Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:29, курсовая работа
По данным исследований, семья опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.
Вопросы семейного воспитания всегда привлекали внимание российских и зарубежных ученых.
Введение …………………………………………..……………………………..3
Глава I. Теоретические вопросы семейного воспитания…….………………6
1.1. Характеристикам основных понятий………………………………….6
1.2. Становление теории семейного воспитания
(конец XIX – начало XX в.)…………………………………………………10
Глава II. Воздействие семейного воспитания на личность ребенка………...21
2.1. Основные задачи и условия семейного воспитания………………….21
2.2. Формирование личности ребенка под влиянием семейного воспитания……………………………………………………………………28
2.3. Значение впечатлений детства на становление личности ребенка………………………………………………………………………..35
Заключение ………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….
Курсовая работа
Историко – педагогический аспект проблемы
влияния семейного воспитания на личность ребенка
Оглавление
Введение …………………………………………..………
Глава I. Теоретические вопросы семейного воспитания…….………………6
1.1. Характеристикам основных понятий………………………………….6
1.2. Становление теории семейного воспитания
(конец XIX – начало XX в.)…………………………………………………10
Глава II. Воздействие семейного воспитания на личность ребенка………...21
2.1. Основные задачи и условия семейного воспитания………………….21
2.2. Формирование личности ребенка
под влиянием семейного
2.3. Значение впечатлений детства
на становление личности
Заключение …………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….
Введение
Согласно «Педагогическому энциклопедическому словарю», семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Она выступает первичным коллективом, в котором человек получает представления о жизненных целях и ценностях, первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения.
По данным исследований, семья опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.
Вопросы семейного
воспитания всегда привлекали
внимание российских и
Но несмотря на возросший во всем мире интерес к изучению семьи со стороны различных наук, Д.О. Дзинтере и Т.А. Маркова утверждают, что многие важные педагогические вопросы семьи и семейного воспитания еще не исследованы. Это можно объяснить наличием чрезвычайно большого количества факторов, находящихся в сложном взаимодействии, от которых зависит воспитание ребенка в семье [2].
Являясь социальным
институтом, семья реализует конкретные
функции (репродуктивная, хозяйственно-экономическая,
коммуникативная, функция
По мнению А.Г. Харчева, воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, выработка у них высоконравственного отношения к труду, потребности и умения быть гражданином и хозяином. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься [ 7].
Исследование многочисленных педагогических теорий доказывает, что:
- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
- в семье формируются
те качества, которые нигде, кроме
как в семье, сформированы
- семья осуществляет
социализацию личности, являющуюся
концентрированным выражением
Таким образом, определяется
объективная закономерность, выражающаяся
зависимостью успешности
Успех выполнения
Объект исследования: семейное воспитание как педагогический феномен.
Предмет исследования: процесс влияния семейного воспитания на личность ребенка.
Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.
Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнения курсовой работы решались следующие задачи:
- изучить литературу, изданную ранее по данной тематике;
- определить основные понятия, необходимые для изучения данной темы;
- изучить основные задачи и условия семейного воспитания;
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель, задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.
В первой главе «Теоретические вопросы семейного воспитания» определяются основные понятия семейного воспитания, рассматривается теория семейного воспитания ( конец XIX – начало XX в.).
Во второй главе «Воздействие семейного воспитание на личность ребенка» рассматриваются основные задачи и условия семейного воспитания. Формирование личности ребенка под влиянием семейного воспитания.
В заключении изложены основные выводы по изученной теме.
Общий объем курсовая работа составляет страниц печатного текста.
Список литературы включает наименований.
Глава I. Теоретические вопросы семейного воспитания
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В.А. Сухомлинский.
Характеристикам основных понятий
Для того чтобы понять, что представляет собой роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста, мы должны обратиться за тем, что обозначает каждое из этих категориальных понятий. Исходя из этого, мы имеем право на то, чтобы узнать, что всё-таки они значат. Роль - способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса. Понятие "роль" в 1936 году введены и описаны американским психологом Р. Линтоном [1].
Роль (в социальной психологии) - социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений [2].
Переходя к следующему понятию, мы обязаны глубоко проникнуть в сущность данной категории.
Семья - малая группа, основанная
на браке или кровном родстве,
члены которой связаны
Семья - сложная многофункциональная система. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.
Семью можно назвать колыбелью духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности.
Ученые Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин определяют семью как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка.
Говоря о воспитании, существует
множество определений
Воспитание - единый целостный процесс и человек по частям не воспитывается. Содержанием воспитания является формирование социально-ценностных отношений к себе, людям, миру.
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.
Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию "воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.
Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.
Воспитание - целенаправленное
формирование личности в целях подготовки
её к активному участию в
В словаре Даля сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…» [6].
Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности».
В толковом словаре Ожегова рассматривается воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» [8].
В современной педагогике под воспитанием понимается «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека» [9].
Воспитание - главная сила,
способная дать обществу полноценную
личность. Эффективность воспитательного
воздействия заключается в
Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации [13].
В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» [5].
Семейное воспитание - это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне, каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам.
Таким образом, мы ознакомились
с краткой характеристикой
1.2. Становление теории семейного воспитания
(конец XIX – начало XX в.)
К.Д.Ушинский о семейном воспитании
Имя Константина Дмитриевича Ушинского (1824 – 1870) занимает особое место в истории отечественной педагогики. Он построил педагогическую систему, творчески переработав современные ему достижения не только отечественной, но и зарубежной педагогической науки и практики.
Особое значение Ушинский придавал воспитанию детей в дошкольном детстве и рассматривал этот период как ступень в общей системе воспитания и обучения. [3, с.184]