Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:29, курсовая работа
По данным исследований, семья опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.
Вопросы семейного воспитания всегда привлекали внимание российских и зарубежных ученых.
Введение …………………………………………..……………………………..3
Глава I. Теоретические вопросы семейного воспитания…….………………6
1.1. Характеристикам основных понятий………………………………….6
1.2. Становление теории семейного воспитания
(конец XIX – начало XX в.)…………………………………………………10
Глава II. Воздействие семейного воспитания на личность ребенка………...21
2.1. Основные задачи и условия семейного воспитания………………….21
2.2. Формирование личности ребенка под влиянием семейного воспитания……………………………………………………………………28
2.3. Значение впечатлений детства на становление личности ребенка………………………………………………………………………..35
Заключение ………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….
А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.
А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии педагогической науки. Он разработал многие конкретные вопросы теории воспитания. Он создал замечательные произведения, в которых в художественно обобщенных образах показаны типические черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового человека.
Таким образом, главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. По его мнению, каждая семья ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях ребенок приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.
А.Н.Острогорский о семейных отношениях
Алексей Николаевич Острогорский (1883 – 1910) – педагог, писатель. Рассматривая вопросы семейного воспитания, он обращал внимание на воспитательное значение отношений людей, связанных в семью. В своей статье «Семейные отношения и их воспитательное значение» А.Н.Острогорский раскрывает принципы применения искусственных и естественных мер воспитания, раскрывает внутренний мир детей, их умение наблюдать за взрослыми. Жизнь взрослых членов семьи кладет свои отпечатки в их сознании гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и сознание. [4, с.323-324]
А.Н.Острогорский придавал большое значение складу семейной жизни, отношениям между детьми и родителями. “Стать поближе к детям, - писал педагог, - пока они малы, мы еще можем, позже это уже труднее, и здесь чаще могут случаться всяческие сюрпризы в виде дурных знакомств, образования стремлений и вкусов, не одобряемых нами…” [4, с.328]
Раскрывая особенности семейного воспитания, А.Н.Острогорский говорит о разделении влияния на детей между отцом и матерью. “Важнейшие заботы по уходы за детьми и первоначальному воспитанию ложатся на мать, как потому, что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, так и потому, что по традициям она больше привыкла к этому, а по натуре может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности.” [4,с.334]
Говоря о правах и обязанностей взрослых, А.Н.Острогорский раскрывает права и обязанности детей: “Хорошие люди признают права детства…Вопрос только в том, признают ли они в принципе, что детям должно быть дано все, что им по праву следует, или только возможное, и до каких пределов они готовы жертвовать своими правами в пользу детей.” [4, с.340]
Глава II. Воздействие семейного воспитания на личность ребенка
2.1. Основные задачи и условия семейного воспитания
Как всякий организованный
процесс, семейное воспитание предусматривает
определенную целеустремленность, наличие
конкретных задач. Поскольку в нашем
обществе интересы государства и
родителей в отношении
Следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели включает осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво.
В интересах физического
воспитания родители должны приучать
детей с раннего детства
Воспитание детей в
семье необходимым компонентом
включает умственное развитие. Первые
обращения матери к еще
Дальнейшее обучение
речи, рассказывание сказок, чтение
книжек, стимулирование и поощрение
детской любознательности, ответы
на вопросы ребенка,
Родители должны много
внимания уделять нравственному
воспитанию детей, поскольку в повседневной
жизни постоянно и неизбежно
возникают разнообразные
Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.
Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих сил и возможностей стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитируют различные виды труда. Важная задача родителей - не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие.
Доступные формы самообслуживания,
участие в домашних хлопотах, вооружение
ребенка разнообразными трудовыми
умениями и навыками, разъяснение
ему роли труда в жизни человека
и общества, ознакомление с профессиями,
поощрение участия в
Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, выставок, экскурсии по родным местам и многое другое.
Задача семьи - воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, - это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем сыне или дочери.
В целях воспитания требуется
постоянное и глубокое изучение ребенка,
специальное выявление его
В изучении ребенка родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением, как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе - в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет - ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие - вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.
Успех воспитания в семье
может быть обеспечен в том
случае, когда созданы благоприятные
условия для роста и
Основными условиями успеха
в воспитании детей в семье
можно считать наличие
Нормальная семейная
атмосфера – это осознание
родителями своего долга и
чувства ответственности за
Созданию высоконравственной
атмосферы в семье
Успешным воспитание
в семье будет при соблюдении
четкого режима дня для детей.
Режим дня включает весь
Особое место в воспитании
ребенка в семье следует
Трудно переоценить
значение труда в жизни