Использование здоровьесберегающей технологии залог успешности в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
I. Система использование здоровьесберегающих технологий
в школе ………………………………………………………………………..4
1.1 Двигательная активность ………………………………………………..4
1.2 Активная перемена……………………………………………………….5
1.3 Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий……………………………………..5
1.4 Формирование у ребят ответственности за свое здоровье……………7
1.5 Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения…………………………...9
II. Анализ опыта работы учителя Юматовой Марины Анатольевны по особенностям реализации здоровьесберегающего подхода в обучении младших школьников……………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………......15
Литература.…………………………………………………………………….16
Приложения……………………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

реферат Рабкановой А..doc

— 119.50 Кб (Скачать)

      Необходимо  проводить беседы о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указывать на недопустимость появления вредных привычек. Рассказывать ребятам о сущности каждого показателя (боль, настроение, сон, самочувствие, аппетит), о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику результатов наблюдений за состоянием здоровья учеников, учитель вместе с родителями подводит итоги работы здоровьесбережения подопечных. Очень важно широко использовать в практике проведение нестандартных уроков:

      урок - игра, урок - соревнование, урок - КВН, урок- аукцион, урок - конкурс, урок - экскурсия, уроки  творчества, урок - путешествие, уроки обобщения  и другие уроки.

      На  этих уроках немаловажное значение отводится задаче здоровьесбережения. Правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности, утомляемости. В первом классе уже к началу 4 урока скорость и точность работы значительно снижаются по сравнению с началом первого урока. Падение работоспособности особенно заметно к концу недели. Структура урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей на их работоспособность, должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными.

      Проблема  здоровья детей сегодня как никогда  актуальна. Я уверена, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Я должна работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

      Учитель занимает одно из центральных мест в жизни своих ребят. Он олицетворяет для них всё то новое, важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу.

      Учитель должен изменить своё мировоззрение, отношение к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения, изменить отношение к ребятам, к задачам учебного процесса педагогики оздоровления.

      Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего  развития личности, поскольку все  последующие фазы развития основаны на идее педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте, несомненно должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы. 

      II.  Анализ опыта работы учителя Юматовой Марины Анатольевны по особенностям реализации современного здоровьесберегающего подхода в обучении младших школьников

      Здоровье можно рассматривать как явление социальное (социум, материальное состояние родителей), физическое (здоровье учащихся, родителей, режим дня, питание, школьные перегрузки, спорт, физическая культура), психическое (эмоциональная адаптация учащихся, микроклимат в классе, взаимоотношения; внеурочная деятельность).

      Я провожу нестандартные уроки, интегрированные  уроки, что снизило напряжённость  в классе, прямую зависимость усталости  от времени проведения урока, устраняю перегрузку и строго дозирую домашнее задание, ежедневно провожу на свежем воздухе оздоровительный час, все дети во 2 классе питаются в школьной столовой. Провожу внешкольные спортивные мероприятия ("Сказочные эстафеты", "Вперед, мальчишки!", другие), Дни здоровья, праздники, Уроки на природе, где пропагандирую здоровый образ жизни. В своём 2 классе провела родительские собрания "Как сохранить зрение?", "Окружающая среда и здоровье человека". Анализ работы прошлых лет в классе и теперь во 2 классе по сохранению здоровья ребят показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний и не прогрессируют хронические заболевания. Мои учащиеся о своём здоровье говорят: "Если мы сами не позаботимся о своём здоровье, никто за нас не сделает это" (Медзвелия Юлия). "Здоровый человек - это счастливый человек. Я занимаюсь танцами. Это помогает мне быть в форме, поддерживать хорошее настроение, следить за своим здоровьем" (Савин Егор). "Главный путь к здоровью - спорт, я занимаюсь футболом, правильное питание и знание своего тела и души" (Куликов Илья).

      2005-2006 учебный год - это начало моей  работы. Я продолжу изучение материала  по новым технологиям, разработаю  материал по курсу "Основы  Школы Здоровья", главной целью  которого считаю всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Я считаю, что человеческая личность - это гармония мысли и движения, т.к. отличительной чертой современного человека является его культура личности, которая выражается не только в умении грамотно, красиво и правильно двигаться. Я надеюсь, что вся моя работа положительно скажется на поддержке и развитии устойчивого интереса к учению, к знаниям, к школе у ребят, что будет выражено в развитии способности самостоятельно познавать окружающую жизнь, повышая резервные возможности организма и достигая неспецифического оздоровительного эффекта физического воспитания. В последнее время я столкнулась с трудностями в обучении детей 1 класса, их неподготовленностью к школе. Передо мной встала задача: проводить с первого дня обучения упражнения по развитию речи, памяти, внимания, наглядно-образного и логического мышления, личностно- мотивационной сферы через работу с развитием движений кисти и пальцев. Введя в программу обучения упражнения по моторике, буду не только формировать у детей навык грамотного письма и воспитанность, но и способствовать росту здоровых и уверенных в себе людей. Дети - это наше будущее. Я уже сейчас думаю о тех, кто нам поможет в преклонном возрасте: ведь я помогаю воспитывать достойное поколение. Я не упущу свой шанс! Я хочу видеть детей здоровыми! Здоровье современных школьников - серьёзная национальная проблема. Я считаю, что одной из основных задач обучения является формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся. Учебный процесс, его содержание, способы обучения и формы организации деятельности могут явиться источником отрицательного воздействия на здоровье детей. Я должна не только строить свой учебный процесс с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать всю информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. Колесов Д.В. говорил, что "только при таком подходе может быть реализован принцип "здоровье через образование"".  

      РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЗА 2007-2008 УЧЕБНЫЙ ГОД.

  1. Ребята 2 класса стали меньше болеть, улучшилась успеваемость по всем предметам.
  2. Отряд "Солнышко" занял 1 место в соревнованиях, посвященных памяти В.И.Костина.
  3. Ребята показали хороший результат в лыжных гонках.
  4. Отряд занял 1 место в соревнованиях "Вперед, мальчишки!" и 1место на смотре строя и песни.
  5. Ребята победили в играх "Веселый поезд", "Шуточные эстафеты".
  6. Класс занял 3 место, участвуя первый раз в городских соревнованиях "Веселые старты".
  7. Участие отряда в турпоходе по "экологической тропе".
  8. Участие и победа ребят 6 класса и 2 класса в "Сказочных эстафетах" на Дне Здоровья осенью 2007 года.
  9. Участие ребят 6 класса в городских спортивных соревнованиях в октябре 2007 года, где Медзвелия Юлия была второй, Катков Максим занял 3 место.
 
 
 
 

      Заключение  

      Задачи  образовательных учреждений в сфере  охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных  документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ "Об образовании":

  • это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст.2);
  • это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51).

      В Законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст.28) подчеркивается, что в дошкольных и других образовательных  учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. В Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы сказано, что сохранение здоровья учащихся является одним из основных направлений и принципов организации воспитания во всех образовательных учреждениях.

      В Концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел "Образование  и здоровье", где изложены основные направления деятельности образовательных  учреждений в этой области, в том числе и формирование здорового образа жизни обучающихся.  
 

      Литература 

      
  1. Канаева И.Ю. Растить ученика здоровым. "Начальная  школа" №6 2001 г.
  2. Колесов Д.В. Здоровье через образование. "Биология в школе" № 2 2000 г.
  3. Похова А.И. Укреплять здоровье. "Начальная школа" №6 1990 г.
  4. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М., 1991 год.
  5. Ишухина Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников. Шуя, 2000.
  6. Шклярова О.А., Козупица Г.С. Культура здоровья в содержании общего образования.
  7. Материалы 3 Международного конгресса валеологов. Под ред. проф. В.В.Колбанова . СПб, 2002 год.
  8. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М., Просвещение, 1971 год.
  9. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., Просвещение, 1987 год.
  10. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу - с радостью.
  11. Практическая психология для учителя. Мн., "Амалфея", 1998 г.
  12. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск., 1984 год.
  13. Ильющенко В.В. Здоровье и образование. СПб., 1993.
  14. Калинова Г.С. Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников// Человек. Культура. Здоровье. - М., Генезис,1997.
  15. Карнова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, "Академия развития", 1997 год.
  16. Киколова А.И. Обучение и здоровье : Методическое пособие. М., 1988 год.
  17. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 1989 год.
  18. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003 год.
  19. Яковлев В.Г. , Ратников В.П. Подвижные игры. М., 1977 год.

 

Приложение 

      Пример  индивидуальной программы здорового образа жизни.

      ЦЕЛИ:

  1. Проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, появления хронических заболеваний.
  2. Уменьшить количество случаев заболеваний в классе.
  3. Научить ребят ответственному отношению к своему здоровью.
  4. Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках.
  5. Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением.

      Здоровье  ребенка можно считать нормой, если он:

  • умеет преодолевать усталость;
  • проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение,
  • самообучаемость;
  • честен, самокритичен;
  • коммуникабелен;
  • уравновешен.

      Во  всех материалах по здоровому образу жизни красной нитью проходит идея "очищения физического и духовного". Духовное очищение - первоочередная забота учителя, т.к. под духовным очищением подразумевается очищение, оздоровляющее не только душу, но и тело.  

      Приложение 

      Примерный план мероприятий, направленных на реализацию здоровьесберегающих технологий

      1. "Врач - Солнечный свет".

      Праздник "Доктор Солнышко".

      2. "Врач - Чистая вода".

      Беседа  с Доктором Чистая вода.

      3. "Врач - Физические упражнения".

      Игры, соревнования.

      4. "Доктор - Правильная осанка".

      Беседы  и игры.

      5. "Доктор - Правильное питание".

      Беседа "Что такое аппетит?"

      6. "Доктор - Активный отдых".

      Праздничное представление.

      7. "Доктор - Разум".

      Путешествие с ромашкой.

      8. "Доктор - Свежий воздух".

      Беседы, игры, викторины.

      9. "Доктор - Голодание". Беседы, викторины.

      Приложение

      Тема  урока. Огонёк здоровья. 

      3 класс 

      учитель начальных классов высшей категории  Юматова М.А. 

      Цели  урока: 1) научить ребят быть здоровыми душой и телом;

Информация о работе Использование здоровьесберегающей технологии залог успешности в обучении младших школьников