Историко – педагогический аспект проблемы влияния семейного воспитания на личность ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

По данным исследований, семья опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.
Вопросы семейного воспитания всегда привлекали внимание российских и зарубежных ученых.

Содержание

Введение …………………………………………..……………………………..3
Глава I. Теоретические вопросы семейного воспитания…….………………6
1.1. Характеристикам основных понятий………………………………….6
1.2. Становление теории семейного воспитания
(конец XIX – начало XX в.)…………………………………………………10
Глава II. Воздействие семейного воспитания на личность ребенка………...21
2.1. Основные задачи и условия семейного воспитания………………….21
2.2. Формирование личности ребенка под влиянием семейного воспитания……………………………………………………………………28
2.3. Значение впечатлений детства на становление личности ребенка………………………………………………………………………..35
Заключение ………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Историко-педагогический аспек проблемы влияния семейного воспитания на личность ребенка.docx

— 67.29 Кб (Скачать)

          А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.

         А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии педагогической науки. Он разработал многие конкретные вопросы теории воспитания. Он создал замечательные произведения, в которых в художественно обобщенных образах показаны типические черты нашей действительности, раскрывается путь воспитания нового человека.

         Таким образом, главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.          Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. По его мнению, каждая семья ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях ребенок приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность.

 

А.Н.Острогорский о семейных отношениях

Алексей Николаевич Острогорский (1883 – 1910) – педагог, писатель. Рассматривая вопросы семейного воспитания, он обращал внимание на воспитательное значение отношений людей, связанных  в семью. В своей статье «Семейные  отношения и их воспитательное значение»  А.Н.Острогорский раскрывает принципы  применения искусственных и естественных мер воспитания, раскрывает внутренний мир детей, их умение наблюдать за взрослыми. Жизнь взрослых членов семьи  кладет свои отпечатки в их сознании гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и сознание. [4, с.323-324]

А.Н.Острогорский придавал большое  значение складу семейной жизни, отношениям между детьми и родителями. “Стать поближе к детям,  - писал педагог, - пока они малы, мы еще можем, позже это уже труднее, и здесь чаще могут случаться всяческие сюрпризы в виде дурных знакомств, образования стремлений и вкусов, не одобряемых нами…” [4, с.328]

Раскрывая особенности семейного  воспитания, А.Н.Острогорский говорит  о разделении влияния на детей  между отцом и матерью. “Важнейшие заботы по уходы за детьми  и первоначальному воспитанию ложатся на мать, как потому, что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, так и потому, что по традициям она больше привыкла к этому, а по натуре может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности.” [4,с.334]

Говоря о правах и обязанностей взрослых, А.Н.Острогорский раскрывает права и обязанности детей: “Хорошие люди признают права детства…Вопрос только в том, признают ли они в принципе, что детям должно быть дано все, что им по праву следует, или только возможное, и до каких пределов они готовы жертвовать своими правами в пользу детей.” [4, с.340] 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Воздействие семейного воспитания на личность ребенка

 

2.1. Основные задачи  и условия семейного воспитания

 

Как всякий организованный процесс, семейное воспитание предусматривает  определенную целеустремленность, наличие  конкретных задач. Поскольку в нашем  обществе интересы государства и  родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего  совпадают, цель и задачи общественного  и семейного воспитания в основном также являются идентичными.

Следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели включает осуществление  таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически  развитый человек способен более  успешно заниматься умственным и  физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов  прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам стремится все  делать красиво.

В интересах физического  воспитания родители должны приучать детей с раннего детства регулярно  делать утреннюю физзарядку, вовлекать  их в различные подвижные игры, спортивные занятия, вместе заниматься доступным туризмом. Важно по совету врача приучать ребенка к закаливанию, учить самого заботиться о своем здоровье, не допуская дурных привычек (курение, употребление алкогольных напитков, токсичных препаратов и т. п.). И во всем этом главное - пример родителей. Если отец курит, но запрещает курить сыну, вряд ли здесь получится что-то хорошее.

 Воспитание детей в  семье необходимым компонентом  включает умственное развитие. Первые  обращения матери к еще бессловесному  младенцу уже закладывают начала  умственного воспитания.

