Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:29, курсовая работа
По данным исследований, семья опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.
Вопросы семейного воспитания всегда привлекали внимание российских и зарубежных ученых.
Введение …………………………………………..……………………………..3
Глава I. Теоретические вопросы семейного воспитания…….………………6
1.1. Характеристикам основных понятий………………………………….6
1.2. Становление теории семейного воспитания
(конец XIX – начало XX в.)…………………………………………………10
Глава II. Воздействие семейного воспитания на личность ребенка………...21
2.1. Основные задачи и условия семейного воспитания………………….21
2.2. Формирование личности ребенка под влиянием семейного воспитания……………………………………………………………………28
2.3. Значение впечатлений детства на становление личности ребенка………………………………………………………………………..35
Заключение ………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….
Проблемы женского образования занимают важное место во взглядах Ушинского. По его убеждению. Мать является первой, естественной воспитательницей. От её педагогической подготовленности во многом зависят умственное развитие и нравственное воспитание ребёнка. [2, с.169]
Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. “Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства,— писал Ушинский,— приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире,— право на правильное и доброе воспитание”.
Чтобы выполнить эту ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей.
Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома; то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.
Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский, “вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но, имея в виду высокую цель — провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии”.
В условиях царской России, когда элементарных школ было мало, Ушинский хотел видеть в лице матери не только воспитательницу, но и учительницу своих детей. Учебное пособие «Родное слово» (часть I) и «Руководство к преподаванию «Родного слова» он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8—10-летнего возраста.
Можно сделать заключение, что для развития русской общественной мысли о семейном воспитании этапными стали работы замечательного русского педагога К.Д.Ушинского. В его трудах впервые ярко зазвучала тема необходимости овладения родителями основами педагогических знаний. Ушинский утверждал, что родители должны изучать педагогическую литературу, сознательно подходить к процессу воспитания, к выбору воспитателя и учителя для ребенка, определению жизненного пути для своих детей.
П.Ф. Лесгафт о значении семейного воспитания
Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) – педагог, общественный деятель, анатом и врач – создал оригинальную для своего времени научно-обоснованную систему физического воспитания, связанную самым тесным образом с умственным, нравственным и эстетическим развитием детей. [3, c.278] Большое место в его работах занимали вопросы семейного воспитания и детской игры. Продолжительность воспитания в семье он определял семью годами от рождения, а периоды развития – проявлением физического возрастания: переход из лежачего положения в сидячее, появление молочных зубов, артикулирование звуков речи и т.д. По Лесгафту, именно в годы семейной жизни складывается определённый тип ребёнка как результат усвоения привычек и обычаев семьи и данной местности. [2, с.251-252]
В своей книге “Семейное
воспитание ребенка и его значение»
П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного
воспитания детей, он выдвинул перед родителями
требование: “щадить личность своего
ребенка”, показал, как важно сочетание
известной свободы деятельности детей
(наблюдение деятельности взрослых, явлений
окружающей жизни, выяснение связи между
ними и т. д.) и разумного руководства, любой
и внимания к их нуждам и потребностям со стороны
П. Ф. Лесгафт
особо выделял период семейного воспитания
со дня рождения ребенка до поступления
в школу (до конца седьмого года), которому
придавал весьма важное значение в развитии
личности человека. “Во время семейного
периода жизни ребенка,— писал Лесгафт,—
складывается его тип, усваиваются им
обычаи и привычки данной местности и
семьи, и поэтому этот период имеет большое
влияние на жизнь человека и оставляет
почти неизгладимый след на всем его будущем
существовании”.
П. Ф. Лесгафт
видел главную задачу родителей в том,
чтобы они создали в семье такие условия,
которые позволили бы детям с раннего
возраста свободно и гармонически развиваться,
посильно участвовать в деятельности
взрослых. Правильно поставленное семейное
воспитание, по мнению Лесгафта, должно
создать нормальный тип ребенка, сохранить
и развить ценнейшие его качества: впечатлительность
ко всему окружающему, самодеятельность,
отзывчивость, искренность, правдивость,
интерес к познанию и т.п.
