. Отчасти  это сознательная попытка вести  себя так же, как ведут себя  другие, отчасти это неосознанная  имитация, являющаяся одним из  аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные  влияния испытывают и межличностные  отношения. В этой связи важно  отметить, что дети учатся у родителей  определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых  включал широкий набор различных  ситуаций и которые умеют справляться  с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут  лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Семья выступает важным  фактором в формировании дисциплины  и поведения у ребенка. Родители  влияют на поведение ребенка,  поощряя или осуждая определенные  типы поведения, а также применяя  наказания или допуская приемлемую  для себя степень свободы в  поведении. 

 У родителей ребенок  учится тому, что ему следует  делать, как вести себя.

5. Общение в семье становится  образцом для ребенка. Общение  в семье позволяет ребенку  вырабатывать собственные взгляды,  нормы, установки и идеи. Развитие  ребенка будет зависеть от  того, насколько хорошие условия  для общения предоставлены ему  в семье; развитие также зависит  от четкости и ясности общения  в семье.

Семья для ребенка –  это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его  и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или  не очень, покладистый или колючий  и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок  получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей  – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья  – это определенный морально-психологический  климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления  ребенка о добре и зле, о  порядочности, об уважительном отношении  к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Есть определенная специфика  семейного воспитания в отличие  от воспитания общественного. По природе  своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет  гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным  фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного  воспитания является тот факт, что  семья представляет собой разновозрастную  социальную группу: в ней есть представители  двух, трех, а иногда и четырех  поколений. А это значит – различные  ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные  идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Семейное воспитание органично  сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок  включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в  руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет  также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю  жизнь человека, происходит в любое  время суток, в любое время  года.

Семейный климат - это  жизнь родителей, их отношения, дух  семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной  системы отношений в семье  и образа ее жизни. Это отношение  отца к матери, родителей к детям  или к окружающим вне семьи.

Не секрет: жизнь сегодня  тяжела и сурова. Все больше напряженных  и тяжелых ситуаций, которые порождают  неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне все чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, возрастает дефицит общения родителей  с детьми.

И, тем не менее, семья - главный  фактор развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут  лишь помочь им в обеспечении условий  для саморазвития ребенка, помогая  ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать  их в приемлемой форме, полезной для  него самого и общества.

Индивидуальность ребенка  изначально формируется в семье. Воспитательная работа в учреждениях  образования не может строиться  без учета этого фактора. Только создание единой воспитательной среды  может гарантировать высокое  достижение планируемых результатов.

С развитием ребенка стиль  воспитания в семье приобретает  все большее значение для формирования активной жизненной позиции. Было проанализировано влияние неправильного воспитания на тип разрешения жизненных трудностей во взрослом возрасте. Показана зависимость  формирования неадекватного стиля  разрешения конфликтных ситуаций от различного рода искажений воспитания и влияние их на формирование такой  стратегии поведения, которая способствует развитию различных (в зависимости  от стиля воспитания) психогенных  заболеваний.

Варианты отношения взрослого  к ребенку условно можно разделить  на три большие группы: авторитарное отношение, гиперопека и эмоциональная холодность и равнодушие к судьбе ребенка.

Авторитарный стиль воспитания может способствовать снижению интереса к окружающему миру и формированию безынициативности. В то же время в игре, в том числе индивидуальной, должны реализовываться актуальные мотивы ребенка, и фрустрация их усиливает эмоциональную напряженность. При участии такого ребенка в играх со сверстниками влияние этого стиля воспитания может сказаться в неумении принять на себя роль и неадекватности ее исполнения. Такое неумение может привести к тому, что его не будут принимать в игру, а это, в свою очередь, способствует нарастанию внутренней напряженности в общении со сверстниками.  По мнению Л.И. Божович, это может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму. Как тот, так и другой варианты не способствуют построению адекватных поведенческих схем. Это, в конечном счете, еще больше усиливает эмоциональное напряжение, ребенок начинает ощущать неподконтрольность ситуации, а при имеющемся стиле воспитания и отношения к нему со стороны значимых других такое разрешение ситуации, которое могло бы ликвидировать эмоциональное напряжение и чувство беспомощности, невозможно.

Другим вариантом фрустрации ведущих мотивов и подавления самостоятельности ребенка в  семье является гиперопека. Такой тип воспитания способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации и в критических случаях — пассивность и уход от решения жизненной проблемы.

На поведенческом уровне это может проявиться не только в неумении включиться в игру и адекватно исполнять приписанную роль, но и в том, что ребенок будет ограничивать свои контакты со сверстниками и максимально стремиться к общению в кругу семьи, где все его потребности удовлетворяются по первому требованию. Можно предположить изначальную фрустрацию потребности общения со сверстниками, где приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы. В этой ситуации ребенок, очевидно, будет испытывать чувство неуверенности и беспомощности, а в силу фрустрации мотива самоактуализации, естественной при таком стиле воспитания, не происходит адекватное включение в ведущую деятельность, что еще более усиливает чувство беспомощности.

В семьях, характеризующихся эмоциональной холодностью и равнодушием к ребенку, очевидно, будет наблюдаться обратная картина: при фрустрации потребности общения со взрослыми общение со сверстниками изначально оказывается сохранным. Однако в подобных семьях искажение взаимоотношений приводит к неадекватному представлению о мире взрослых и системе ценностей в этом мире. Учитывая то обстоятельство, что роль взрослого — одна из наиболее желанных ролей в игре, это может привести к неадекватному исполнению подобных ролей, что, в свою очередь, не будет способствовать выбору этих детей на такие роли. А это может обусловить развитие эмоциональной напряженности и, соответственно, нарушение общения со сверстниками. Однако в этом случае наиболее вероятно формирование локальной беспомощности, связанной именно с исполнением «взрослых» ролей, так как в этом возрасте уже достаточно широка сфера деятельности, где возможно заместительное поведение, появляется возможность отнесения причины своих неудач вовне или вовнутрь и т.п. Ярко выраженная в этом возрасте ориентация в своих оценках на мнение взрослого в рассматриваемом случае может способствовать развитию локальной беспомощности в глобальную.

 Таким образом, влияние семейного воспитания  на личность ребенка подразумевается в том что:

-семья выступает как основа чувства безопасности;

- модели родительского поведения становятся важными для ребенка;

- семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта.

Информация о работе Историко – педагогический аспект проблемы влияния семейного воспитания на личность ребенка