 Дальнейшее обучение  речи, рассказывание сказок, чтение  книжек, стимулирование и поощрение  детской любознательности, ответы  на вопросы ребенка, соответствующие  разъяснения и т. д. - все это  отвечает интересам развития  мышления, памяти, внимания, воображения,  служит важной задаче подготовки  к обучению в школе. Когда  же ребенок становится школьником, долг родителей - создать надлежащие  условия для его продуктивных  занятий, тактично помогать в  случае затруднений. И здесь  особое значение приобретают  неуклонное развитие любознательности  и пытливости, самостоятельности  мышления, ориентировка на непрерывное  образование, приучение к чтению  художественной литературы, периодической  печати. Положительную роль в  этом отношении играет поощрение  занятий детей в предметных  и других кружках в школе  или внешкольных учреждениях  - с учетом их интересов, склонностей  и состояния здоровья.

Родители должны много  внимания уделять нравственному  воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно  возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями  между людьми.  Именно в семье  дети главным образом постигают  азбуку нравственности, усваивают, что  такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную  помощь. По мере взросления ребенка  моральные требования к нему значительно  возрастают и углубляются.

Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные  беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.

Чрезвычайно ответственное  место в системе семейного  воспитания принадлежит трудовому  воспитанию детей.  С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих  сил и возможностей стремятся  участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитируют  различные виды труда. Важная задача родителей - не отбивать у детей охоту  к трудовым занятиям, поощрять их в  этом отношении, оказывать всяческое  содействие.

Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми  умениями и навыками, разъяснение  ему роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно  полезном труде - все это весьма существенно  для подготовки добросовестного  труженика, способного в будущем  обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу. Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание.

Тесно связанное с другими  сторонами воспитания, оно способствует приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту  в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, выставок, экскурсии по родным местам и многое другое.

Задача семьи - воспитывать  не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных  областях и сферах. У родителей  как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько  бы ему ни было лет, - это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем сыне или дочери.

В целях воспитания требуется  постоянное и глубокое изучение ребенка, специальное выявление его интересов, запросов, увлечений, склонностей и  способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных  черт. Только тогда отец и мать получат  возможность целенаправленно и  обоснованно, следовательно, и плодотворно  влиять на формирование личности растущего  человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении ребенка родителям  помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением, как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе - в общении с  товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет - ответы на эти  и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят  учителя. Но оценка посторонних людей  может быть и необъективной, неверной. Доверие - вот главная линия поведения  отца и матери. Очень важно, чтобы  и ребенок, дети им тоже доверяли.

Успех воспитания в семье  может быть обеспечен в том  случае, когда созданы благоприятные  условия для роста и всестороннего  развития ребенка.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье  можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и  чтению, к труду.

 Нормальная семейная  атмосфера – это осознание  родителями своего долга и  чувства ответственности за воспитание  детей, основанного на взаимном  уважении отца и матери, постоянном  внимании к учебной, трудовой  и общественной жизни, помощь  и поддержка в больших и  малых делах, в бережном отношении  к достоинству каждого члена  семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

 Созданию высоконравственной  атмосферы в семье способствуют  семейные традиции, крепкие устои  и принципы. К ним относится  проведение общественных и семейных  праздников по случаю дня рождения  взрослых и малышей. Подготовка  детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном  подъеме создают ту атмосферу  торжественности, радости и счастья,  которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.

 Успешным воспитание  в семье будет при соблюдении  четкого режима дня для детей.  Режим дня включает весь распорядок  дня ребенка в течение суток  – время на полноценный сон,  закаливающие процедуры, на упорядоченный  прием пищи, на все виды труда  и отдыха. При этом учитываются  возраст и состояние здоровья  ребенка. Режим дня должен иметь  воспитательное значение, что возможно  лишь при обязательном привыкании  к его выполнению без напоминания  взрослых. Со стороны старших  должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

 Особое место в воспитании  ребенка в семье следует отвести  чтению. В дошкольном возрасте  ребенок особенно любит слушать  сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и  животных. Из книг он узнает  о хороших людях, об их делах,  узнает о животных, растениях.  В сказке побеждает всегда  сильный, ловкий, справедливый, честный  и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.

 Трудно переоценить  значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает  высокий жизненный тонус мышц  и всех органов человека улучшает  все физиологические процессы  в организме – правильное дыхание,  кровообращение, обмен веществ, рост  всего тела и отдельных органов.  Физический труд является средством  борьбы с утомлением, особенно  для лиц занимающимся умственным  трудом. Смена видов труда, разумное  их сочетание в режиме дня  ребенка обеспечивают его успешную  умственную деятельность и сохраняют  работоспособность. 

Информация о работе Историко – педагогический аспект проблемы влияния семейного воспитания на личность ребенка