В книге “Семейное воспитание ребенка
и его значение Лесгафт выдвигал следующие
главные требования к организации воспитания
в семье: чистота, последовательность
в отношении слова и дела при обращении
с ребенком, отсутствие произвола в действиях
воспитателя, признание личности ребенка,
обращение с ним как с человеком. “Вся
тайна семейного воспитания,— писал Лесгафт,—
в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность
самому развертываться, делать все самому;
взрослые не должны забегать и ничего
не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку
с первого дня появления его на свет, как
к человеку, с полным признанием его личности...” [3, с.284]
Рекомендуя создавать для детей
необходимые условия, чтобы они могли
“жить жизнью ребенка”, Лесгафт требовал
от родителей и воспитателей строго обдуманных,
последовательных действий, предусматривающих
выработку у детей навыков сосредоточенности,
дисциплинированности, доведения своего
дела до конца, умения преодолевать препятствия
и трудности при достижении поставленных
целей.
Педагогическая теория П.Ф.Каптерева
Ценным вкладом в развитие
педагогики семейного воспитания были
работы Каптерева “Задачи и основы семейного
воспитания”, “О природе детей”, “О детских
играх и развлечениях”, а также “Энциклопедия
семейного воспитания и обучения”, редактором
которой он был с 1898 г.
В этих трудах П. Ф. Каптерев дал историю,
семейного воспитания в России, выделив
его отрицательные и положительные черты,
в частности он указывал, что в семьях
трудящихся огромное внимание уделяется
воспитанию у детей патриотизма, трудолюбия,
нравственных качеств. Как одну из отрицательных
черт он называл приверженность к телесным
наказаниям, которые
Л.Н.Толстой. Мысли о воспитании в семье
Гениальный русский
писатель Лев Николаевич
Л. Н. Толстой
был сторонникам семейного
Главным условием
первоначального семейного
Родителям необходимо
воспитывать у детей с раннего
возраста любовь и привычку
к труду. “Привычка к праздной
жизни для человека хуже всех
бедствий жизни. Поэтому в
Воспитание детей
в семье должно быть
Л. Н. Толстой выступал против применения телесных наказаний в семенном воспитании детей и защищал так называемые естественные наказания детей, которые, по его мнению, учат их связывать причину с последствиями дурных поступков Л.Н. Толстой создал замечательные учебные книги “Азбуку”, “Книги для чтения”. Его рассказы и книжки для детей реалистичны, народны, глубоко патриотичны. Они широко использовались и в семейном воспитании, и в дошкольных учреждениях, служили умственному, - нравственному и эстетическому воспитанию детей. Многие его рассказы о природе и людях, а также сказки используют и в настоящее время в советских детских садах, школах, читают детям дома.
В педагогических
взглядах Л. Н. Толстого
“... Для Толстого,—
писала Н. К. Крупская,—
Его громадная заслуга в том, что он каждый самый, казалось бы, чисто педагогический вопрос (о программе чтений, наказаниях и пр.) ставил резко, во всей его широте, не вне времени и пространства, а в тесной связи с окружающей действительностью. Допустим, что Толстой неправильно решал тот или иной вопрос, но он ставил его не как узкий специалист, а как “гражданин земли родной”, мучительно искал ответа па него и заставлял искать и читателя... Его влияние, несомненно, наложило свою неизгладимую печать на русскую педагогическую мысль...
Можно сделать вывод, что Л.Н.Толстой оставил нам литературное наследие. Отдельные работы, посвященные нравственным проблемам, раскрывают целостную картину педагогических взглядов писателя, которую не будет преувеличением назвать и теорией развития личности. Поскольку воспитание детей Толстой считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей, он уделил особое внимание внутрисемейным отношениям взрослых, определил специфические требования к полноценности их контактов с детьми. Главное условие семейного воспитания Толстой видел в здоровом семейном укладе, согласии родителей, взаимном уважении между ними, в тесном общении родителей с детьми.
А.С.Макаренко о вопросах семейного воспитания
Антон Семёнович
Макаренко (1888 – 1939) – педагог,
писатель. Обладая мышлением педагога-
А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в тон семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителе?! рассматривается как необходимое обществу дело.
Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это “свободный советский коллектив”, который не может подчиняться произволу отца, как это имело место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным стершим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.
В семье должно
быть, по мнению Макаренко,
Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета — это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства и подкупа. Последний он считал, наиболее безнравственным резко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.